Гуру и учебник

   ГУРУ И УЧЕБНИК


   Для постижения великих учений необходимы гуру.
   Великие гуру не пишут книг. Они учат живым словом. Великий учитель сочетает в себе знания, огонь души, дар педагога и искусство убедительного повествователя.
   А разве физика, химия, математика, биология, музыка и другие, совершенно школьные предметы, тысячелетиями выраставшие из опыта человечества – не великие учения?
   И эти учения ученикам, в лучшем «для впитывания» знаний возрасте, передают не гуру. Конечно, встречаются талантливые учителя. Но учитель – «массовая» профессия, со всеми издержками массовости… Да и талантливому учителю пригодился бы толковый помощник  –  по-настоящему хороший учебник.
   Учебник, конечно, не может заменить талантливого живого человека. Но, если и учебник «талантлив», то он тоже может передать живой дух великого знания.
   Все школьные учебники, по всем предметам, словно написаны одним автором. Бедным чувствами, как созданный им учебник.
   И этот автор действительно есть. Это и многовековая традиция, по умолчанию, предполагающая, что знания даются уму, но не сердцу. Но чтобы оживился ум, надо зажечь сердце. Это и система учебных программ, согласований и утверждений. Она ни в чём души живой не оставит. Поэтому есть отличные (но, всё-таки, не настолько, как хотелось бы) научно-популярные книги по многим отраслям знаний. А вот учебники… Конечно, это разные жанры. Но почему же важнейший из них оказывается таким убогим? И для большинства учащихся учёба остаётся только одной из ступенек социализации. А великие учения, ставшие школьными предметами… Да так… Ни уму, ни сердцу.
   Учителя рассказывают об интереснейших вещах, составляющих мир, в котором мы живём, и о нас самих. А учебники повествуют об этих чудесах безэмоциональным монотонным голосом. Учебники пишут не писатели.       Поэтому читать их скучно. Язык учебника заразителен. Он заполняет всю образовательную среду. И учитель начинает говорить языком учебника, и глохнет его собственное живое слово.
   Талант писателя заключается в том, что, пользуясь словами, известными нам с детства, он рассказывает об узнаваемых людях и обычных событиях так, что нам интересно об этом читать.
   Чтобы талантливо написать учебник приходится говорить неизвестными нам словами, и описывать явления, нам совершенно незнакомые и, часто, далёкие от нас, но так, чтобы «задевать» душу читающего, чтобы нам, всё равно, стало интересно. Для этого, наверное, надо быть талантливым вдвойне.

   Страты подсознания укладывались в течение сотен миллионов лет эволюции. Оно гораздо мощнее и увереннее человеческого сознания, появившегося совсем недавно. Поэтому, в критические моменты жизни они, как правило, способны полностью заглушить голос сознания. Волны скуки поднимаются из подсознания, когда в процессе учёбы ничто эмоциональное не подпитывает его. Преодолеть скуку учебника может только эмоциональное искусство талантливого педагога. Но работать- то они должны вместе:  и учитель и учебник. Талант педагога невозможно тиражировать. А учебник имеет тираж. Поэтому просто необходимо, чтобы учебник был написан понятно и талантливо. Чтобы он «задевал» и заинтересовывал. Чтобы подсознание ученика получало эмоциональную «подпитку» и не «глушило» скукой, не делало безразличным великий и таинственный процесс усвоения знаний, в таком объёме дарованный только человеку.



Рецензии
Здравствуйте, Александр.

Я просто продолжу тему, которую вы затронули.

Прямой перевод слова "гуру" -- "учитель". И вроде бы нет никакой разницы, но это только в той среде, где на родном языке учителя называют гуру. А если обратить внимание на различия, которые обнаруживаются в средах, где понятие "учитель -- гуру" звучит на другом языке, например, на русском, то вырисовывается некая разница. Гуру часто называют только Духовных учителей, но и это не вся разница. К гуру никого не загоняют насильно, как в образовательные школы различного порядка. К гуру приходят сами и просят о наставлении и учении. У Гуру и учебники особые, и далеко не скучные. Гуру не удерживает своих учеников обещанием диплома или аттестата зрелости, он(она) передаёт запрошенные знания, которые не требуют вещественного подтверждения. О них никто не спросит при приёме на работу, но они могут играть свою роль в личных исследованиях, принимаемых решениях и выводах.

Образовательные учреждения редко содержат тех учителей, которых бы желали сами учащиеся. В лучшем случае абитуриенту приходится выбирать из того что есть, а чаще вообще выбирать не приходится. Самые талантливые Учителя остаются в памяти учеников на всю оставшуюся жизнь и поэтому их иногда называют -- Гуру.

Учебники , так-же, могут быть написаны, как талантливо, так и бездарно, но именно учитель обучает пользованию учебником и предлагает по своему мнению, наилучший. Если же учитель не способен предложить качественный учебник, из-за его отсутствия, он должен написать его сам, или предложить пользоваться своими учебными материалами. В обратном случае -- он плохой учитель.

Беда общества в том, что у него нет выбора. Первый выбор -- учиться или не учиться тому, что обязывается к обучению. Второй выбор -- время (возраст) начала образования, ведь каждый человек созревает для обучения в своё время. Третий выбор -- время усваиваемости материала. Четвёртый выбор -- объём получаемой информации. Поэтому и учителя не стремятся к качественной подаче учения, ведь они без работы не останутся, учеников к ним всё равно приведут и заставят с ним функционировать. Статус учителя в имеющейся формации является сильно приниженным и ограниченным выше стоящими органами, которые уже расписали пошагово, что и как должен преподавать учитель. А, учитель по протоколу -- это уже не учитель, а нанятый продавец или курьер информации. В данных обстоятельствах редко рождаются драгоценные самородки, и их очень быстро изымают из серой системы, чтобы не высвечивали никчемность остальных. В данных обстоятельствах, вся надежда, как-то скрасить обучение несвободных в выборе вынужденных учеников, опирается на качественный учебник, способный заинтересовать хоть чем-то, чтобы учёба не ощущалась тотальным страданием. Однако, люди редко этим озабочены, в большей степени из-за своей беспомощности противостоять системе в которой живут.

Я считаю большой удачей в жизни, если нам встретился учитель, достойный называться Гуру.

С уважением.

Марина Тигра   24.01.2025 17:48     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение.
Издавна говорили, что для трёх видов деятельности обязательна "искра божия" - талант. Это - учитель, врач и священник. С тех пор, как эти "специальности" стали массовыми, "искра божия" стала пробиваться нечасто - талант, по прежнему, редок.
Моя статья написана, в первую очередь, об учебнике. Может быть, мне не повезло, но мне ни разу не встретился интересный школьный учебник.

С уважением

Александр Гаврилов 7   24.01.2025 20:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.