Навстречу войне

 
Мысли о патриотизме  часто будоражили мою голову. В моём понятии патриотизм, это  духовные силы человека, готовые к защите  и спасению Родины,  не отделяю и  семью. Конечно,  патриотизм передаётся с молоком матери и закрепляется  воспитанием. Только с таким чувством наш народ смог победить в Великой Отечественной войне.
 
Детство моего отца, как у большинства мальчишек Приамурья, протекало в  деревне. Рос Сергей и воспитывался в большой семье,  предки которой считались потомками стрельцов петровской эпохи, поселившихся на берегу Дуная. Мои деды, то есть родители отца, освоили вольные места Приамурья в 1906 году.

В семье было семь детей, первые пять мальчики (старший умер малышом),  отец считался четвёртым ребёнком, за ним шли младшие  две сестры и брат.
Сергей родился 20 октября 1925года в селе Покровка Тунгусского района, это в девяти километрах от Хабаровска. Место очень красивое, рядом протекает протока Пемза, берег которой усеян песком янтарного цвета. Боярышник,  дикая яблоня и липа доминируют над растениями. Но, есть и ягодные болота, где водится много водоплавающей птицы.

Отец рос шустрым, любознательным, и, в тоже время, озорным пацаном, родители еле справлялись с ним. Старшие братья научили его стрелять с семи лет, и часто  брали на охоту, или рыбалку, так как маленький Серёжа настойчиво упрашивал взять с собой. Без рыбы и подстреленных уток они не возвращались. Братья были для него авторитетом, и он старался им подражать – косил траву, управлял лошадью, заготавливал дрова, а бывало, отправлялся с ними на вёсельной лодке по строптивому Амуру в Хабаровск.

В 1936 году старшему брату Степану пришло время проходить службу в Приморье. В 1938 году его часть принимала участие в боях на озера Хасан. Второй брат, Тимофей, получив звание лейтенанта, был направлен  во Владивосток. Серёжа заскучал, затосковал по братьям, ему приходилось присматривать за младшим поколением.

Как-то, от скуки,  без разрешения, одиннадцатилетний отрок взял охотничье ружьё и решил пострелять. Родителей в это время дома не было.
Серёжа попросил шестилетнюю сестру:

 – Лида возьми эту консервную банку, и подержи над головой, - затем стал стрелять.

В банку отец попал, но она задела мизинец. Пальчик удалось сохранить, но он больше не сгибался. 
В будущем, в замужестве, у сестры Лиды родится сын Андрей с искривлённым, не сгибающимся мизинцем, как у матери. В генетике так часто бывает – искусственное приобретение, переходит в наследие.  Удивительно то - он стал профессиональным скрипачом, где работают не только смычком, но и пальцами. Скрипачом стал и внук Лидии, так же с искривлённым мизинцем – в настоящее время он  играет в гос. симфоническом оркестре им. Чайковского в Москве.

Наказывать детей, было не принято – в семье велась разъяснительная работа. Дед Арефий с ним поступил  строго –  он категорично запретил брать ружьё.  Такое решение для Сергея было хуже телесного наказания. А бабушка, посмотрев на икону Божьей Матери, сказала:
 
– Она всё видит и расскажет мне.

На следующий день, как только родители ушли по делам, отец снял икону и бумажками заклеил глаза.
Семья заметила это не сразу, ибо обращались к Богу не всегда …
 Наконец, в 1939 отец заканчивает учёбу и получает свидетельство об семилетнем образовании. В те времена неполное среднее образование считалось 7-летним, а не 9-м, как сейчас. Средней школы в Покровке не было,  все подростки  учились в посёлке им. Тельмана, который находился в 5-ти километрах.

Продолжать учёбу Сергей не стал – решил уехать в Приморье к Тимофею. Во Владивосток рвалась вся дальневосточная молодёжь, там был морской порт, и рядом шла война Китая с Японией, да и там намечалась перспектива получить профессию.
Вначале 1940 года Сергей прибыл во Владивосток. Тимофей принял его с радостью и помог устроиться  учеником в порту. Отца поразила мощь и величие кораблей, то, что он видел на Амуре, в сравнение не шло. 

22 июня1941 года началась Великая Отечественная война. Все рвались на фронт и отец мой тоже. Военкомат шестнадцатилетнего парня не брал. И тогда он прибавил себе год, и по новым документам, осенью 1941года, стал семнадцатилетним юношей (так делала почти вся молодёжь в  годы войны).   Воинскую часть, где служил Тимофей, придерживали во Владивостоке, на случай войны с Японией. Вечерами дома шли разговоры о войне.  Как-то сказанные слова брата во время беседы стали пророческими:

 – Сергей, воевать тебе на морях.

Так оно и случилось. Добиться разрешения на фронт, Сергей смог только в декабре 1941 года, где сразу был отправлен на базу Северного флота,  в Североморск, а оттуда  прямиком в боевую часть №25108.
Это был Северный фронт, нужны были морские знания – ребят без знаний не допускали к технике. Молодых воинов сразу стали обучать профессии моториста и торпедиста.

Отец рассказывал, - когда первые курсанты-торпедисты вышли в первый раз в море принимать бой, то их корабль фашистский линкор атаковал торпедами и затопил.
Это была первая трагедия 16-ти–летнего Сергея – погибли друзья-мальчишки. Отец долго переживал гибель товарищей. Об этом он с болью вспоминал даже в мирное время.

После окончания курсов отец был направлен  воевать на сторожевой корабль «Смерч» -  ведущее судно в северных водах. На нём он встретил страшное лицо войны. Её он не боялся, парень был закалённый с детства. Такие ребята были рядом с ним. «Смерч» название своё оправдал – худо было немцу на водах. Победу сторожевой корабль встретил на Кольском полуострове.
 


Рецензии
Хороший рассказ...

Олег Михайлишин   01.10.2020 14:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег!

Ольга Суслова   02.10.2020 03:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.