Россказни Никитича

Россказни Никитича. Игры Лешего

Есть у нас с мужиками одна традиция, нет, не ходить в баню под Новый год, а осенью, как пойдут туманы да начнут вылазить грибы лисички, собираться и идти за белыми. Было у нас одно место, далече только, километров 20 от села, туда ещё мой дед ходил и прадед, этот царь грибов всегда там водился. Обычно мы собирались с вечера, чтобы выйти перед рассветом, брали с собой еду на целый день, корзинки и рюкзаки для грибов. Иногда бывало столько грибов, что еле до дома донесешь, но на машине туда не проехать- потаённые места.

Собрались мы за грибами: Мишка - сосед справа, Колька - сосед через дорогу, да я. Дружба наша тянулась с самого детства и за сорок пять лет мы стали почти братьями, старались держаться вместе и поддерживать друг друга.

С вечера собрали провиант и как прокричали первые петухи, двинулись в лес. Сначала дорога была хорошей - лес редкий смешанный, потом березовая роща и потихоньку начинался хвойный лес и чем дальше, тем гуще и непроходимее. Уже не попадалось тропинок и следов, оставленных человеком, но наша дорога была неизменна, ориентиром служили определенные деревья, стоявшие здесь ещё до нас. Потом лес опять редел, образовывая пространство внутри чащобы, тут и было наше грибное место. В тот год охота не удалась, поэтому раньше обычного мы двинулись обратно, неся полупустые корзинки.

- Никак леший все грибы в этом году собрал, - сказал, смеясь, Мишка.

- Да уж… и не говори, - ответил я с грустью, — вот выйдем в березовую рощу, может подберезовики ещё остались, хотя людьми там всё вдоль и поперек исхожено.

Дойдя до рощи, мы немного осмотрелись и не найдя признаков грибов, перекусили и двинулись в село, благо было уже недалече. Только вот роща всё не кончалась и не кончалась. Первым заметил Николай.

-По времени мы уже должны были выйти к полям, - сказал он задумчиво и почесал затылок.

- Да вон просвет виднеется, сейчас в поле и выйдем, - ответил Михаил.

- Вот ничего себе! – удивился я, - да это просека. Не может быть!

- Странно всё это, не такая уж и большая эта роща, чтобы заблудиться, да и знаем мы её как облупленную, - сказал Николай, - никак Мишка Лешего расстроил.

- Леший - это сказочный герой, - отпарировал Михаил и ускоренным шагом двинулся по тропе вперед.

Так мы прошли ещё час, два или три, и к этому времени день должен был уже клониться к закату, но что удивительно, солнце как будто и не собиралось сдвигаться со своего места. Раздражение поселилось в нашей дружной компании.

-Мишка дошутился, - начал Николай, - до скончания века будем тут кругами ходить? Никитич, твоя тёща рассказывала что-нибудь о Лешем?

Стоит заметить, что тёща моя была травницей, лечила людей и верила во всякую «чертовщину» и предания.

- Рассказывала что-то.

- Давай вспоминай, вытаскивай нас из этого замкнутого круга.

- Говорила, что Леший любит с людьми играть, запутывать их.

- А выпутаться то как?

- Нужно снять с себя всю одежду и одеть её на левую сторону.

- Нелогично как-то, - вмешался в разговор Михаил, - ладно бы задобрить его, подарки подарить или слово какое сказать, а это?

- Нам проще, - ответил я.

Мы стали переодеваться, пришлось раздеваться до гола и выворачивать все на левую сторону. Странная со стороны картина получалась - раздевающиеся мужики в березовой роще. Но это помогло, минут через 15 мы вышли к полю и радостные зашагали в сторону села. Пришли домой, к удивлению, рано, как-будто и не было этих потерянных в роще часов. Выходит, россказни тёщи спасли нам жизнь.

 

Россказни Никитича. Самоубийца

Случилось это ранней осенью, когда деревья ещё не успели сменить свой наряд. Уже в сумерках возвращаясь домой через лес, я заметил под дубом хрупкую фигурку, она стояла под толстой веткой с надетой на шею петлей, словно застывший кадр из фильма ужасов.

-Ты что это удумала!?- крикнул я и бросился к дереву.

Это была худая девчушка лет четырнадцати с большими глазами и светлыми волосами, завязанными в хвост. Она стояла бездвижно, как-будто не замечая меня, дала снять с себя с петлю и не шелохнулась.

-Ты чего это? - опять спросил я и потянул за собой. Она уперлась, её тело, казалось, приросло к месту, глаза смотрели безучастно, - пойдем домой, у тебя вся жизнь впереди.

-Нет, - сказала она почти шёпотом и слезы градом полились из её глаз.

Я немного растерялся, мне не приходилось иметь дело с плачущими подростками, но было понятно, что оставлять её одну нельзя.

- Что случилось? Мальчик бросил? - спросил я.

- Они не любят меня, -сказала девушка сквозь слезы.

- Кто?

- Все.

- Но кто-то всё равно любит. Родители.

-Меня никто не любит, им на меня плевать. Но я им всем докажу… вот когда меня не станет они поймут… что это их вина…

- Хорошо, -сказал я ей в успокоение и продолжил, - но доказательство чего-нибудь — это проявление силы, а самоубийство — это проявление слабости.

-Почему?

-Потому что так ты убегаешь в другой мир, как трусиха. Я понимаю, в этом возрасте целая гора эмоции, но послушай, что скажет ум, он лучший советчик. А он тебе скажет не думать о них, а думать о себе. Какой ты хочешь стать? Умной, сильной, чтобы одноклассники завидовали. Вот тогда ты им докажешь, хотя может уже и не будет в этом необходимости.

Так под мои увещевания мы дошли до ворот её дома. Она кивнула и зашла в ворота. Видел я её после этого много раз, она всегда была сосредоточена и нелюдима. А лет через пять зашла к нам сама, обняла меня и шепнула на ушко: «Спасибо, дядя Никита!» и только мы с ней знали за что.

Россказни Никитича. Кот с человеческими глазами.

   Летним вечером, когда жара уже пошла на убыль, решил я затопить баньку, зашёл внутрь, а на полке кот сидит. Лапы вместе сложил, пушистый… шерсть чёрная, усища белые, смотрит на меня, ну впрямь как человек. И вспомнилась мне история одна, одна из тех, что тёща моя, травница, любила рассказывать.

   В соседнем селе жила одна семья. Жили ладно да правильно, дом построили новый деревянный, скотину завели, сына родили. Мать ребенка берегла как зеницу ока, за ворота одного не пускала, от людского сглаза прятала, пылинки сдувала. Но разве уследишь за всем, залез он как-то на крышу бани и упал, когда спускался, прямо на груду старых камней, принесенных откуда-то отцом. Умер на руках у матери не сразу, послали за лекарем, но жил он далече, к его приходу всё было кончено.
Материнское горе ни с чем не сравнится, винила она во всем то себя, то мужа, что лестницу не убрал, да камни приволок. Есть перестала, всё плакала да причитала, через месяц успокоилась, присмирела, всё больше спала, забросив домашнее хозяйство.

   Мальчик стал приходить к ней во сне, там они были опять вместе и счастливы, как будто и не было разлуки и смерти. Сон-трава стала ей помощницей. И чем больше она находилась во сне, тем сильнее зазывал он её к себе, только клятва, данная при алтаре, не давала ей покинуть этот мир. Как не разрывалось её сердце, она всегда отказывалась. Где-то внутри ещё не погас огонек любви к супругу.
Однажды она вышла во двор и увидела кота, он сидел на крыльце и не отрываясь смотрел на женщину: «Ванятка!» - воскликнула она и обняла кота. Глаза его и впрямь были как у мальчика - человеческие. Вырвался он из рук и полез по лестнице на крышу той самой бани, она метнулась за ним, да только сорвалась и упала на те же самые камни. И умерла так же, как и сын её, а кот тотчас пропал. Вот и неизвестно, кот это виноват или не кот это был, да ещё поговаривали, что камни те самые хозяин принес с кладбища, разобрав чей-то разваливающийся склеп.

Россказни Никитича. Пропащая деревня.

   Пришло мне как-то письмо от сослуживца с приглашением приехать в гости, полно, мол, морошки в этом году. А кто ж не дурак царской ягодой запастись. Собрал я с утра нехитрые пожитки в дорогу, не забыв взять большой рюкзак и две корзины под ягоды, и двинулся к железной дороге. Поезда в том направлении ходили часто, ждать долго не пришлось, через четыре часа я был на месте. Сослуживец мой, Егорка, жил в деревеньке, как раз около железки, а через пару километров начинались болота, где и водилась ягода.

   На нужной станции вышел только я и сразу увидел одинокую фигуру Егорки, который подошел ко мне быстрым шагом и горячо пожал руку, а потом крепко обнял и похлопал по спине своей тяжелой рукой. В радостном и возбужденном состоянии мы пошли по направлению к дому.
-Рад, очень рад, что ты приехал, - начал он, - сегодня передохнешь с дороги, а завтра чуть свет двинем на болота. Ягоды полно, за пару часов корзины будут полные.

  Мы быстро дошли до нужного дома. Хозяин жил бобылем, но в доме был порядок и стол накрыт к приезду гостя. Так за столом и просидели до вечера, делясь прожитыми новостями.

   Проснувшись с первыми петухами, собрались и двинулись в сторону болот. Через некоторое время стали попадаться первые ягоды, но их было не очень много, поэтому нам приходилось продвигаться всё дальше и дальше. Спустя несколько часов корзины были полные и можно было поворачивать обратно, но тут я заметил вдалеке темные крыши каких-то строений.
-Видать, деревня там? - спросил я своего спутника.
-Была когда-то, да только там давно нет никого.
-Пойдем глянем?!
-У нас люди её сторонятся. Чертовщина там, говорят, проклятая деревня.
-Тем более надо сходить посмотреть. Оценить, так сказать, чертовщину по пятибалльной шкале.
-Ладно, только заходить в избы я не буду.

   Деревенька располагалась на большой поляне, у начала которой мы оставили корзины с ягодами, и пошли к домам. Всего их было шесть. Шесть хозяйств с банями, сараями и огородами, шли они по бокам одной улицы и очень хорошо сохранились. Только что меня удивило в первую очередь — это ворота. Большие массивные деревянные ворота были как-будто выдернуты из земли и приподняты так, что чуть входили в углубление и непонятно за счет чего им удавалось стоять так ровно. Я открыл крайние, сделал шаг и, зазывая, посмотрел на друга, он интенсивно замахал руками в знак протеста.

   За воротами стоял небольшой домик с красивыми расписными наличниками и резным крыльцом, ни дождь, ни морозы не состарили его. Зайдя в дом, я сразу почувствовал запах дерева, березовых листьев и свежего хлеба. В комнате было чисто, свежие занавески весели на окнах, чуть прикрывая комнатные цветы, в красном углу горела свечка, озаряя лики святых, стол был накрыт и от стоявшей на столе картошки шёл горячий пар, всё было готово к приходу хозяев. Я кликнул пару раз, но никто не отозвался.

  Выйдя на улицу, поведал об уведенном Егору.
  -Так и есть, чертовщина, - сказал он и сплюнул.
-Да живет здесь кто-то, вот и всё.
-Ага, так же как 70 лет назад. Ты пойди все дома обойди. То же самое увидишь. Поговаривают, что люди здесь от войны прятались, а потом однажды пропали все разом и время тут остановилось. Потому как место это недоброе.
-А ворота почему так выкорчевали?
-Потому как защита под ворота была запрятана.
-От кого защита?
-Суеверные люди много от кого защищаются. Да только не помогло им это. Пойдем, смеркается уже, нельзя здесь на ночь оставаться, сгинем.

   Странное творилось в моей душе, с одной стороны, мне не верилось во все это и простым объяснением было, что люди просто вышли. Ушли за ягодами, например. Но, с другой стороны, что-то внутри тревожило меня и вспоминалось то ощущение непреодолимого страха и беспокойства, когда я преступил за ворота дома и зашел внутрь. «Уходи» - шептало нутро.

   Мы быстрым шагом двинулись в сторону дома и только в сумерках дошли до места. На утро я отправился домой с полными корзинами морошки. Вот бы и радоваться, да только какое-то неприятное чувство засело у меня внутри, после посещения деревни, как-будто манила она меня обратно. Поставил бы я этой чертовщине пять баллов.

Россказни Никитича. Целитель.

   Целителей, знахарок в нашей стране множество, почитай, почти в каждом селе найдется. И все потомственные, только старики знают кто у кого в роду был, кто лечит, а кто так на вере людской живёт. Вот и у нас был такой старичок в соседней деревне по части бесплодия. Ездили к нему из городов и деревень молодые девчонки и отчаявшиеся женщины.

   Жил он с семьей сына в добротном доме с большим хозяйством. И, хотя было ему уже далеко за восемьдесят, держался молодцом, принимал по несколько человек в день, приезжающие платили ему деньгами, продуктами, в общем кто чем мог. Цену за лечение он не называл, но каждый знал её, потому как молва людская далеко убежала.

   В нашей деревушке жила семья на окраине, детишек никак не получалось у них завести и, отчаявшись, женщина упросила мужа отвезти её к целителю. Муж противится не стал, благо и ехать не далече. Собрали яиц, молока, курицу зарубили в оплату лечения и поехали.

   Встретил её старичок худущий, скрюченный, с седою бородой, глазки маленькие, но живые, юркие. Повел он её в теплую баню (там он своих гостей принимал), поставил посередине и стал ходить вокруг и шептать, иногда задевая руками обнаженное девичье тело. Уже и ноги стали затекать, но не смела она пошевелиться, так прошло около получаса. Вышла девушка в предбанник, оделась, сунула деньги в руку старика и кинулась прочь. Старик прокричал ей в след: «Ещё 5 раз приходи, тогда понесёшь».

   На обратном пути она ничего не рассказала мужу о бане и раздевании, сказала только про нашептанные заклинания. Как не стыдно ей было опять обнажаться перед стариком, но желание иметь ребенка от мужа было сильнее.
Приехав в следующий раз, она столкнулась с выходящей от целителя молодой девушкой. «Неужели так нужно, - думала она, -может спросить у этой девушки, что происходило в бане? Но нет, стыдно. Потерпеть эти костлявые прикосновения и чужой взгляд. Немного, ещё немного и у неё будет ребенок и она забудет об этом старике навсегда».

   Как обещал целитель, так и случилось, после шести посещений пришло долгожданное счастье - пополнение в семье. В положенный срок родился здоровый мальчик и стал подрастать, радуя своих родителей. Когда мальчику исполнилось пять лет, он заболел и его положили вместе с матерью в городскую больницу. Там, к удивлению женщины, она встретила ту самую девушку, которая выходила от целителя, она тоже была с сыном, но что поразило её больше всего - так это то, что ребенок был точной копией её сына. Каким силам молился целитель, зарождая в женщине новую жизнь? Кому нашептывал заклинания? Никто не знает. И неизвестно, сколько ещё ходят по земле детей единого облика и подобия.


Рецензии