Глиняный Иванушка
Жили-были старик да старуха, у них не было детей.
Скучно бабушке: дедка в поле боронить, дедка в поле
молотить, а бабушка все одна, все одна.
Вот старуха и говорит:
-Дед, а дед, сделай из глины парня. Всё в избе
веселее будет.
Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.
Пошел дед в огород. Выкопал яму большую-пребольшую.
Натаскал глины. Стал глину мешать. Мешал, мешал,
замесил гладкую: ни камешка, ни зернышка, ни песочной
крупы. Притащил глину во двор, сел на завалинке,
стал парня лепить.
Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту — главному раввину Праги, Махаралю. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века. Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами — новаторами религиозной мысли.
… Поглядела баба и ахнула: голова стрючком, носок
крючком, волосок торчком, живот ящичком!
Ну, нечего делать… Посадили Иванушку на печку сушиться…
… Поёт бабушка, а за печкой вдруг слышит: "хень-хень".
Вдруг слышит за печкой "тынь-брынь".
Вдруг слышит за печкой: "скок-хлоп"…
В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.
… — А я глиняный Иванушка. Съел я масла кадушку,
хлеба мякушку, бабку с прялкой, деда с палкой,
тетку с квашней, нищего с сумой, дровосеков с топорами,
девушек с грибами и тебя, коза-рогоза, съем!…
Во всем этом — богоборческий смысл голема. Но богоборческое начало в народной фантазии не имеет самодовлеющего значения: оно лишь разновидность протеста против социального и национального гнета.
… Да как разбежалась коза-рогоза, да Иванушку
в глиняный живот рогом — хлоп!
Тут Иванушка и рассыпался.
А и вышли из Иванушки бабка с прялкой, дед с палкой,
тетка с…
Исполнив своё задание, голем превращается в прах.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Виды Големов (и в шутку, и всерьёз)
История знает несколько основных видов Големов.
Самый древний — глиняный или Моисеев Голем. По некоторым сведениям, сам Моисей и был этим Големом.
Деревянный — его жалкие копии производятся до сих пор и показываются на потеху и поругание людям в так называемых «Кукольных Театрах». Самый известный голем второго типа — Буратино.
Стеклянный или «Эфемерон» — обладал невидимостью, эфемерностью. Например, "Голем Менделеева".
Каменный — жуткое создание, вроде бы принадлежавшее древним грекам. Страшный Родосский Голем или «Колос», кажется, растоптал легендарную Атлантиду (именно после этого аборигены острова Пасхи поотрубали своим каменным големам руки и ноги, за что были прокляты с лишением лицензии на создание големов). Множество более мелких копий сохранились в Китае под названием «терракотовые воины», но они все испорчены.
Ледяной — сведений крайне мало. Известны больше по легендам и слухам. Например, финский голем Йоккапукало, русский праздничный голем Дед Мороз и его сателлит Снегурка, американская дрянь Сатан Клаус. До наших дней дошло множество рабочих копий. Но вследствие потери хозяина они разбрелись по планете и являются нам в его поисках как Снежные Человеки. Крайне волосаты!
Бумажный или «Голем Майринка» — очень интересный тип, созданный безумным учёным Густавом Майринком. Великий учёный сумел открыть тайну древних роботов на бумажной модели и даже научил его «пудрить мозги», что сделало его эффективным оружием идеологической войны.
Железный — поздние големы, прообразы современных боевых роботов. Последний из них, «Железный Феликс» (он же «Самоделкин», «Терминатор»), до последнего стоял на Лубянке.
Титановый — современные големы, производятся исключительно в России на заводе «Камаз». Используются для службы в правительстве. Также выдвигались проекты по использованию их в вооружённых силах.
Бронзовый — сверхмощный боевой голем, предназначенный для операций по завоеванию всего мира. Одного бронзового голема, как установлено, достаточно на покорение одной страны.
Костяной — состоит из костей животных, монстров и людей одновременно. По некоторым данным имеет скронность к некрофилии.
Фуллереновый или "Голем Стэла Павлоу" — големы из углерода-60 и живых, уже нечеловеческих, тел описаны в романе "Код Атлантиды":
"Антарктида, 2012 год
… Дико вскрикнув, Хиллман открыл бешеный огонь по тем, кого нельзя было назвать людьми. Но пули по большей части просто отскакивали, те же, которые проникали в кристаллические тела, не причиняли существам никакого вреда…
… Непонятного назначения предмет слегка подрагивал в руке, будто включенная в сеть электробритва или поставленный на вибрацию мобильник. Проведя по нему пальцем, лингвист снова посмотрел на символы, начертанные на лбах големов. И вспомнил. Конечно!
- Священное слово на лице голема, — процитировал он. — Убрав это слово, можно деактивировать чудовище.
Скотт выставил ладонь перед устройством и тут же почувствовал, как рука напряглась, как будто замерзая. Или кристаллизуясь…
… Голем содрогнулся в конвульсиях, как будто сунул палец в электрическую розетку. На миг взгляд кристаллического создания встретился с взглядом ученого, а потом произошло то, что, как гласит миф, случилось с его предшественником: существо распалось, исчезло в густом, тяжелом облаке пыли. Миллиарды наночастиц превратились в туман, как только связь между ними прервалась.
Прочие големы отступили от ворот, которые наконец захлопнулись с оглушающим грохотом"…
Свидетельство о публикации №220041501590