Маленькое чудо домашней молитвы

Мой рассказ адресован верующим людям. Я не преследую цели кого-то в чём-то убедить, что-то доказать, удивить или возвысить себя, грешную, в глазах других. В эти сложные дни, когда молиться в Страстную неделю и встречать самый главный христианский праздник — Пасху Христову — мы вынуждены дома, а не в храме, я хочу поделиться личным опытом благодатной домашней молитвы, о котором раньше знали лишь очень близкие мне люди. Теперь, спустя четверть века, настало время рассказать о маленьком чуде другим.

Это произошло в середине 1990-х годов, когда мои пожилые родители ещё находились в добром здравии. Накануне Рождества Христова я приболела. Ничего серьёзного: небольшая температура, недомогание, насморк и больное горло. В храм идти нельзя: и не было сил, и заражать никого не хотелось. Мы втроём встретили Рождество у экрана телевизора. Трансляция праздничной службы Святейшего Патриарха Алексия II велась тогда ещё из Елоховского Богоявленского кафедрального собора. После полуночи родителей сморило, и они ушли спать, попросив меня не уменьшать громкость звука, чтобы уснуть, слушая службу.
 
Я осталась у экрана. Зажгла простую стеариновую свечу и погрузилась в молитву. Моя молитва становилась всё глубже и глубже. Я понимала, что нахожусь дома у телевизора, что в зале мигает ёлка, а за дверью своей комнаты спят родители, но в то же время душой находилась в храме, молясь вместе с Патриархом, клиром и верующими, переполнившими собор. Это было новое для меня благодатное состояние. Не знаю, сколько времени так продолжалось. Одна свеча отгорела, я машинально зажгла другую.

Ближе к концу службы по какой-то надобности встала моя мама.
 — Лена, у тебя что, свечка ароматическая? — спросила она. — В комнате такой чудесный запах!
— Нет, мамочка. Свеча самая простая, — ответила я, почувствовав, что зал действительно наполнен нежным, тонким, но явственно ощутимым ароматом роз.
Мама села молиться со мной, но я уже вышла из прежнего благодатного состояния и молилась, как обычно. Постепенно запах роз стал ослабевать и минут через 10 совсем исчез. Но какая великая праздничная радость ликовала в наших душах!!! Я совсем забыла о температуре, о больном горле, да оно и почти прошло к утру. Господь послал нам это маленькое чудо, чтобы утешить и укрепить нас в вере.

Лишь спустя несколько лет, я поняла, что запах роз — это был аромат дарованной божественной благодати. Вот как это произошло. В апреле 2002 года моя мама Валентина Игнатьевна заболела (случился инсульт) и в декабре умерла. Во время предсмертной болезни мы её несколько раз соборовали, причащалась она два-три раза в месяц у батюшки, который приходил на дом. Вера её, несмотря на страдания, стала какой-то детской, искренней и восторженной.

Маму отпевали в Петропавловской церкви Николо-Угрешского монастыря. День выдался ясный и очень морозный, в храме было прохладно. Родные и близкие положили в ногах усопшей цветы — белые пушистые хризантемы и немного красных гвоздик. Перед отпеванием я подошла к гробу положить погребальный крестик и икону святой Валентины. Никакого запаха от тела не ощущалось. Во время отпевания священник кадил самым обычным ладаном, без примесей иных ароматов. Когда таинство свершилось, мы подходили друг за другом отдать последнее целование. Наклонившись над телом мамы, я вдруг почувствовала тонкий запах роз, точно такой же, как тогда в Рождественскую ночь, только слабее. Он исходил от самого тела и заглушал запах лежавших в ногах хризантем и гвоздик. Меня это очень утешило, потому что я поняла, что аромат роз является проявлением божественной благодати.

По дороге на кладбище несколько человек, участвовавших в погребении, стали спрашивать меня, почему от мамы исходил такой чудесный аромат роз во время последнего целования, предполагая, что мы дали для омовения тела туалетную розовую воду, ведь никаких роз в храме не было в помине. Я ответила, что мы дали обычный спирт, что до отпевания никакого запаха не ощущалось, аромат появился лишь после отпевания. На поминальной трапезе я рассказала о том маленьком чуде на Рождество, которое было нам даровано в середине 1990-х.

Мой рассказ – лишь одно свидетельство того, что глубокая и искренняя домашняя молитва столь же угодна Богу, как и молитва в храме, особенно, когда человек находится в трудных обстоятельствах. Конечно, божественная благодать редко ощутима явственно, «вещественно». Но ведь и радость наша после Божественной литургии что как не проявление этой благодати?

И вместо заключения публикую два своих стихотворения.


Господь мой со мной!

В столице в шумливой толпе равнодушной,
В глуши молчаливой лесной
С молитвой — не страшно, с молитвой — не скучно.
Я верю, Господь мой со мной!

И нет одиночества. Дома я — в храме.
Днём ясным, порою ночной
Молитва — путь к Богу, свеча — Божий пламень.
Я верю, Господь мой со мной!

В минуты веселья, в часы испытанья,
В раздумьях о жизни земной
На Бога живого храню упованье.
Я верю, Господь мой со мной!


Памяти мамы Валентины Игнатьевны Егоровой

Угасло солнце для тебя земное,
И начат путь иного бытия.
О дорогая мамочка моя!
В воспоминаньях ты всегда со мною.

Твоя любовь и ласковое слово,
Как прежде, согревают сердце мне.
И в утешение порой во сне
Твой милый образ воскресает снова.

Хоть жизнь прошла не то чтоб идеально,
Ты не копила лишнего добра
И к ближнему душой была добра.
С небес ты смотришь нежно, беспечально.

Грехи твои искуплены страданьем
И чистой верою последних лет.
Оставила ты тихо бренный свет
В святом на Божью милость упованье.

Когда свершил священник отпеванье
И отлетело всё дурное в ад,
Окутал тело тонкий аромат —
Как будто райских роз благоуханье

Зефир принес в морозы издалече.
Но был покоен твой усопший лик
Средь хризантем с вкраплением гвоздик.
И верилось, что запах роз — предтеча

Того, что дом у цветников чудесных
Готов душе твоей… Уходит грусть,
Когда Христу я за тебя молюсь.
И ты молись за нас в саду небесном.


Рецензии
Здравствуйте, Елена.
Искренняя вера укрепляется такими событиями, которые живут в памяти и ничто не может их стереть. Слава Богу, не оставляющему нас ни при каких обстоятельствах.
Вашей маме светлая молитвенная память. Вам поклон.

Татьяна Вика   16.04.2020 12:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, за добрые слова и веру.

Елена Николаевна Егорова   16.04.2020 21:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.