1. Предисловие. Об астрономических знаниях древних
устрояя небо, Он вместе с ним творит для вечности,
пребывающей в едином, вечный же образ, движущийся
от числа к числу, который мы назвали временем
(37, d)
время возникло вместе с небом, дабы одновременно
рождённые, они и распались бы одновременно
(38, b)
чтобы время родилось из разума и мысли Бога,
возникли Солнце, Луна и пять других светил,
именуемые планетами, дабы определять
и блюсти числа времени
(38, е)
Платон. «Тимей»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Об астрологии написаны тысячи, а может и десятки тысяч статей и книг, и, кажется, добавить что-либо существенное по этой теме уже невозможно. Однако первое впечатление обманчиво, и всякий, кто серьёзно занимался исследованиями в этой области или просто интересовался обзорами астрологических материалов, может сказать: едва ли найдётся такая сфера человеческих знаний, о которой написано столько противоречивых и ложных суждений. Одни утверждают, что это наука, другие — оккультное знание, третьи — вид гаданий и т. д. Всех мнений не перечесть. Но есть ли среди этих бесконечных версий хоть одна правдивая? С этим мы и будем разбираться.
1. ОБ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЯХ ДРЕВНИХ
Прежде чем повести рассказ об астрологии, сделаем краткий исторический обзор знаний древних астрономов и приборов, которыми они измеряли время. На сегодняшний день древнейшие часы, известные науке, датируются 1600-м годом до Р. Х. (клепсидра) и 1450-м годом до Р. Х. (гномон), оба прибора были найдены в Египте. Между тем деление на часы впервые отмечено в Египте около 2100 г. до Р. Х., то есть на полтысячелетия раньше обнаруженных часовых устройств, а значит, приборы для измерения времени существовали уже в третьем тысячелетии до Р. Х.
Египтяне пользовались делением суток на 10 часов дня, 2 часа сумерек и 12 часов ночи. Около 1300 г. до Р. Х. эта система была заменена и сутки стали делить на день и ночь по 12 часов.
Все мы знаем про так называемый «антикитерский механизм», датируемый II – III вв. до Р. Х. Это античная вычислительная машина, с помощью которой можно было моделировать движение Солнца и Луны, а также Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Возможно ли такое? Исследования учёных Прайса и Райта подтверждают, что возможно.
Кроме того, мы имеем свидетельство Цицерона (106 – 43 гг. до Р. Х.), писавшего о «древнем планетарии» стоика Посидония:
«Если бы кто-нибудь привёз в Скифию или Британию тот шар (sphaera), что недавно изготовил наш друг Посидоний, шар, отдельные обороты которого воспроизводят то, что происходит на небе с Солнцем, Луной и пятью планетами в разные дни и ночи, то кто в этих варварских странах усомнился бы, что этот шар — произведение совершенного рассудка» («О природе богов», кн. II, XXXIV, 88).
Как выглядел этот чудесный прибор, можно только предполагать — возможно, как армиллярная сфера, изобретение которой приписывают Эратосфену (III в. до Р. Х.), а может, это был более сложный механизм, наподобие антикитерского.
Цицерон также упоминает о древнем планетарии Архимеда:
«Я не сообщу вам ничего нового или придуманного или открытого мною самим. Ведь я помню, как Гай Сульпиций Галл, учёнейший человек, как вы знаете, когда была речь о таком же наблюдении, а он случайно был в доме у Марка Марцелла, который вместе с ним когда-то был консулом, велел принести сферу, которую дед Марка Марцелла, завоевав Сиракузы, вывез из этого богатейшего и роскошно украшенного города, в то же время не доставив оттуда в свой дом ни одного другого предмета из столь значительной военной добычи.
Хотя я очень часто слыхал рассказы об этой сфере, так как с ней было связано славное имя Архимеда, сама она не особенно нравилась мне; более красива и более известна в народе была другая сфера, созданная этим же Архимедом, которую тот же Марцелл отдал в храм Доблести.
Но когда Галл начал с большим знанием дела объяснять нам устройство этого прибора, я пришёл к заключению, что сицилиец обладал дарованием большим, чем то, каким может обладать человек.
Ибо Галл сказал, что та другая, сплошная сфера без пустот была изобретена давно и что такую сферу впервые выточил Фалес Милетский, а затем Евдокс Книдский — по его словам, ученик Платона — начертал на ней положение созвездий и звёзд, расположенных на небе; что спустя много лет Арат, руководясь не знанием астрологии, а, так сказать, поэтическим дарованием, воспел в стихах всё устройство сферы и положение светил на ней, взятое им у Евдокса.
Но, сказал Галл, такая сфера, на которой были бы представлены движения Солнца, Луны и пяти звёзд, называемых странствующими и блуждающими, не могла быть создана в виде сплошного тела; изобретение Архимеда изумительно именно тем, что он придумал, каким образом при несходных движениях, во время одного оборота сохранить неодинаковые и различные пути.
Когда Галл приводил эту сферу в движение, происходило так, что на этом шаре из бронзы Луна сменяла Солнце в течение стольких же оборотов, во сколько дней она сменяла его на самом небе, вследствие чего и на небе сферы происходило такое же затмение солнца, и Луна вступала в ту же мету, где была тень Земли, когда Солнце из области…» (Цицерон, «О государстве», XIV, 21 – 22).
Всё это говорит о том, что геоцентрическая система мира была детально разработана, как минимум, за несколько веков до Рождества Христова (а я полагаю — за несколько тысячелетий) и даже воплощена в совершенные механико-математические модели, позволяющие наглядно производить весьма точные (до угловых минут) вычисления движений небесных тел.
В целом знания древних о Космосе вызывают удивление. Вот что, например, они писали о природе звёзд:
«В действительности, они вовсе не так малы, как это кажется, напротив, размер каждой из них огромен. Этому стоит верить, так как это достаточно доказано. Безошибочно можно мыслить Солнце, всё в целом, гораздо большим, чем вся в целом Земля. Да и все движущиеся звёзды обладают удивительной величиной» (Платон, «Послезаконие», 933).
«Творец даровал каждой звезде два вида движения: во-первых, единообразное движение на одном и том же месте (т. е. вокруг своей оси — Л. К.); во-вторых, поступательное движение» (Платон, «Тимей», 40).
То есть уже во времена Платона было известно, что звёзды и Солнце (как одна из звёзд) не только перемещаются по орбитам в космическом пространстве, но и вращаются вокруг своей оси! Это просто невероятно!
У Цицерона мы читаем:
«Из эфира происходят бесчисленные огни звёзд, из которых главная — Солнце, всё озаряющее своим ярким светом и во много раз превосходящее по величине и объёму всю Землю. Затем остальные звёзды неизмеримой величины» (Цицерон, «О природе богов» кн. 2, 36 (92)).
Из каких астрономических источников черпал информацию Цицерон о размерах Солнца и других звёзд, почти за две тысячи лет до того, как их истинные размеры были установлены астрономами? Откуда такая осведомлённость древних о звёздах?
Или о Земле:
«Анаксимандр учил, что Земля покоится посередине, и она шарообразна» (Диоген Лаэрций, кн. 2, 1).
«Из богов небоздания древнее всех Земля; сооружена она, чтобы создать день и ночь, лежит посередине и обращается вокруг середины» (Диоген Лаэрций, кн. 3, 75).
«Земле же, кормилице нашей, Бог определил вращаться вокруг оси, проходящей через Вселенную, и поставил её блюстительницей и устроительницей дня и ночи как старейшее и почтеннейшее из божеств, рождённых внутри неба» (Платон, «Тимей», 40, с).
«Рассмотрим сначала всю Землю как целое. Она расположена посередине мира плотная, шарообразная, со всех сторон скруглённая в себе самой своими силами притяжения» (Цицерон, «О природе богов», II, XXXIX, 98).
«Земля — неправильный шар и напоминает по форме сосновую шишку, тем не менее она населена со всех сторон» (Плиний Старший, «Естественная история», кн. 2, гл. 65, 161).
«Известно, что весь круг земель, как ты узнал из астрономических наблюдений, представляет собой точку в системе небесного пространства. Если его сравнить с величиной небесной сферы, то можно сказать, что пространство его ничтожно мало. Лишь четвёртая часть этой земли, занимающей так мало места в мире, как стало известно тебе из сочинений всеведущего Птолемея, населена знакомыми нам существами. Если от этой четвёртой части мы мысленно отнимем площадь, занимаемую морями и болотами и отделим от неё области, опустошаемые засухой, то людям для проживания останется лишь очень ограниченное пространство» (Боэций, «Утешение философией», кн. II, 7).
Продолжение: см. http://proza.ru/2020/04/16/2414
Свидетельство о публикации №220041500131
Меня всегда завораживал вид звездного неба над головой. В городе почти не видно звезд, а за городом в ясные ночи возникает желание долго-долго смотреть на мерцающие звезды; пытаюсь угадывать созвездия, знакомые по астрономическим картам.
Древние люди сделали множество открытий, меня всегда это удивляло, откуда, каким образом?
Интересно!
С уважением,
Ирина Арапова 07.05.2020 17:22 Заявить о нарушении
Всего доброго!
Лео Корсо 07.05.2020 20:09 Заявить о нарушении