Гуру и учебник

   ГУРУ И УЧЕБНИК


   Для постижения великих учений необходимы гуру.
   Великие гуру не пишут книг. Они учат живым словом. Великий учитель сочетает в себе знания, огонь души, дар педагога и искусство убедительного повествователя.
   А разве физика, химия, математика, биология, музыка и другие, совершенно школьные предметы, тысячелетиями выраставшие из опыта человечества – не великие учения?
   И эти учения ученикам, в лучшем «для впитывания» знаний возрасте, передают не гуру. Конечно, встречаются талантливые учителя. Но учитель – «массовая» профессия, со всеми издержками массовости… Да и талантливому учителю пригодился бы толковый помощник  –  по-настоящему хороший учебник.
   Учебник, конечно, не может заменить талантливого живого человека. Но, если и учебник «талантлив», то он тоже может передать живой дух великого знания.
   Все школьные учебники, по всем предметам, словно написаны одним автором. Бедным чувствами, как созданный им учебник.
   И этот автор действительно есть. Это и многовековая традиция, по умолчанию, предполагающая, что знания даются уму, но не сердцу. Но чтобы оживился ум, надо зажечь сердце. Это и система учебных программ, согласований и утверждений. Она ни в чём души живой не оставит. Поэтому есть отличные (но, всё-таки, не настолько, как хотелось бы) научно-популярные книги по многим отраслям знаний. А вот учебники… Конечно, это разные жанры. Но почему же важнейший из них оказывается таким убогим? И для большинства учащихся учёба остаётся только одной из ступенек социализации. А великие учения, ставшие школьными предметами… Да так… Ни уму, ни сердцу.
   Учителя рассказывают об интереснейших вещах, составляющих мир, в котором мы живём, и о нас самих. А учебники повествуют об этих чудесах безэмоциональным монотонным голосом. Учебники пишут не писатели.       Поэтому читать их скучно. Язык учебника заразителен. Он заполняет всю образовательную среду. И учитель начинает говорить языком учебника, и глохнет его собственное живое слово.
   Талант писателя заключается в том, что, пользуясь словами, известными нам с детства, он рассказывает об узнаваемых людях и обычных событиях так, что нам интересно об этом читать.
   Чтобы талантливо написать учебник приходится говорить неизвестными нам словами, и описывать явления, нам совершенно незнакомые и, часто, далёкие от нас, но так, чтобы «задевать» душу читающего, чтобы нам, всё равно, стало интересно. Для этого, наверное, надо быть талантливым вдвойне.

   Страты подсознания укладывались в течение сотен миллионов лет эволюции. Оно гораздо мощнее и увереннее человеческого сознания, появившегося совсем недавно. Поэтому, в критические моменты жизни они, как правило, способны полностью заглушить голос сознания. Волны скуки поднимаются из подсознания, когда в процессе учёбы ничто эмоциональное не подпитывает его. Преодолеть скуку учебника может только эмоциональное искусство талантливого педагога. Но работать- то они должны вместе:  и учитель и учебник. Талант педагога невозможно тиражировать. А учебник имеет тираж. Поэтому просто необходимо, чтобы учебник был написан понятно и талантливо. Чтобы он «задевал» и заинтересовывал. Чтобы подсознание ученика получало эмоциональную «подпитку» и не «глушило» скукой, не делало безразличным великий и таинственный процесс усвоения знаний, в таком объёме дарованный только человеку.



Рецензии