Самур. Часть первая. Гл. 8

Ожидая редкий, по тем временам «свободный диплом» Самур взялся за свое трудоустройство, но хлопоты его оказались тщетными. Связано это было не с дефицитом вакансий, или отсутствием у нанимаемого опыта работы, а с существованием негласного закона: «Без местной прописки не брать на работу, без работы - не прописывать». И никак нельзя было обойти этот крепостной закон. Даже в КГБ отказали. Вежливо посоветовали сначала устроиться на работу, проявить себя с положительной стороны, вступить в партию и принести от нее рекомендательное письмо.

      Однажды к отчаявшемуся Самуру пришли институтские друзья Рашид и Вася и радостно известили, что нашли для него работу. Мол, там и пропишут, и служебную квартиру дадут. Причем, отработал три года, и хата твоя! А самое главное, подчеркнули они, работа не сложная. «Никак мясник умер! - мелькнуло в мозгу Самура». Однако выяснилось, что речь идет о дворнике. В конце -концов быть на свежем воздухе полезнее, чем торчать за кульманом, рассудил Самур, и помчался в жилищно-эксплуатационное управление, пока его не успели опередить.

       Начальник ЖЭУ сидел за столом, углубившись в чтение справочника «Метлы и веники. Основные параметры и размеры». Уяснив, зачем пожаловал Самур, будущий шеф локтем отодвинул семитомник в сторону, и жестом предложил присесть.

- Скажи, мил человек, что ты знаешь про метлу кроме того, что Баба- Яга на ней летает? Чувствую, что ни черта не кумекаешь! А ты в курсе, что метла собирается исключительно из березовых веток, замачивается в соленой воде и всегда ставится черенком вниз? По глазам вижу - не ведаешь. Вот мой дед, в отличие от тебя, все это знал, потому и стал дворянином! Так, как он, никто не умел мести дворы. Это надо было видеть! Он держал помело двумя пальцами так нежно и грациозно, словно балерун за ногу ее! Балерину эту тощую.

      Нанимаемый слушал его вполуха, прикидывая в уме, как механизировать столь почетный труд. Как бы прочитав его мысли, патрон нахмурился.

 - И не вздумай заниматься рационализацией. Был тут один такой, понимаешь ли! Сварганил метлу на реактивной тяге. Ее потом с трудом сбили над Вашингтоном. Эта история чуть не закончилась международным скандалом. Вот после этого-то янки, дабы обезопасить свое воздушное пространство от всяких там метел и веников, и приняли поправку Джексона-Веника. Слыхал про такую? Нет? Прессу надо читать, молодой человек, прессу. Небось и читать то не умеешь. Так что ты там не мудруй! - пригрозил он пальцем. Потом зычно гаркнул:

-Дормидонтовна! Отведи эту доходягу на Пушкинскую улицу. Покажи ему участок покойного Василя, выдай инвентарь и растолкуй его обязанности.

      Утром, пока все еще спят, Самур отправился шаркать метлой. Поднимая клубы пыли, он невольно поглядывал по сторонам, стыдясь своей профессии, ведь у многих укоренилось мнение, что дворниками работают только неудачники и алкоголики, которые не могут другим образом заработать деньги. На самом же деле среди представителей этой древней и чрезвычайно важной профессии немало интеллектуалов и интеллигентов, чья жизнь пошла наискось. К моменту, когда все было уже убрано и народ массово повалил на работу, метельщика издалека поманила наставница.

 -Ти що накоїв, хлопець? Тебя начальник шукає. Злий, як бiс!

      «Бис», бешено вращая зрачками, встретил его у порога в контору.

- Ну ты, пролетарий метлы! Немедленно сдай казенный инструмент и выметывайся отсюда. Чтобы духу твоего тут не было! Ты почему, скарлатина, скрыл, что с дипломом? А с виду тупица - тупицей! – взвизгнул он, бросив под ноги Самура его документы. - Из-за такого же поганца с высшим образованием, вроде тебя, меня чуть из партии не поперли. Сказали, что я даю пищу вражеской пропаганде. Мол, где это видано, чтобы советский инженер да с помелом? Теперь вот ты на мою голову. Геть!

Рисунок Наби Анкаева.


Рецензии