Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 9

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ПОСЛУШНИК СЛУЖКА И ЕГО ДОМИНИКАНЦЫ
 
Значимость побережья росла пропорционально переменам в мире. Капитализм все шире и глубже оседал на территориях, ранее принадлежавших местному удельному сословию. Междуречье, где сходились торговые интересы севера и юга, теперь в большей степени интересовало добытчиков прибыли. А ближайшим претендентом на Уллу (Vla A.) после изгнания грозновцев становился запад, откуда увеличился поток переселенцев в связи с распродажей земель. Они несли с собой новые формы управления. Так чашеобразная речная область стала называться графством. Упоминание о нем можно обнаружить в географическом словаре царства Польского и других славянских стран (Словнике). Подтверждают сей факт также ученые Беларуси. Кандидат исторических наук Вячеслав Носевич комментирует:

- Графствами в ВКЛ назывались крупные имения (латифундии) магнатского содержания, если перевести на современный язык. Их суть вполне соответствует Чашникам, которые в конце 17-го - первой половине 18 века принадлежали влиятельному роду Служков (а не Потоцким, как ошибочно сказано в Википедии).

Служки служили верой и правдой королю: набирали конников в литовское войско, занимали должности воевод - венденского, троцкого, полоцкого. А ввели их в избранный господский круг те же Зеновичи – непременные спутники бискупской волны. Служки были, пожалуй, основными «поставщиками» религиозных идей, хлынувших с запада.

Служки поклонялись доминиканцам. Интересно, что доминиканские проповедники появились в Латинской Америке, выступая в защиту прав индейцев, однако их «американское» прозвище связано с именем испанского монаха, который организовал орден. Их пришествие в междуречье вполне объяснимо. Если часть европейцев двигалась за океан, то вторая, в поисках счастья осваивала евроазиатские просторы. Они не могли миновать «чашу Грааля»! Надворный подскарбий Богуслав Служка, сын Софьи Констанции Зенович, обосновался в области Уллы. А наибольший вклад в распространение идей ордена внес Доминик Служка, при котором Чашники стали наиболее крупным религиозным центром Белой Руси. В 70-х годах XYII столетия Доминик, будучи воеводой, фундовал здесь доминиканскую обитель, добавив к ней земельные владения: Шатковщизну, Лужки и Ольшанку. Храм, украшавший монастырь, был мурованный, с декоративными архитектурными элементами и фигурой Иисуса, а также другими чудодейственными образами.

Верховная власть приветствовала почин, и это несколько удивительно, если следовать историческим канонам. Публичная риторика преподносит сегодня доминиканцев, как активных сторонников вселенской инквизиции, и их авторитет на международной арене значительно снизился. Чем же объяснить вспышку их активности в междуречье? Видимо, духовные критерии того времени соответствовали запросам королевского окружения. При феодалах были одни ценности, при погоне за прибылью появились другие. Жажда обогащения, наживы сочеталась с потребностью исповедоваться, заботиться о ближнем. Не может человек, накапливая достаток, не думать об остальных. Все мы от Бога. А образ нищенствующих монахов снижал негативное восприятие жизни, при которой крестьяне становились зависимыми от богатой верхушки, одержимой материальной потребностью. 

В 1678 году, пишет Словник, великокняжеский сейм рассматривал вопрос о строительстве доминиканского собора еще в одном речном месте - «под Улой». Интересно, что с такой просьбой вышел последователь рода Лукомских – Самуэль, скарбник оршанский. Необходимость объекта была занесена в устав сейма.

(Продолжение следует).

На снимке из интернета: Чашники, запечатленные в рисунке Наполена Орды (1876 год).


15.04/20


Рецензии