Позволь персонажу жить

Сразу хочу отметить, что речь идет именно о персонаже, а не о герое. Вот такое не романтичное, и, казалось бы, ничего не обещающее, начало.

Со стороны читателя возникает закономерный вопрос: в чем разница? Расскажем. И заодно поведаем, каким образом вдохнуть жизнь в персонажа. Герои, как правило, в этом не нуждаются. Они, заразы, и так живучие.

Итак, персонажи – действующие лица авторской истории (по сути, фанфик, тоже авторская история, ведь вы его создатель). Отличаются от героев тем, что фактически не меняются на протяжении истории. Могут раскрываться, показывать себя с разных сторон, как хороших, так и не слишком.

Если перемены и происходят, то самую малость. Порой, эту «малость» читатель даже не замечает.
Представьте себе дерево. Главный герой – это ствол, а персонажи-ветки, идущие от него. Чем ближе ветка к стволу, тем важнее персонаж. Заслуживает внимания, в той или иной мере, в зависимости от того, кем является:
- Эпизодическим персонажем;
- Второстепенным или главным;
- Активным или пассивным (тот, кто пишет слэш, фэмслэш, гет хорошо понимает в чем разница);

Последний вариант понятный до невозможности, в независимости от жанра. Но остальные типы стоит рассмотреть.

<b>И персонаж уходит в тень…</b>

Обычно, эпизодические персонажи необходимы для того, чтобы придать колорита и антуража действующей обстановке.
Например, по сюжету книги или фанфика главный герой заходит в ресторан. Собирается встретиться со своей девушкой и сделать ей предложение. И случайно видит молодую пару за соседним столиком, выясняющих отношения, и открыто говоря, что их брак – ошибка. И герой задумывается… а так ли он любит свою половинку? Не совершит ли он ошибку, связав с ней жизнь?

Можно еще добавить, что ругающаяся пара хорошо и богато одета. Она – в шикарном, вечернем платье, он-в дорогом костюме.
История расширяется. Читатель видит сомнения героя, и раздумывает, как же тот поступит. Невольно мы переносимся за пределы ресторана, и, понимаем, что «богатые тоже плачут». Что не хватает богатой парочке?

 Дополняется атмосфера ресторана. И все благодаря ругающейся паре, которую, читатель, возможно, уже никогда не встретит.

Отличным ходом станет внесение волшебных существ, если вы пишите фанфик или ориджинал в жанре фэнтези.
«Над его головой пролетел дракон. Взъерошив парню волосы, заставил ощутить ту горячую ауру, исходящую от огромного существа».
То есть, заметьте, дракон никак не участвует в жизни героя, не является его другом. Но здорово влияет на фэнтези-атмосферу.

Эпизодическая личность появляется за всю истории не больше одного-двух раз. Порой даже случается, что способна повлиять на ход сюжета, но редко и незначительно.

<b>Персонаж на вторых ролях</b>

Второстепенные персонажи «пробегают» в тексте чаще. Следовательно, проявить себя у них больше возможностей. Правда, обычно далеко не уходят, являются такими себе, «серыми кардиналами». Родственники, наставники, друзья или завистники главной ключевой фигуры. Без них можно обойтись, но лучше с ними. Способны влиять на развитие сюжета, причем ощутимо.

Герой, находящийся перед выбором обычно идет к отцу/наставнику/старшему брату. После чего, может вообще перебраться в другой город. И читатель перебирается вместе с ним, оставив второстепенных персонажей позади.

<b>Почти в центре внимания</b>

Не сложно догадаться, что перед нами заметные фигуры. Обычно, находятся рядом с главным героем, способны повлиять на развитие характера последнего. Помогают нести «груз геройства», часто берут на себя основные заботы. Помните Сэма из «Властелина Колец»? И тем не менее, Арагорн перед битвой у Черных врат сказал: «За Фродо»! Офигеть…

Способен трансформироваться во второстепенного. Отличается способностью меняться из-за обстоятельств, «оживать», часто напоминать о себе.
Главный персонаж обязан быть живым! Второстепенный или эпизодический персонаж еще может позволить себе картонность, но для главного персонажа это недопустимо.

Не по жадничайте и влейте хотя бы каплю «жизни» каждому, кто есть в вашем фанфике или книге. Не обходите вниманием даже пьяных моряков в таверне. Они ведь не зря напились в присутствии читателя.

<b>Мир состоит из мелочей</b>

Точнее из деталей. Способных дать жизнь персонажу, даже если он через страницу отдаст концы.

<b>Придумайте легенду или опишите прошлое</b>

Такая «роскошь», как прошлое, есть у всех без исключения. Отражаясь на внешности персонажа, дает возможность себя опознать.
«Она шла по улице, чуть согнувшись, скрывая от прохожих свое лицо. На то была веская причина: лицо пересекал глубокий шрам от раны, чудом не задевший глаза. На безымянном пальце поблескивало обручальное кольцо, на стройной, но поникшей фигуре неуклюже сидело черное, траурное платье».

Какой вывод можно сделать из данных деталей?  Женщина, возможно, еще молодая. Была замужем (обручальное кольцо), но потеряла мужа (траурный наряд). Скорей всего, потеря супруга произошла в следствии трагедии, от которой пострадала, и сама дама. Об этом ясно говорит шрам на лице, поникшее настроение женского персонажа.

Прошлое может прятаться во взгляде, походке, татуировке. В любой мелочи, способной «рассказать» целую историю.  Данную историю читатель может и не услышать, но обязательно придумает сам. Ценность воображения еще никто не отменял.

<b>Живем настоящим</b>

Снова детали. Именно из них складывается целостная картина. Порой нужно навести два-три штриха. Сделав это правильно, поможете читателю узнать о роли персонажа в произведении.
Персонаж в черном. Священник? Нет, потому что обут в высокие ботинки. Еще и металлические вставки. Скорей всего, гот. Проколы на лице? Татуировки? Сойдет за рокера. 
Девушка одета просто, но идет, словно дефилирует по подиуму. Модель, не иначе.
Детали – частичка жизни. Не так важно – прошлая жизнь или настоящая. Главное, что это делает персонажа живым.

<b>Живи!  Кому говорю!? </b>

Задача автора, не только сказать «живи», но еще и помочь персонажу жить. Сам он не справиться.
Используйте «говорящие» стереотипы, подчеркивайте принадлежность персонажа к его роду деятельности. Говорите о настоящем, ссылайтесь на события прошлой жизни.

<b>Небольшой тест:
Как звучит интереснее:</b>

А) Мимо прошел молодой человек. Подул холодный ветер;
Б) Высокий юноша уверенной походкой, прошагал мимо, набросив на голову капюшон. Это позволило ему уберечься от холодного ветра.

Правильного ответа нет, пусть каждый решит для себя, кто из этих молодых людей выглядит живее.
Главное – не перестараться в плане «живительного эликсира». Не пытайтесь смешать то, что несовместимо. Поверьте, если напишите про семилетнюю девочку, которая «сидела, сутулясь, и в ее глазах читалась усталость от жизни», вас поймут плохо. Персонаж – ребенок, и не успел еще устать от жизни.

Надеюсь, данные советы оказались полезны. Но даже если нет – просто пишите. Все приходит с опытом. Хотя учиться придется бесконечно! Так что точите зубы и готовьтесь грызть гранит писательской науки.


Рецензии
Произведение похоже на тематическое пособие с профессиональным уклоном.Обстоятельно высказывается мнение на тему персонажей . Интересно для восприятия.Но важно заметить,произведение "Обыкновенное чудо " от имени сказочника оставляет более короткий вариант версии о героях придуманных писателем.
С уважением и улыбкой для поднятия настроения...

Сергий Бриз   27.05.2020 19:50     Заявить о нарушении
Спасибо вам большое за отзыв. Мне важно любое мнение, и я готова приняв его во внимание, действовать дальше.

Наталия Ковган   27.05.2020 20:31   Заявить о нарушении
Всё приходит, к сожалению, со временем и опять, к сожалению, когда понимание важности от безысходности пропускается то в дальнейшее время не учитывается важность происшедшего.
С уважением...

Сергий Бриз   27.05.2020 21:49   Заявить о нарушении