Поэты поглощённые войной - Леонид Вилкомир

В Старой Бухаре в 1912 году появился мальчик. Будущий поэт.

Леонид Вульфович окончил школу в Москве и пошёл рабочим на завод "Борец".
На заводе вступил в литературный кружок.

Первые литературные пробы были напечатаны в кружковском сборнике.

В 1931 году в творчестве поэта появилась тема Урала: - он переехал в Нижний Тагил,
став сотрудником местной газеты.

С 1934 года Леонид студент Литературного института им. Горького.

В 1938 году призван в армию. Просился на Дальний Восток, но получил направление в редакцию "Красной звезды".




       ВДОХНОВЕНИЕ


     Пришло оно.
     Свободно и покорно
     Ложатся строчки...
     Так растёт листва,
     Так дышит соловей,
     Так звуки льёт валторна,
     Так бьют ключи,
     Так стынет синева.
     Его огонь и силу торопитесь
     Вложить в дела.
     Когда оно уйдёт,
     Почувствуешь, что ты -
     Ослепший живописец,
     Оглохший музыкант,
     Низвергнутый пилот.
    
     1934


       * * *

     От моих городов до пашен,
     От пустынь до камней в горах
     Мир на наших глазах и в наших
     Чутких, умных, больших руках.

     Я, чудак, изучаю климат,
     Перемены погоды жду.
     Я смотрю, как ветра поднимут,
     Понесут надо мной звезду,

     Как шумят сады молодые,
     Сколько дней и ночей подряд,
     Как в картине - в окне худые
     И седые дожди висят.

         * * *

     Жизнь моя не повторится дважды.
     Жизнь не песня, чтоб снова спеть.
     Так или иначе, но однажды
     Мне придётся тоже умереть.

     Как бы я ни прожил свои годы,
     Я прошу у жизни: подари
     Вкус воды, и запах непогоды,
     Цвет звезды и первый взлёт зари.

     1935
     Москва



         * * *
   
     Чуть-чуть недоспать,
     Чуть-чуть недоесть,
     Но чтобы в руках гудело.
     Это самое что ни на есть
     Моё настоящее дело.

     Как радостно видеть
     Готовый пролёт,
     Первой вагонки литьё
     И чувствовать, что ежедневно растёт
     Настоящее дело моё!

     1936
     Нижний Тагил




       У КОСТРА


     С тех пор как ведётся столетиям счёт,
     Была ли крепче погода,
     Чем в зиму тысяча девятьсот
     Тридцать второго года.

     Ночами, бывало, в сырых дровах
     Огонь добывали с бою.
     Костёр окрылялся.
     О двух крылах
     Он нас уносил с собою.

     Нам чудилось, как самолёт летит
     Из цеха,который строим,
     Как нашу машину в тучи стремит
     Лётчик, ставший героем.

     Как над тайгой, где нет ничего,
     Встал город, красив и весел,
     Как солнце сияет,
     Будто его
     Дворник, как флаг, повесил.

     1936


      
       ТАГИЛ


     Меня влечёт опять туда - в Тагил,
     Где мёрзли мы, где грелись у "буржуйки"
     Где падал я и, набираясь сил,
     Сквозь вьюгу шёл в своей худой тужурке.

     Он в час тревоги твёрдый , как металл,
     А в дни веселья
     Песнями встревожен.
     Я в этом трудном городе мечтал
     Характером стать на него похожим.

     1937
     Москва
    


        В ГОРАХ

     И горных кряжей вертикали,
     И красок полная река,
     И шум дубравы привлекали
     Меня ещё из далека.

     Природа мне открылась сразу,
     В сияньи солнца, в цепи гор.
     Как будто бы знаком Кавказу
     Мой жадный к миру кругозор.
 
     И этакой громады
     Не оставляла мысль одна:
     Как тяжко поработать надо,
     Чтоб сделать лучше, чем она.

     1940
     Тбилиси


       ГОСТЕПРИИМСТВО


     Когда по тропинкам узким
     Я подъезжал к Батуми
     Видел: обычай русский
     Здесь не остался втуне.

     В золоте зорь красы полны,
     Точно хлеба поджаренные,
     Солью снегов посыпаны
     Горы твои, Аджария.

     Природа гостеприимно
     Сразу меня приметила,
     Ветра весёлым гимном,
     Хлебом и солью встретила.

     И поднесла глубокую
     Чашу, полную морем,
     Будто дорогой далёкою
     Был я вконец изморен.

     Природа нас дарит щедро,
     Всё из земли повытряся:
     От красноярского кедра
     До черноморского цитруса.

     1940
     Батум



        * * *


     По тебе давно тоскую,
     О судьбе твоей пекусь,
     Потерять тебя рискую,
     Полюбить тебя учусь.
     . . . . . . . . . .
     Никого я так не знаю,   
     Как тебя. И в грозный час
     Вражья пуля нарезная
     Разлучить не сможет нас.
     . . . . . . . . . . .
     1940
     Владимир


       * * *


     Мы победим. Мои - слова,
     Моя над миром синева,
     Мои - деревья и кусты,
     Мои - сомненья и мечты.

     Пусть на дыбы встаёт земля,
     Вопит, и злобствует, и гонит -
     Меня к своим ногам не склонит,
     Как в бурю мачты корабля.

     Я буду жить, как я хочу:
     Свободной птицею взлечу,
     Глазам открою высоту,
     В ногах травою прорасту,

     В пустынях разольюсь водой,
     В морях затрепещу звездой,
     В горах дорогой пробегу.
     Я - человек, я - всё могу!

     1941



"19 июля 1942 года под Новочеркасском фашистами был сбит наш штурмовик, на котором Леонид Вилкомир выполнял обязанности стрелка-радиста."
 
Он не должен был лететь. Леонид прибыл на аэродром корреспондентом от "Красной звезды". На первую свою просьбу (допустить его к полёту) он получил твёрдый отказ.

Но, он обратился к генерал-майору, повторив просьбу. И получил разрешение.

Самолёт был сбит на высоте 400 метров. Из танковой пушки. Над территорией, занятой фашистами.
    














    
   









 

































    
























    
    


Рецензии
Какие замечательные стихи у Леонида Вилкомира!
И лирично-напевные, и маршевые чеканные, очень образные живые и, как парадокс, снова актуальные! Есть в них и предчувствие трагической судьбы…

Спасибо, что нашли этого поэта и его стихи!
Низкий Вам поклон за это!

С глубоким уважением,

Дикий Медведь   13.04.2023 11:15     Заявить о нарушении
Спасибо.

Варакушка 5   13.04.2023 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.