Ч. 28 Один ветеран топит другого

Предыдущая страница http://proza.ru/2020/04/13/1445

В июле 1944 года немецкое командование решило установить новую автоматическую метеостанцию на Лабрадоре. Для этой цели избрали  подводную лодку U-867,  которой командовал один из самых старых командиров подводных лодок, ветеран, сорокалетний капитэн цур зее (капитан 1 ранга) Арвед фон Мухлендаль. Он поступил на службу в 1924 году.

Это была новая океанская подводная лодка со штатом из 4-х офицеров и 44-х матросов и старшин. Метеостанцию сопровождали метеорологи, только на сей раз их было больше, две группы по 6 человек, чтобы смонтировать береговую станцию и установить в море метеорологический буй "WBL-32 Herbert". Руководили метеорологами доктор Герберт Вайс и доктор Свен Маттеидес.

9 сентября 1944 года подводная лодка вышла из Киля, прошла через проливы и вышла в Северное море. 11сентября лодка прибыла в  Кристиансанн, а оттуда на следующий день направилась к Лабрадору.

Метеорологи едва успели установить метеобуй, как начался шторм такой силы, что вышли из строя оба дизельных двигателя.

На следующий день, 18 сентября, подводную лодку, которая шла на электродвигателях в надводном положении, возвращаясь для ремонта в базу, атаковал глубинными бомбами британский противолодочный самолёт «Liberator Q».

Спас лодку огонь носовой зенитной установки, из-за которого британский лётчик промахнулся, сбросив шесть глубинных бомб. Лодка смогла уйти на глубину, оставляя след дизельного топлива.

Немцы послали сигнал в базу, прося прислать буксир, поскольку электробатареи на подводной лодке были почти полностью разряжены. Этот сигнал перехватила и расшифровала британская служба радиоперехвата.

Немецкое командование направило на помощь  U-867  три подводные лодки: U-218 , U-1228 и U-858. Но участник Первой мировой войны, лётчик, призванный из запаса, сорокавосьмилетний лейтенант  Джон Уильям оказался более быстрым.

Несмотря на сильный зенитный огонь, он сбросил шесть бомб. Автоматическая фотосъёмка во время атаки показала, что личный состав подводной лодки спускает на воду резиновые плоты.

Двигательные установки, дизели и электромоторы вышли из строя, подводная лодка потеряла ход. После второй атаки подводная лодка погрузилась в воду на ровном киле.

Лётчик видел, что все немцы в резиновых плотах были покрыты мазутом. Никто из экипажа не выжил. Прибывшие на помощь немецкие подводные лодки выловили из воды тела семерых членов экипажа и командира подводной лодки. Тела подводников доставили в Норвегию.

Интересно, что ряд автоматических метеостанций, установленных в Арктике, остался неизвестным. В литературе о них не упоминается, кроме метеостанций, установленных на архипелаге Франца-Иосифа и на Земле Александры. Если их и обнаружат, то только случайно.

В начале войны погода в Баренцевом море не  особенно интересовала немцев. Интерес к ней проснулся у военно-морского командования Германии, когда союзники стали поставлять Советскому Союзу вооружение, топливо, продовольствие, стратегические материалы Северным морским путём.

ВВС фашистов занялись изучением метеоусловий раньше. Уже в июле 1941 года над Баренцевым морем и Новой Землёй совершил полёт опытный лётчик-метеоролог Рудольф Шютце из 5-й эскадрильи разведки погоды.

Он вылетел с аэродрома в Банако (Северная Норвегия) на специально оборудованном метеорологическом самолёте, Heinkel 111,  чтобы наметить лучший маршрут полётов для самолётов своей эскадрильи.

Этот немецкий пилот имел огромный опыт. Он совершил более 5000 метеорологических полетов, начиная с 1931 года. Его сведения играли главную роль в разведке погоды в Арктике.

Шютце первый совершил в 1942 году посадку самолёта в Советской Арктике. В 1943 году удача отвернулась от лётчика, он разбился при посадке.

Уже в 1942 году немцы успешно опробовали  автоматические метеорологические станции двух разных конструкций:  для военно-воздушных сил и для военно-морских сил.

Летом того же года морская метеорологическая служба установила доставленную на подводной лодке автоматическую метеорологическую станцию в месте с невыговариваемым для нас названием  Лиллиехоёкфьорд.

Продолжение http://proza.ru/2020/04/16/1500


Рецензии
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.