Белая Вежа на Дону

Города призраки Руси, России, СССР.
==================================
     Город этот в Донецких степях был основан в 965 году после завоевания хазарского Саркела Великим Князем Киевским Святославом Первым. Он же приказал основать здесь новый град по планам русского зодчества. Место это было очень выгодным для контроля над торговыми путями.
     Начальников хазарских прогнали, а те, кто остался выбрали новое место, недалеко от Саркела и построили новый город, назвав его Белая Вежа. Жителей этого старого русского города в летописях называли беловежцами, которые раньше обитали в знаменитой крепости хазарской Саркел.
     Есть другая Белая Вежа, упомянутая под 1147 годом в Черниговской области на реке Осётр, что впадает в Днепр. Там раскопали городище, рядом примостились два селения с названием Белая Вежа. Возможно, туда и переселилась часть беловежцев с Дона. По всей видимости, часть беловежцев основали город Белую Вежу в верховье реки Остера, как гласит летопись времён княжения Владимира.
     Город на Дону просуществовал до 1117 года, когда всю округу заполонили половцы, а население, к тому времени обрусевшее, под половцами жить не стало и ушло на Русь.
     Легенда, гуляющая среди людей в тех местах, приписывает строительство города Белая Вежа Великанам, которые строили Аркаим, египетские Пирамиды, Соломонов Храм. Только Великаны могли всего за полтора года отстроить город из огромных камней. На этом месте, под этими камнями, устав от своих многотысячелетних трудов, Великаны Строители решили упокоиться, и однажды они исчезли.
     Говорят, что под построенным для людей городом они незаметно построили многие ходы, один из которых вёл в их Замок смерти. Замурованные ходы находят, есть очень длинные, которые выходят даже у села Воронцовка Павловского района, на реке Осередь. Тут основал свою дачу известный масон, один из создателей масонства в России, граф Воронцов. Действительно, местные краеведы находят тут тайные подземные ходы, в которых много древних изделий не местного производства. Тут также много знаков, встроенных в стены ходов, смысл которых не ясен.
     Донская Белая Вежа давала возможность контролировать многие торговые, военные и дипломатические пути на южном направлении продвижения Руси в степь, к Керченскому проливу и на Кавказ. Также же был водный путь из Днепра на Волгу. К тому же Хазария ещё не была покорена, отсюда можно было присматривать и за ней.
     При заселении Белой Вежи сюда пошёл русо-славянский этнический элемент, который наложился на тот, что остался после Саркела. Это были гузы, печенеги и хазарская межэническая смесь салтовской культуры. Гузы и печенеги долгое время составляли основу Беловежского гарнизона, которые несмотря на преобладание в городе русо-славянского населения смогли сохранить свои основные этнографические характеристики.
     Была в Белой Веже и другая этническая группа, которая сохранилась от Саркела. Она несла элементы салтовской культуры, присущей народам Хазарии. Она быстро растворилась в преобладающей по всем параметрам русо-славянской среде, утратив почти все свои этнографические качества, оставив только способ погребений в бескурганном грунтовом могильнике и парные захоронения в одном гробу.
     К 11 веку город совсем обрусел по своему этническому составу, по своей культуре и внешнему виду строений, улиц и их тесной застройке. Белая Вежа стала крупным торговым центром на самом юге Руси. Сюда везли свои товары купцы из Киева, Крыма, Кавказа, из-за Каспия, из Византии. Но была тут и своя ремесленная стать, с преобладанием, продукции русского и киевского производства, благо, что река была рядом, глины много, а лес везли на корабликах. В городе были кузнецы, ювелиры, гончары, костерезы, даже янтарь обрабатывали.
     По всей видимости, Белая Вежа в эпоху завоеваний Святослава Первого и много позже состояла в договорных отношениях с Тмутороканью, которая в то время слыла самостоятельным Княжеством, почти государством, которое контролировало бывшие хазарские владения на Северном Кавказе, в Подонье, на Нижней Волге. Это позволяло и Тмуторокани и Белой Веже неплохо зарабатывать на контроле за торговыми путями в сторону Волги.
     Половцы в 11 веке прервали эту связь, что позволило Белой Веже на короткое время освободиться от опеки Тмутороканского Княжества и стать самостоятельно политической единицей в системе Южной и Средней Руси.
     Но это продолжалось не долго, по косвенным признакам Белая Вежа переподчинилась Черниговскому Княжеству. У беловежцев не хватало ресурсов для самостоятельности, прежде всего людских, да и история Беловежского княжения не была богатой на героические события.
     В течение 11-го века особых событий, связанных с Белой Вежей, не наблюдалось, жизнь беловежцев текла спокойно и безветренно.
     Начиная с 12-го века ситуация вокруг Белой Вежи стала накаляться. Оживились половцы, которые, после потери Русью Тмуторокани, возмечтали выдавить Русь с Дона. Однако им мешали торки и гузы, небольшая межэтническая смесь, которая возникла в Саркеле. Часть этой этногруппы жила в Белой Веже ещё с хазарских времён. Торки сохранили свою идентичность, несмотря на наплыв русо-славянского населения. Они по-прежнему были военизированы, и, несмотря на то, что их было в несколько раз меньше, они играли важную роль в делах города. Русо-славяне же выбрали себе нишу ремесленническую и торговую.
     Белая Вежа с помощью своих торков всегда поддерживала связи с Подонскими торками, которые приходили на помощь в опасные для города времена, когда вокруг сновали стаи половцев, которые не раз подступали к стенам города, но отступали после получения горожанами подкреплений от Подонских торков и печенегов. Взять Белую Вежу половцам никак не удавалось, хотя они не раз пытали пожечь её.
     В начале 12-го века основная часть торков и печенегов ушла с Дона на Русь. Белая Вежа осталась без прикрытия с севера. Беловежцы не имели возможности больше противостоять половцам и всем населением оставили город, уйдя на Русь, по всей видимости к Чернигову, где на реке Острь, впадающей в Сожу, попытались восстановить свой город. Но ничего кроме небольшого села они построить не смогли.
     Летопись сообщает, что в 1117 году город был уже почти совсем пуст. На развалинах беловежского города возникло небольшое поселение со стенами из сырцового кирпича, что было несвойственно для Белой Вежи. Тут появились небольшие поселения зимникового типа, в которых культивировалось скотоводство на основе овец.
     Это были поселения местного смешанного населения, которых называли бродниками, считающиеся зародышевыми для казачества на Дону.
     Развалины Беловежской крепости сохранились. Там были каменные стены, башни, ворота, общественные здания. Видно, что потомки хазар, наученные Греками, строили не хуже своих потомков.
++++++++++++++++++++++++++++


Рецензии