Нас перелистывает время 5

                1942 - 1944гг.
                _____________

                БАРЫНЯ

ИЗ СООБЩЕНИЙ СОВИНФОРМБЮРО: "...Я выполняю сейчас норму на 250 %, — заявил стахановец тов. Копышков, — но в сегодняшней обстановке этого мало. Чтобы помочь Красной Армии скорее уничтожить фашистских захватчиков, все мы должны работать ещё лучше. Я обязуюсь до конца войны выполнять норму не меньше, чем на 350 процентов»... Его поддержали все рабочие завода… Всё для фронта! Всё для победы!"
                ***
      Прозвище «барыня» каким-то необъяснимым образом сопровождало Тому долгое время. Вспоминая своё военное детство, она горько улыбалась: «Ну, какая же я барыня!» Когда ей исполнилось 14 лет, она пошла работать. Как взрослых призывали в армию в первые годы войны, так и детей стали призывать на промышленные предприятия – на производстве ощущалась острая нехватка рабочих рук.Специалисты уходили на фронт, а на их место за станки становились дети. Среди них была и Тома.Вместе со своими ровесниками она пошла работать на военный завод, где изготавливались артиллерийские снаряды.
      В обязанности школьников входила упаковка в ящики снарядов различных калибров. Но упаковывали не сразу: сначала заряд взвешивали,потом смазывали, потом заворачивали в промасленную бумагу и только после этого упаковывали. Все операции производились вручную. Это был опасный и трудоёмкий процесс. Ведь каждый снаряд весил несколько килограммов, а за шесть часов работы через слабые детские руки проходили сотни килограммов. Тома приходила домой и буквально валилась с ног от усталости.
      А ведь она ещё и училась, потому что пообещала отцу хорошо закончить школу и поступить в институт. В школе приходилось сидеть в холодном, неотапливаемом помещении и писать разведённой сажей, вместо чернил,контрольные, диктанты на клочках бумаги,газетах, квитанциях, потому что тетрадей не было.Все предприятия лёгкой и тяжёлой промышленности работали на нужды фронта.После работы на заводе у неё болели руки, ломила спина, но Тома была горда, что тоже вносит свой
вклад в победу над врагом, да и возможность улучшить питание своей семьи была не лишней…
      Её трудовая деятельность не ограничилась упаковкой снарядов. После военного завода Томе пришлось работать и на прядильной фабрике, и на предприятиях пищевой промышленности. А ближе к окончанию войны она устроилась санитаркой в туберкулёзный диспансер. Именно работа в больнице послужила отправной точкой
для окончательного выбора профессии.
                ***
      Но почему всё-таки «барыня»? В Томиной семье отец иногда называл своих близких исключительно по-своему: Юрасика – «седым клопиком», потому что он был маленьким толстеньким и с белыми курчавыми волосиками;свою жену Клавдию за добрый, отзывчивый характер, трудолюбие и золотое сердце – «золушкой»; а вот Тамару – «барыней». Почему?
      Как-то, ещё до войны, Тома спросила отца:«Папа, почему ты называешь меня барыней? Барынь и господ прогнали ещё в революцию. Я – пионерка, верная заветам Ленина, хорошо учусь,занимаюсь общественной работой. Да и ты –коммунист, уважаемый человек на фабрике,веришь в победу коммунизма, а называешь меня
буржуазным словом?»
      Отец посмотрел на неё очень ласково, с улыбкой и, как показалось Томе, с гордостью повторил: «Барыня ты моя! Уж, очень ты на мою мать, твою бабушку Варвару похожа!»
      – А разве моя бабушка – барыня? – спросила Тома. Но отец ничего не ответил.
      Позже Тома вспоминала, как они всей семьей(мать, отец и она) в начале тридцатых годов жили в огромной комнате (или квартире) в центре Москвы, около Елоховской церкви. Правда Тома была тогда очень маленькой, но громадность
комнаты так сильно поразила детское воображение, что она запомнила её на всю жизнь.Куда потом делась эта «комната – квартира», до конца не было ясно. Одна из версий, которую озвучивали родители: бабушка отдала её добровольно монастырю, а сама переехала в крохотную комнатушку в деревянном бараке в Марьиной роще.
      Бабушка Варвара была женщиной образованной, начитанной, но властной, скрытной и непримиримой. Всем своим детям, а их было трое, она дала высшее образование, хотя воспитывала их одна, без мужа. Матвей (муж)оставил её почти сразу после революции. А вот с пролетарскими родственниками своей невестки
бабушка Варвара не общалась.
                ***
      Шёл третий год войны. Постоянная нехватка продуктов питания, отсутствие элементарных предметов обихода, новой одежды, белья вынуждала людей идти на такие поступки,которые они вряд ли бы совершили в нормальных жизненных условиях.Томе и Зойке исполнилось по шестнадцать,Анфисе – почти восемнадцать. Детство давно
закончилось, и проблемы уже другие, взрослые,вставали перед девчатами...

– Привет, подруга! Ты, говорят, замуж выходишь? – спросила Зойка, останавливая Тому в общем коридоре.
– Прошу тебя, тише говори, – зашипела Тома.
– А разве это тайна! Половина казармы об этом судачит, а подругам – молчок! Не по товарищески.
– Зоя, замолчи, пожалуйста. Я сама не знаю, зачем согласилась. Бабушка пришла и давай меня и маму уговаривать: мол, к её знакомой сын с фронта пришёл, инвалид с одной ногой, зато у него усиленный паёк, да и сама знакомая на мясокомбинате работает и меня обещала устроить.Говорит, голодными никогда не будете. И знакомая, вроде как меня сватает, понравилась я ей. Решили вечер знакомства организовать,родственников пригласить.И тут меня переклинило! Только представила
накрытый стол и всех нас за этим столом, сразу на всё согласилась. Знаешь, о чём подумала: наконец-то наедимся!
– Томка, ты с ума сошла? Ты что его любишь?
– Да, я его знать не знаю! А ты говоришь – любишь!
– Ничего, стерпится - слюбится! – подключилась к разговору проходившая мимо Анфиска.
– Иди куда шла! Знаем мы твоё «слюбится»!Самой не стыдно военных приваживать и
продуктами с них брать?!
– А что тут такого! Зато всегда сытые – и мать, и я. А война всё спишет!
– Том, не слушай её!
– Да я и не слушаю. Просто не знаю, как мне из этой ситуации выпутаться, – грустно сказала Тома. – Идти-то сегодня надо!
– Не парься, Томка! Идите все в гости, посидите там, наедитесь, а потом потихоньку слиняете. Ну,поцелуешь «жениха» пару раз, а потом под каким-нибудь предлогом уйдёшь. Что он тебе сделает?
– Это как-то непорядочно!
– Брось! Непорядочно! – передразнила Анфиса. – А девчонку шестнадцатилетнюю в постель тащить порядочно, да ещё без росписи!
     Тома, закрыв лицо ладонями, заплакала.
– Ну, не плачь, Тома, не плачь! Мы с Анфиской пойдём на твоё сватовство, – сказала Зойка.
– Не надо, девочки, я сама справлюсь. Скажу бабушке, что передумала. Действительно, что они мне могут сделать! Спасибо, девчонки!Поддержали!
– Не за что! – в один голос сказали подруги.
 А Тамара решительно направилась в сторону бабушкиной каморки.

                ***
 ОПЕРАТИВНЫЕ СВОДКИ (1944г):"...в течение 5 января наши войска к северу от Невеля продолжали вести наступательные бои, в ходе которых заняли более 90 населённых пунктов..."
"... войска 1-го Украинского фронта после многодневных ожесточённых боёв овладели
городом и крупным железнодорожным узлом БЕРДИЧЕВ, а также с боями заняли более 60
других населённых пунктов..."
"...войска Белорусского фронта в результате умелого обходного манёвра сегодня, 14
января (1944г.), овладели областным центром Белорусской ССР городом Мозырь, городом и крупным железнодорожным узлом Калинковичи, а также с боями заняли более 40 других населённых пунктов..."
"...в течение 20 января (1944г.) войска Ленинградского фронта продолжали развивать успешное наступление и овладели городом и железнодорожным узлом Урицк (Лигово)..."
"...войска Волховского фронта в результате умелого обходного манёвра штурмом овладели городом Новгород..."


Продолжение http://proza.ru/2020/04/16/2062


Рецензии