Комиссар Валье. Трудное дело

В дверь постучали и в кабинет комиссара Жоржа Валье вошел его инспектор Жюль с папкой.
- Еще утром шеф передал, - сказал он, - приказал навести справки.
- Что там за дело? – вздохнул комиссар.
- Наезды на пешеходов. За месяц двенадцать случаев, семь – смертельных. И все одна машина. Вот что мне удалось узнать. Машина Рено, но номера, которые видели много свидетелей, принадлежат другому Форду, есть заявление от владельца, что за ночь с него сняли номера. Так же свидетели говорят, что водитель среднего возраста и патлатый. На всей скорости проезжает пешеходные переходы, отсюда и наезды. Только он сразу же скрывается. Это все, что у нас есть.
- Почти что, ничего. – Пробурчал комиссар. – Даже неизвестно, угнанная машина или нет.
- Я думаю, что угнанная, но без настоящих номеров не определишь. Угнанных Рено десятки. Машина синяя, я уже проверил синие Рено, но среди угнанных таковая не числится. А вообще синих Рено около пятидесяти, зарегистрированных в городе.
- Раз он их сбивал, значит должны быть выбоины на капоте, а это значит, что он где-то ремонтируется. Возьми на себя ремонтные мастерские.
- Но их же пятьдесят, если не все семьдесят. – Жюль развел руками.
- А что делать? Надо искать зацепки. А транспортная полиция в курсе?
- Конечно, первым делом их оповестили, дали номера и описание машины. Работают. Да, только толку мало.
- Если они ездят на краденных номерах и машине, естественно, что они будут объезжать полицейские посты. Давай берись за мастерские, это единственная зацепка.
Жюль встал, и с глубоким вздохом вышел. Комиссар остался один и задумался. – Машина явно ворованная, - думал он, - и если воры умные, то они бы ее перекрасили. Номера тоже сняли с другого Форда. Только причем здесь наезды? Что они, ездить не умеют или слепые, чтобы не видеть знака пешеходного перехода? Нет, здесь было что-то, чего комиссар не понимал. Светиться на наездах им не было на руку, а ведь столько раз сбивали людей, и столько смертельных случаев! Сбивали, надеюсь, не специально, а просто лихачили, чем привлекали внимание. Самого водителя человек десять опознать могут. Непонятно все как-то. – Он вздохнул. – Кто же он такой? – Вопрос пока оставался без ответа.
Проверка мастерских у Жюля заняла неделю, но комиссар терпеливо ждал. Однако, ни в одной мастерской за последний месяц не ремонтировалось синее Рено, об этом доложил Жюль.
- Разного цвета были, я записал, - сказал Жюль, - это на случай, если они перекрашивали машину. И только если был побит передок.
Раздался звонок. Комиссар снял трубку и коротко переговорил.
- Наш лихач перелихачил, сегодня он въехал в простой магазин, стоящий у дороги. Но быстро вырулил назад и скрылся. Хозяин магазина сказал, что предок у него полностью разбит, но до мотора не дошло. Теперь точно на долгий ремонт поставят. Придется тебе еще раз ремонтные мастерские объехать, только здесь полегче, цвет не важен, главное, чтобы было Рено и с разбитым передком. – Жюль кивнул.
- Я их уже всех знаю, так что будет полегче, - сказал он.
Комиссар прождал еще неделю. Слава богу наездов не было, видимо машина и вправду стояла на ремонте. Наконец, появился Жюль.
- Рено в ремонте есть, я записал шесть мастерских, вроде подходят под наше, только цвета другие. И две мастерские закрыты, хотя я слышал, что там кто-то возится. Маленькие, может там сам хозяин и работает, да и мастерская может быть не зарегистрирована. Тоже записал. У тех, что открыты, проверил документы, все в порядке, и нашего номера среди них нет, хотя они уже могли снять другие и поставить на свою машину. Остаются эти две закрытые мастерские. Я стучался, только мне никто не открыл.
- Добивай, значит их, надо исключить все варианты. – Сказал комиссар.
Но на завтра Жюлю улыбнулась удача. Он стоял возле одной мастерской и без перерыва стучал.
- Что надо? – наконец, не выдержал мастер и вышел.
Жюль показал свой жетон, после чего хозяину пришлось открыть двери мастерской. На подъемнике стояло Рено синего цвета, все совпадало, даже до номеров.
- Откуда? – Спросил Жюль.
- Один патлатый парень или мужчина завез, лет этак под сорок. Обещал хорошо расплатиться, если быстро сделаю.
- Когда обещал прийти?
- Завтра к обеду. А что, он что-нибудь натворил?
- Пешеходов давил, вот что. А в этот раз аж в магазин въехал.
- Скотина! – выругался механик. – Только я машину в срок сдать должен, заказов мало. Пусть сначала расплатится, а уж потом забирайте.
- Тогда мы завтра у тебя здесь посидим немного.
- Сидите, сколько хотите, - механик махнул рукой.
- Отлично, - потер руки комиссар, - редко удается так быстро дела закрывать. Молодец, постарался. Завтра вместе пойдем, для одного нам подмоги не надо.
Назавтра они явились в мастерскую в десять утра, на всякий случай, и устроились в глубине мастерской, так, что с улицы их видно не было. Наступил полдень, но клиент так и не появлялся. Они просидели до вечера, но за готовой машиной никто не пришел. На всякий случай они провели еще один день в мастерской, но никто не явился.
- И уже не явится, - сказал комиссар. – Каким чудом он нас раскусил?
- Может видел, как я приходил и с механиком разговаривал? – вставил Жюль.
- Все может быть, только что будет сейчас? Мы договорились с механиком, что он нам звякнет, если тот появится, только это вряд ли.
Назавтра поступила сводка, что один лихач на Форде сбил пешехода. И опять видели патлатого мужчину.
- Значит, выходит, что он теперь чей-то Форд угнал? Ну и дела… - разнервничался комиссар. – Как же нам его взять? А ну-ка прошерсти опять мастерские.
На следующий день Жюль уже докладывал, что Форды на ремонте стоят, и с разбитыми передками и вмятинами, но номер не совпадает, да и цвет тоже, Форд, сбивший пешехода был бежевого цвета, редкий для машин цвет. Но он заехал в ту же мастерскую, где они ждали клиента, и нашел Форд там. Рено стояло на улице, а Форд был внутри.
- Послушай, а почему он отдает машины в одну и ту же мастерскую? Нам что, опять засаду делать?
Но делать засаду пришлось, хотя повторилась прежняя история, клиент за машиной так и не объявился.
- Черти что происходит, - подытожил комиссар. – Он что, угонщик? Ему так просто новую машину спереть? Вот что, у нас есть его полное описание от механика, составь фоторобот, и расклей их по городу, может кто и клюнет. Понял?
- Так точно, этим я и займусь, - отрапортовал Жюль.
Прошла неделя. Фотопортреты были расклеены по всему городу, но звонков не было. Зато прибавилось три наезда на пешеходов. На этот раз это было Пежо с фальшивыми номерами, которые многие запомнили. Шеф уже вызывал комиссара на ковер, но при всем желании тот не имел понятия, что делать. Поэтому он пообещал шефу золотые горы и вышел.
Сегодня по сводке Пежо именно с такими номерами был зафиксирован на одном посту дорожной полиции, но приказу остановиться не подчинился и, виляя из стороны в сторону, прибавил газу. Вслед за ним выехала патрульная, но Пежо уже скрылось из вида.
Две старые машины преступника Форд и Рено были поставлены на специальную полицейскую стоянку. Самое интересное, что за Рено клиент с механиком рассчитался, а за Форд пообещал, когда будет забирать. И еще очень важная вещь было то, что все отпечатки пальцев были вытерты, исключая багажник и капот, на которых остались отпечатки их прежних владельцев, и самого механика. Значит, преступник знал, на что он идет, и соблюдал все меры предосторожности. Но зачем же давить людей? Это вопрос мучал комиссара.
Но, наконец посыпались звонки. Патлатых оказалось слишком много в Париже, и бедный Жюль просто замаялся с ними. Что толку, что он переговорил с первой пятеркой? Даже отпечатков пальцев у полиции не было. Дальше разговаривать с остальными было просто нецелесообразно.
А количество пострадавших пешеходов все увеличивалось. Нет, не каждый день, а пару раз в неделю, преступник давил пешеходов. Теперь он не ремонтировал машину, а просто ездил с вмятинами, так рассказывали свидетели. Причем наезды были в разных частях города.
- Ты не с людьми разговаривай, - старался помочь Жюлю комиссар, - ты осматривай их машины, нам нужно Пежо с определенным номером.
- Я, кстати, и этим занимаюсь. Что ж, продолжу. – Сказал тот.
Когда звонки утихли, и Жюль дошел до середины списка патлатых, комиссара опять вызвали на ковер.
- Что вы не можете поймать какого-то угонщика? – разошелся шеф. – Он спокойно катается по улицам, давит невинных пешеходов, а у вас даже наметки нет?
- Сейчас прорабатываем списки по звонкам, - склонил голову комиссар. – Найдем его, не волнуйтесь.
- Ну, так ищите скорее. Можешь идти. – Сказал шеф недовольным голосом. – И не медлите.
Неожиданно количество наездов искомым водителем было сведено к нулю, но комиссар не обрадовался.
- Наверное, поехал ремонтироваться в другой город, - сказал он Жюлю. – Подождем немного. – И он был прав, Пежо снова появилось через неделю на улицах Парижа с пострадавшими пешеходами.
А вскоре случилось непредвиденное. Комиссар по делам поехал на окраину Парижа. Едя по одной из бедных улиц, он неожиданно нажал на тормоза. Слева на обочине стояло Пежо, но номера были искомые. Из него выходил какой-то патлатый мужчина.
- Эй, эй! – выскочил из машины комиссар, - подождите минуточку.
Он подбежал к мужчине, показал ему полицейский значок, и ловким движением рук надел на того наручники.
- Что здесь происходит?! – возмущенно сказал мужчина.
- Вы пока просто задержаны. Машина ваша?
- У друга взял на день, перевезти кое-что было нужно.
- В управлении разберемся, - кивнул комиссар и повел того к своей машине, хотя мужчина и упирался. Посадив его на заднее сидение, комиссар за полчаса довез его до управления и посадил за решетку.
Потом они с Жюлем спустились в комнату для допросов.
- Ален Ломбарде, - записал комиссар на чистый лист ответ задержанного. – тридцать девять лет, работает на машиностроительном заводе инженером-электриком.
- Ален, - положил ручку комиссар, - а теперь давайте все начистоту. Как гоняли по городу и сбивали пешеходов. – Он внимательно на того посмотрел.
- Вы меня с кем-то путаете, - чуть ли не заикаясь от возмущения, проговорил Ален. – Я в жизни никого не сбил.
- Может вы просто этого не заметили?
- Да, вы что, надо мной издеваетесь?!
- Чья машина?
- Я же говорил, друга.
- Его имя и фамилия, и где он работает?
- Анри Дебоше, известный адвокат, у него своя контора. Короче, вчера я попросил его машину, нужно было перевезти кое-какие вещи жены к теще. Вот и все.
- Вы что, разводитесь?
- Почти. Уже заявления поданы. А на свою машину я со своей зарплаты так и не заработал. Вот и попросил у знакомого. А что в этом такого?
- Вы знаете, где живет ваш друг?
Тот назвал домашний и рабочий адреса, и добавил телефон. Жюль моментально исчез.
- Имейте ввиду, вашу машину отгонят к нам на стоянку и снимут все отпечатки пальцев.
- Ну и пусть пригоняют, там будет столько отпечатков Анри… Ну и мои, конечно же.
Комиссар взял у Алена ключи, вышел и дал указание привезти машину задержанного, указав им адрес, и напоминая, что бы отпечатков пальцев полицейских там не должно быть. И чтобы сразу же сняли отпечатки в самой машине. Потом он вернулся к Алену.
- Чтобы не вводить вас в заблуждение, скажу вам следующее: эта машина украдена, и на ней совершено около двух десятков наездов на пешеходов и около десяти смертей. Что вы на это скажете?
- Да, вы что?! – задержанный потянулся вперед. – Только я не тот, кого вы ищите. У меня эта машина всего один день. Как вы понимаете, я бы не смог столько на ней наделать. Неужели Анри?
- Сколько вы его знаете, и что вы можете о нем сказать? – спросил комиссар.
- Лет пять, раньше он жил неподалеку, так и познакомились. Что сказать? – Он задумался. – Хороший адвокат, непьющий, хотя я сам слишком часто пью, отсюда и развод. А так, как друг – безупречен, всегда поможет. Вот и сейчас помог.
- А раньше у него другие машины были?
- Откуда я знаю? Я вижу-то его лишь по нужде.
- Он женат?
- Нет, холост. Иногда жил вместе со своим двоюродным братом. И у него была хорошая машина, не чета этой. Мицубиси, по моему. Не знаю, где он эту взял, наверное, у него две. Только мне и в голову не придет, что она угнанная, Анри такими делами никогда не занимался. Может случайность какая.
- Случайность, говорите? – усмехнулся комиссар. – Что ж, подождем, когда сюда приедет Анри, и устроим вам очную ставку.
- Пожалуйста, я уверен, что он подтвердит мои слова. – Облегченно сказал задержанный.
В это время зашел один из полицейских и шепнул комиссару на ухо, что машину пригнали, надо только взять отпечатки у задержанного. Тот сразу же согласился и полицейский вышел.
- Скоро будут результаты экспертизы. Там и посмотрим, - сказал комиссар. – А заодно и очную ставку проведем. Кстати, где можно найти вашу жену? Нам у нее тоже показания надо взять.
- Она у тещи, - он продиктовал адрес. – В последние месяцы она только там и живет. Дело в том, - он поник, - у меня часто бывают запои. С работы уволили, живу только за ее счет. Но скоро и это оборвется, даже не знаю, что буду делать.
- Бросать пить надо, - сказал банальную фразу комиссар.
Потом они долго сидели и молчали, комиссар все время посматривал на часы. Наконец, вошел тот же полицейский и положил на стол перед комиссаром бумагу. Тот ее внимательно прочел.
- А ведь вы врете, то есть обманываете, - наконец, поразмыслив, сказал он. – Отпечатки пальцев в машине только ваши, других нет. Как вы это объясните? Постарайтесь.
- Быть того не может, - подался вперед Ален. – А отпечатки Анри? – он так посмотрел на комиссара, будто тот играл с ним в кошки-мышки.
- Машину обыскали всю. Да, она краденная, и номера совсем с другой машины. И везде только ваши отпечатки, мы уж постарались.
Неожиданно дверь распахнулась, и в комнату ввалился Жюль с мужчиной, примерно одного возраста, что и Ален, но хорошо одетый, с портфелем, и длинными волосами. Его тоже можно было назвать патлатым, только в такой одежде и с чисто выбритым лицом, к нему это слово не подходило.
- Анри Дебоше, - представился он. – А что собственно здесь происходит? Привет Ален.
- Извините, но мы вынуждены вас задержать, так как ваш друг говорит, что вы одолжили ему на день машину. А она угнанная, с фальшивыми номерами. Вот мы и устроим здесь и сейчас вам очную ставку.
- Машину? – сделал он удивленный вид. – Какую машину? Моя Митсубиси стоит перед входом в офис.
- Ален, да ты что?! – вскочил Анри. – Ты же мне одолжил машину на один день! Зачем ты сейчас отказываешься?
- Я? – тот повертел головой. – Откуда у меня вторая машина? Я же тебе Митсубиси не давал? Комиссар, - обратился он к тому, - здесь какое-то недоразумение. Может вы нашли мои отпечатки в той машине? Готов их прямо сейчас сдать.
Из-за спины вышел Жюль и снял отпечатки у Анри.
- Это просто на всякий случай, - сказал комиссар. – В машине мы обнаружили отпечатки только Алена. Так что, не волнуйтесь, простая формальность.
- Ален, - обратился к тому Анри, - может ты объяснишь, что это все значит, и почему я должен быть к этому причастен?
- Ты, сукин ты сын, дал мне эту машину, - злобно вскочил Ален. – Я не знаю, как ты сделал, чтобы твоих отпечатков не было. Теперь все нагло валишь на меня.
- Успокойтесь, - встрял комиссар. – Разберемся. Значит, Анри, вы заявляете, что не давали Алену никакую машину?
- Если бы она у меня была, - усмехнулся тот. – Конечно же, не давал.
- Он лжет! – опять вскочил Анри. – Эта машина его.
- Вообще-то, - усмехнулся комиссар, - по закону эта машина совсем другого человека, и номера с другой машины. Но факт остается фактом, отпечатков пальцев Анри в машине не нашлось. Поэтому, я извиняюсь, но вас, Анри, мы отпускаем, примите мои извинение за то, что оторвал вас от дел. Вы свободны.
- Лжец! – подскочил Ален, - тебе это так не пройдет. Все станет на свои места. И ты мне больше не друг, а последняя сволочь!
- Успокойтесь, всего доброго мсье Анри. – Тот ушел. – Ну, - повернулся он к Алену, - будем говорить или нет?
- Я уже все сказал, мой бывший друг лжет прямо мне в лицо.
- Я вас понимаю, но все против вас. Посидите еще за решеткой, подумайте, а мы пока навестим вашу жену. Пошли Жюль.
Через полчаса они прибыли по указанному адресу. Им открыла пожилая женщина, видимо теща Алена. Его жена, Алина, тоже была дома. В зале, за чашкой кофе у них состоялся следующий разговор.
- Так, вы разводитесь с Аленом? – начал комиссар. – Почему, если не секрет? Можете не отвечать.
- А что здесь такого? Пьяница он, притом запойный. Его нигде долго не держали, и с последнего места работы тоже выгнали.
- А где он работал?
- В магазине по продаже подержанных машин, слесарем.
- Слесарем? – сделал акцент на ее ответе комиссар. – Значит любую машину может открыть?
- У нашего соседа в прошлом году потерялись ключи, так Ален открыл ему дверь обычной проволокой, а ключи оказались внутри.
- А в чем заключались его запои?
- Он напивался и уходил из дома на два-три дня. Я даже не знаю, где он шатался, но приходил небритый и потасканный. Больше я уже не могу этого терпеть, поэтому мы и разводимся. Может у него какая баба есть на стороне? Кто его знает…
- Вы видели машину, на которой он перевозил ваши вещи сюда?
- Да, один раз. Но я не разбираюсь в них, машина как машина, легковая.
- У него самого когда-нибудь была машина?
- У нас нет, хотя права у него были. Это была его заветная мечта купить машину, но он столько пропивал, что хватало только на жизнь, какая там машина. – Она махнула рукой.
- А эта машина, которую вы видели, откуда она у него?
- Сказал, что у друга одолжил. Он, вообще-то, мужик неплохой, если бы ни пьянки.
- А раньше вы не замечали его на другой машине?
- Я же вам говорю, машины у нас отродясь не было.
- А вы знаете его друга Анри Дебоше?
- Когда-то слышала это имя. Наверное, знакомый или друг.
Дальше спрашивать было нечего, и комиссар с Жюлем поблагодарили Алину, вышли, и вернулись в управление. Тут же был вызван на допрос Ален.
- Ваша жена говорит, что вы проволокой можете открыть любую машину? – начал комиссар.
- А, это она про соседа? Я же слесарь, ремонтирую и замки. Что тут особенно хитрого?
- А где вы бываете, вернее, как проводите время, когда напиваетесь и уходите из дома?
- Честно говоря, плохо помню. Иду покупать другую бутылку, выпиваю в каком-нибудь скверике, и там же на лавочке сплю. А на следующий день по новой, пока деньги не кончаются.
- А может, раз вы плохо все помните, вы угоняете машины и разъезжаете на них? Права-то у вас есть.
- Нет, упаси меня господь, но этого я не делала.
- Откуда вы знаете, если не помните? Кстати, наезды на пешеходов начались именно с того момента, когда ваша жена переселилась жить к вашей теще. Это что, совпадение?
- Какие наезды? Да я так напиваюсь, что за руль бы не сел.
- А если садились? – с укором посмотрел комиссар, - вы же не помните.
- Тогда бы я помнил, что где-то катался.
- Да уж… тяжело с вами говорить. Но все пути ведут к вам, Ален.
- Подставил меня Анри, вот и все. Я вам правду говорю.
Комиссар и Жюль поднялись.
- Если вы напишите явку с повинной, вам же меньше дадут, - сказал на прощание комиссар и вышел.
Уже в кабинете они разговаривали о деле.
- Он же так напивался, что ничего не помнил, - горячо говорил Жюль. – Выпил, спер какую-нибудь тачку, и гонял на ней по городу. А когда трезвел, прятал ее на окраине.
- Как-то все легко получается, - раздумывая, сказал комиссар. – Да и признания от него мы не дождемся. Доказательств то у нас много: и его отпечатки пальцев на машине, и показания жены, и невменяемость при пьянке… Только не хватает еще чего-то последнего. Сам не знаю, чего. – Он застучал пальцами по столу. – А давай мы как будто ему поверим, что это Анри ему машину дал. Займись Анри, посмотри куда он ездит, как он проводит свободное время, короче, приставь к нему нашу машину с ребятами. Чем черт не шутит.
- Я, конечно, приставлю, но думаю, что это упущенное время. – Сказал Жюль. – Но, вам виднее.
- И еще вот что, съезди с Аленом в те скверы, где он ночевал, там у него явно должны быть любимые скамейки. Пусть он их опознает, а ты возьми группу экспертов и пусть снимут со скамеек пальчики.
- Скажите честно, комиссар, вы немного верите этому Алену? – невинно спросил Жюль.
- Немного, - нехотя ответил комиссар. – Слишком он уж явно отрицает свое причастие к этому делу. И, по-моему очень трудно водить машину в дупель пьяным, то есть невменяемым. Он бы сразу же слетел на обочину.
- Хорошо, я сделаю все, как вы сказали.
А на следующий день комиссара ждала новость, на паре скамеек из одного сквера нашлись отпечатки пальцев Алена.
- Но, ведь можно было накататься, а потом попасть в сквер, где и выспаться, - никак не мог угомониться Жюль.
- А что со слежкой?
- Ничего. Ведет себя как все. Иногда к нему заходит мужчина в гости, и даже остается ночевать.
- Узнай, есть ли у того братья, и кто этот мужчина, - почти приказным тоном, сказал комиссар.
- Будет сделано, - отрапортовал Жюль.
Прошла неделя, и неожиданно показался инспектор в кабинете у комиссара.
- Вы не поверите, но обстоятельства таковы, - он присел на стул. – Этот мужчина – двоюродный брат Анри, и мы даже с ним встречались. – Он откинулся, чтобы посмотреть на реакцию комиссара.
- И где же?
- Помните, мы делали две засады в автомастерской, куда поступали битые машины? Так вот, тот механик и есть родной брат Анри. Они живут порознь, но часто встречаются.
- Значит, вот почему хозяин обеих машин не объявился. – Почесал руку комиссар. – Это уже теплее. Интересно, кто был заказчиком, Анри или сам механик?
- Комиссар, вы что, можете представить, что такой человек как Анри, адвокат, может сесть за руль автомобиля, тем более краденного, и давить пешеходов? Скажите честно.
- Тогда остается сам механик. Что о нем известно?
- Был женат, развелся, детей нет. Живет со своей мастерской, других приработков не имеет. Сама мастерская в его доме.
- Обычно, кто один работает в таких мастерских, знает и механику, и электрику, и слесарное дело. Наверняка он сможет открыть любую машину. И что из этого? Вопрос, делал он это или нет, и причем здесь Анри.
- Значит, вы оставили в покое Алена? – хитро спросил Жюль.
- Если этот механик угнал последнюю машину, он мог через Анри одолжить ее на день Алену, что в этом такого?
- То есть, Анри знал, что машина угнанная?
- Может знал, а может решил, что это машина клиента. В некоторых мастерских так и делают, используют оставленные клиентами машины в личных целях.
- Тогда, для чего же этому механику, или брату Анри давить пешеходов? Если бы это был сам Анри, он бы делал это на своей Митсубиси. Но я проверил машину, она безупречна, хозяин хорошо следит за ней. – Сказал Жюль. – Вижу, что следствие поворачивается в сторону брата Анри?
- Нет, Алена мы пока не сбрасываем со счетов. Слишком много улик.
- Тогда что сейчас делать?
- А ты заметил, что наезды на пешеходов мгновенно прекратились, как только мы взяли Алена? – спросил комиссар.
- Но об этом мог узнать и брат Анри, машину ведь забрали. И затаился.
- Могло быть и такое. Жюль, последи за домом Анри и ночью, хотя бы несколько дней.
- Будет сделано. А как же его брат?
- Да, было бы неплохо и к нему приставить машину. Короче, - комиссар откинулся в кресле, - возьми на прицел обоих.
После разговора комиссар остался один и задумался. Только сейчас он почувствовал, что предполагал, что Ален невиновен с самого начала, с самой очной ставки. Слишком натурально он себя вел. Хотя и Анри выступал не хуже. Но что-то говорило комиссару, что к Анри они еще вернутся. Так и получилось, надо же! – Как же теперь к ним подступиться? – думал он. – Они затихли со своими поездками в город. Интересно, до какого срока? И вообще не понятно это само занятие, ездить и давить пешеходов. Или у кого-то крыша поехала? А может, это вовсе не они? Но машина была та, что в розыске, значит, они свернули на нужную тропинку. Теперь все зависело от Жюля, вернее, от его слежек. Кто-то должен был не вытерпеть и выехать опять. Интересно, кто же это будет? Скорее всего механик. Анри не похож на психа, да и работа у него ответственная.
Так прошла неделя, наездов не было, а наблюдение ничего не давало. Единственное, как ни странно, механик каждый день вечерком заглядывал к брату и оставался у того ночевать. Утром он шел в свою мастерскую.
- Не люблю этой тянучки, - пожаловался как-то комиссар инспектору. – Или да, или нет, но только не выжидание.
- А может вы все-таки не правы? – несмело спросил Жюль. – Посмотрите, Ален сидит у нас, и наездов нет. Разве это не доказательство? А мы бросили все силы на Анри с его братом, про Алена совсем забыли. Судить его надо, дело почти готово, можно передавать в суд.
- Вот ты какой прыткий, - усмехнулся комиссар. – Подождем еще немного, а там может и сделаем, как ты говоришь. Ален не открутится. Подожди, - он хлопнул себя по голове, - когда машину обыскивали, заглянули в музыку? Может там какой компакт диск остался, или еще что? Давай, сгоняй на стоянку и посмотри. - Жюль вышел.
Он опять зашел через полчаса, только ошеломленный.
- Я не только нашел там компакт-диск, но и успел снять пальчики. Они принадлежат Анри. Вот так дела!
- Как сердцем чувствовал. Значит, два брата хорошо поработали, стирая все отпечатки пальцев, прежде чем передать машину Алену, а вот про компакт-диск полностью забыли. А это уже вещественное доказательство. Слежку с братьев не снимай. Интересно, кто же из них наш подсудимый. А может они оба замешаны?
Будучи дома вечером, уже перед сном, Позвонил Жюль.
- Шеф, слежка доложила, что у Анри с его братом дома какая-то гулянка. Нет, девушек не приводили, но открыты окна, гремит музыка и слышен неудержимый хохот. Потом музыка стихла, и они вышли оба, сели в Митсубиси и куда-то поехали, да так быстро, что колеса прокручивались. Наши только успели развернуться, как тех уже и след простыл.
- Значит упустили? На Митсубиси, говоришь? Что ж, будем ждать завтрашних новостей. А слежку оставь у дома. Пока. Тебе тоже спокойной ночи.
Назавтра, как только комиссар вошел в кабинет, за ним следом проскользнул Жюль.
- Рассказывай уже, - уселся комиссар.
- За ночь было четыре наезда, из них два трупа, скончались в больнице. Только все свидетели указывают на Субару с патлатым водителем. Он же был и в других наездах на пешеходов именно на переходах. Слепой он, что ли.
- А что твоя слежка?
- Митсубиси вернулось через час, и опять загремела музыка. Ночью трудно было разглядеть, были ли они двое, или вернулся один Анри. Пока что заявления об угоне Субару не поступало.
- Значит наш подопечный не выдержал и вернулся на свою стезю. – Задумчиво подытожил комиссар. Пока иди, но держи меня в курсе.
Жюль вышел, но вернулся через час.
- Поступило заявление об угоне Субару прошлой ночью.
- И где оно сейчас?
- Ищут. На всякий случай поставил слежку за мастерской.
- Не появлялось?
- Нет, брат Анри пришел на работу на час позже. Внутри стоит машина, но это не Субару.
- Интересно, куда же они ездили ночью? Жаль, что их упустили, да ладно. По моему, мы разрешим загадку, если их возьмем и привезем в управление, как ты считаешь? – Комиссар откинулся в кресле и посмотрел на Жюля.
- А если они замкнутся? У нас же есть только одно вещественное доказательство, компакт-диск.
- Ты прав, Жюль, надо за ними еще последить, только удвой слежку, и если они опять ночью куда-нибудь поедут, а я в этом не сомневаюсь, нельзя их упустить.
- Будет сделано, - отрапортовал тот. – Если хотите, мы тоже можем присоединиться к слежке, только встать на расстоянии. Так сказать, перестраховка.
- Удачная мысль, - почесал затылок комиссар, - давай так и сделаем на моей машине.
День пролетел незаметно, а вечером комиссар с Жюлем уже стояли за один квартал он дома Анри. Они видели машины слежения, и общались с ними по рации.
- Опять какая-то гулянка, музыка, их двое в доме, больше никого нет, - послышалось по рации.
- Следите, когда они будут выходить из дома, и сразу же доложите, - ответил комиссар.
Где-то около полуночи, по рации доложили, что оба выходят и садятся в Митсубиси.
Наконец они сами увидели свет фар, и от дома отъехала машина. Комиссар вовремя развернулся в ту сторону, куда ехало Митсубиси. Они пристроились к ней на расстоянии и следовали не спеша. Но машина разгонялась и комиссар прибавил газу. Ехали недолго, и на одной улице резко притормозили, так как Митсубиси затормозило раньше их. Из нее вышел человек и направился к стоящим возле обочины машинам. Он недолго стоял рядом, а потом подошел второй мужчина. Марки машины видно не было. Первый вернулся в Митсубиси, а второй выехал на машине из ряда, и погнал вперед.
- За кем ехать? – как бы про себя спросил комиссар. – Поехали, как я понимаю, за угнанной машиной. Слежка возьмет Митсубиси на себя, я их вижу.
Но машина, а это был Форд, резко дала газу и помчалась по освещенной улице. Скорость возрастало, и машина немного виляла по дороге.
- Он что, пьяный? – спросил Жюль. – Как то неустойчиво ведет.
- Похоже, - ответил комиссар, - только посмотри на спидометр, он уже не едет, а летит. Хорошо, что у меня сильный движок, иначе бы он оторвался.
Тем временем Форд направлялся к центру Парижа. На одном пешеходном переходе он сбил человека в сером плаще, но как будто этого не заметил. Так он летел, даже не замечая красного света, благо что машин на улице было мало. Но вот, в одном месте, дорогу переходила большая компания, видимо вышедшая из ресторана, и Форд врезался в самую кучу. В стороны полетели тела пешеходов, но водитель, казалось, ничего этого не замечал. Комиссар объехал лежавших на дороге пешеходов и не упускал Форд. Так они гонялись около часа, когда машина сбавила ход, и свернула в сторону дома Анри. Не доезжая полквартала, она остановилась, и из нее вышел Анри, его трудно было спутать по длинным волосам. Войдя в дом, из него сразу же вышел второй, наверняка его брат, сел в Форд и поехал. Комиссар тронулся за ним. Тот ехал не спеша, и двигался в сторону окраин. Свернув на одну улицу, он проехал пару кварталов и остановился. Комиссар тоже остановился неподалеку. Водитель Форда вышел, в руках у него была груда тряпок, и он усиленно что-то делал внутри машины. Потом он обтер тряпками ручки машин с двух сторон, огляделся, и двинулся на центральную улицу. Он как раз проходил мимо машины комиссар, но окна были затемненными, и они оба легли. Зато они разглядели его лицо, это был никто иной, как брат Анри. Когда он отошел на значительное расстояние, комиссар развернулся, и медленно поехал следом.
На центральной улице тот сел на какой-то автобус, и комиссар последовал за ним. Он притормаживал перед остановками. Наконец, на одной, тот вышел и пошел пешком в сторону дома Анри. Уже подходя к дому, он крался, как кошка, пока не шмыгнул в незапертую дверь. Позже опять заиграла музыка, и спать в доме легли часа в два ночи.
- Теперь все ясно, - сказал, вздохнув, комиссар. – Вернее, почти все. Завтра доставь ко мне его брата, будем разговаривать сначала с ним, а потом возьмемся за Андре.
Они оба не выспались, и приехали в управление зевая. Брат Анри уже сидел за решеткой, и его перевели в комнату для допросов.
- Имя? – спросил комиссар.
- Жак Дебоше, - уныло ответил тот и зевнул, он явно тоже не выспался.
- Ты же нас узнал? Это мы делали в твоей мастерской засаду.
- Узнал, - обреченно сказал тот.
- Тогда рассказывай про прошлую ночь, ведь это ты открыл тот Форд и завел его, чтобы твой брат мог покататься? Мы за вами следили, так что не выкручивайся.
- Зачем спрашиваете, если сами все знаете? – спросил Жак.
- Так было ни один раз, верно? И еще один Форд, и Рено, и Пежо, и Субару… Чего же ты молчишь? Ладно, давай по порядку. Не волнуйся, твой брат арестован, это же он заставлял тебя все это делать? Но для чего?
- Тут длинная история, - сказал Жак. – Мы двоюродные братья, и Анри много помог мне в жизни. Я когда-то баловался наркотиками, и он опять же меня из этого дерьма вытащил. И деньги на мастерскую дал мне он. Я ему многое обязан.
- Мы это понимаем, рассказывай дальше.
- Несколько месяцев назад Анри в ходе разговоров попросил меня достать попробовать марихуану. Он очень уставал за день, и лишняя сигарета, по его мнению, ему бы не повредила. Сначала я его отговаривал, а потом пошел на поводу. По старым каналам достал марихуану. Сам не выдержал, и мы начали курить ее вместе. Только характер, и физиология у Анри была другая, чем у меня. Пока я выкуривал одну сигарету, он уже добивал вторую. Становилось весело, он включал музыку, мы хохотали над самыми простыми вещами. Когда количество употребляемой марихуаны увеличилось, к Анри все время приходила назойливая мысль, погонять на своей машине. Но он уже был в неадекватном состоянии и я боялся давать ему садиться за руль. Дело дошло до ругани, я опасался, если Анри в таком состоянии сядет за руль. Если он куда-то врежется, или кого-то собьет, по номеру машины его сразу же найдут. Но он настаивал, и я на свой страх и риск угнал Рено с парковки. Мне это было нетрудно сделать И вот, впервые, я пригнал это Рено и дал ему сесть за руль. Он очень обрадовался, даже расцеловал меня, и сразу куда-то умчался. Я же сидел и курил марихуану, положившись на судьбу.
Наконец он приехал, весь передок был побит, и я даже заметил следы крови. – Точно на кого-то наехал, - подумал я. Но я надеялся, что тот остался жив. Анри оставил мне Рено и пошел в дом за очередной дозой, а я отвез машину на незаметную улочку и оставил ее, предварительно стерев все отпечатки. На следующий день я пригнал машину к себе в мастерскую, и выправил вмятины, опять отогнав ее на прежнее место. Но Анри не останавливался. Его просто тянуло за руль, когда он перебирал с марихуаной. Он стал зависим, и курил уже каждый день. Бывали дни, когда мне удавалось отговорить его, но на другой он уже был неуправляем. Вот и вся история, продолжение вы знаете. Да, прошлой ночью я угнал ему Субару. Можете записать адрес, где я ее оставил. Только все отпечатки стерты, уж я-то постарался.
Комиссар записал адрес и передал Жюлю. Тот вышел.
- Вы же знаете, что вас будут судить и за угоны машин, и за пособничество? – спросил комиссар Жака.
- Знаю, только я не мог поступить иначе.
- Между прочим, хорошо, что мы взяли вас сейчас. Не только из-за того, что ваш брат не будет больше совершать наезды на пешеходов. У него просто такой характер, зависимый, что ли. С марихуаны он скоро бы перешел на героин и так дальше, вы сами знаете эту историю.
- Знаю, - поник Жак.
- Пишите все, что вы наделали и знаете, я вас оставлю наедине. Только пишите подробно. – Комиссар встал и вышел.
- Ну вот, - сказал он подошедшему Жюлю, - один полностью раскололся. Анри привезли?
- Да, сидит за решеткой. Просил специальную сигарету, только ему не дали. Говорит голова трещит.
- Когда этот напишет, возьмемся за Анри.
С Анри все было легко. Да, он признался, что садился за руль, только что он вытворял, он совершенно не помнил, и только ахал и охал. Ему можно было поверить, ведь он находился в пространном состоянии. Однако, несмотря ни на что, он признался во всем, даже в том, чего он не помнил. Своего брата он выгораживал, говорил, что тот все что тот сделал,было только ради него. Просил, чтобы ему зачлось чистосердечное признание. Казалось, он больше волновался за брата, чем за себя.
Потом он все выложил на бумаге, но получилось скудно, он мало что помнил. Только когда садился за руль, и когда вылезал из-за него.
В этот же вечер комиссар и Жюль сидели в баре и пили пиво за новое закрытое дело.


Рецензии