Дом на улице Ангарской Действие 4

 (пьеса в 4-х действиях для домашнего чтения)

Действующие лица:
Петр Алексеевич (П.А.) – отец семейства;
Анна Александровна (А.А.) – мать семейства;
Галина, Валерий, Татьяна, Славик – братья и сестры по старшинству;
Михаил – муж Галины; Варвара – жена Валерия; Николай – муж Татьяны; дети: Лена, Алеша, Света
Сергей – друг Николая и Славика.


Действие 4 (в 4-х сценах)

Сцена 1.
Двор. Славик растирается полотенцем. Вешает его на шею. Ходит около крыльца дома. С крыльца времянки выходит Татьяна. Машет Славику.
Татьяна. Славик, доброе утро!
Славик.  Доброе утро! Хорошо! Как не хочется уезжать отсюда, а послезавтра надо ехать.
Татьяна. Так не уезжай! Я тоже не хочу уезжать. Здесь так хорошо, родные люди рядом, погода и природа сибирская… зачем уезжать от того, что тебе нравится? (Подходит к Славику).
Славик.  Думаю, как все-таки разлука обостряет чувство любви к родным людям. Большое видится на расстоянии!
Татьяна. Ты мои мысли выражаешь. И этот городок, как он красив, небольшие улицы, пышная свежая зелень, люди необычные…
Славик.  А ты угадываешь мои мысли… хожу по городу, встречаю знакомых, они здороваются, улыбаются, говорят со мной… кто-то говорит, что отдел главного метролога, который я решил создать, создали без меня: документы из всех инстанций, куда писал, пришли после моего отъезда. Или вчера встретил девушек – выпускниц шестой школы, из бывшего моего подшефного класса. Мне стоило один раз попасть в этот класс, тогда он был девятым, как стало словно магнитом туда тянуть, такая искренность, непосредственность этих ребят, их сияющие глаза…
Татьяна. Может, вспомнились твои школьные годы?
Славик.  Может, и так, ведь моя школа далеко… но просто полюбил этот класс. Жаль, пришлось оставить фотокружок – только начал вести его, как пришлось уехать. Встретил девочек, когда они сдали свой очередной экзамен. Пригласили меня на выпускной бал. Но вряд попаду – надо уезжать. А мне одна женщина, Мария Кузьминична, бывшая подчиненная, рассказала, что подшефные в цехе, где я был секретарем комсомольской организации, поставили концерт, прощальный. Только и было на нем слышно: «Вячеслав Петрович! Вячеслав Петрович!». И цветы для Вячеслава Петровича и стихи для него… жалели, что я уехал. Получается, что концерт был посвящен мне. И мне жаль, что не оказался там… но тяга в далекие края оказалась сильней.
Татьяна. Я тебя понимаю, Славик! Как это замечательно: видеть новые города, новых людей…
Славик.  Спрашиваю их: куда теперь? Отвечают: «Будем учиться, ведь вы же нас напутствовали!». Я как-то участвовал в классном часе, посвященном выбору профессий. Рассказывал, как мы с мамой выбирали мне институт…
Татьяна. Я что-то не помню такого…
Славик.  У нас был справочник по вузам, и вот в Саратовском политехническом оказалась специальность «Автоматика и телемеханика». Мама говорит: «Славик, вот нужная специальность, будешь телевизоры ремонтировать».
Татьяна. У тебя специальность: инженер-электрик… а сейчас на какой должности?
Славик.  Сейчас инженер-настройщик. Мама, оказалось, правильно выбрала, теперь могу работать на самых разных предприятиях. Метрологи везде нужны, у меня же был приборостроительный факультет.  Девчатам запомнился мой урок. Поступил я на пятерки, а учился хуже. Почему? Вот, передавал им опыт, как надо учиться…
Татьяна. Помню, как ты учился на моей машинке печатать…
Славик.  Бумага такая тонкая, как пергамент, и шрифт синий, кажется, был…
Татьяна. Ты тогда с Тбилиси, кажется, остановку делал…
Славик.  Тогда тоже, но и еще приезжал. Все здесь видится иначе, когда уже не здешний. Смотрю на все, а внутри бьется: «Не твоё!». Жаль расставаться! Знаешь, что сказал Сашка Беркутов, когда я был у них. Мы отметили рождение его второй дочери. Сказал: «Петрович, знай, если мы счастливы, то кусочек этого счастья принадлежит тебе». На работе они меня звали Петровичем. Уверен, это не просто слова. Не хочу уезжать, а надо. Когда еще приеду, неизвестно. Получается, бросаю маму и папу в критический момент, вернее, уже  бросил. Но ведь надо думать о будущем. Потом думать, в чем смысл жизни, будет поздно. Я учился еще в институте, думал, что ни за что не женюсь, чтобы маму не оставлять. Если женюсь, придется жить самостоятельно. Сейчас, правда, другое мнение на этот счет.
Татьяна. Понимаю тебя, Славик. Теперь вся страна – наша. Я – Волгоград, ты – Комсомольск на Амуре, а в середине – родители, Галя и Валера… Иркутск – середина земли. Славик, возьмемся мы  за твой книжный шкаф, как следует, или нет?
Славик.  Не знаю… руки не доходят. Спасибо тебе, Таня, за картотеку!
Татьяна. Ну, что ты! Я успела только начать.
Славик.  Главное – начать. Буду теперь приезжать и потихоньку продолжать. Сейчас попадаю в новые города, и первой целью всегда – книжные магазины. И везде есть что-то новое.
Татьяна. А я хочу, Славик, записывать папины и мамины рассказы, создать родословную нашей семьи. У них встречаются интересные слова, какие сейчас не употребляются. А папа о войне еще рассказывает, хотя и мало. Это будет родовая линия такая.
Славик.  Хорошая идея. Помнишь бабушкину библию? Красивая, красные буквы в начале строк. Для меня это – начало. Вот сделать бы семейный экслибрис. Знаешь, какой? Чтобы он объединял наши библиотеки, и в нем должно быть характерное для нашей фамилии. Был бы фамильный экслибрис.
Татьяна.  Да, это было бы интересно… ну, ладно, братик, пойду. Машенька уже должна проснуться. (Хлопает Славика ладонью по груди).
Славик (удерживает ее).  Так ты… за дипломом… когда едешь?
Татьяна. Мы с Колей поедем, после обеда ждите.
Славик. Коля охранять будет?
Татьяна.  (Смеется). Говорит, сам будет везти, на меня надежда плохая (уходит во времянку).
Славик провожает ее взглядом, затем уходит в дом.  Сцена меняется.

Сцена 2.
Гостиная. В основном, все собрались здесь вокруг стола, рассматривают диплом.
Валерий (Славику). Хорош тебе, дай поглядеть! (Смотрит). О, закончила факультет журналистики… Иркутский государственный университет… так, а это что… ты гляди… оценки… хорошо… отлично… хорошо… отлично… у тебя одна хоть тройка-то есть?
Татьяна.   А ты внимательно погляди. Я сама не знала, что есть, оказывается, тройка… за курсовую… еще с третьего курса…
Валерий. Да эти оценки! На них и не смотрят, когда на работу принимают. Спрашивают документ об образовании – университетский диплом, образование высшее. Это звучит. Вот что ценится – корки! (Поднимает диплом над собой). А эти оценки… вкладыш… выбросить – никому не нужны! Я тебе точно скажу, что добрая половина тех, кто с тобой получил диплом, учились ради этих корок, а не знаний…
Татьяна.   Ну, это ты загнул. Конечно, попадаются и такие. Но и тройку у нас получить – нужно знать свой предмет, иначе ничего не получишь. Так что есть польза и от тройки. А я училась не ради оценок…
А.А. Мы нагляделись, Танечка, как ты училась, и знаем, чего стоит четверка для тебя, а у тебя вон сколько пятерок! Самое высшее образование у тебя в нашей семье, дорогая!
Татьяна. Ну, конечно, я же три университета закончила: университет культуры, университет марксизма-ленинизма и госуниверситет… не считая, конечно, химико-технологического техникума.
Галина. И еще четвертый – университет жизни.
Татьяна. Ну, этот я никогда не закончу, до самого конца буду учиться…
А.А. Да, жизни учатся всю жизнь, а бывает, так в дураках и помирают…
Славик. Твои университеты. (Татьяне). Дай кольцо, а?
Татьяна. (Снимает кольцо с пальца). Возьми. Давление будешь мерять?
Славик. Мама, я сейчас тебе продемонстрирую интересную вещь, нам Галя показала.
А.А. Какую, Славик?
Славик. Сейчас увидишь.
Галина. Давление измерить без сфигмоманометра.
А.А. Как, без аппарата?
Славик привязывает кольцо к нитке, укладывает линейку перпендикулярно к своей руке в точке запястья и водит кольцом вдоль линейки.
Валерий. Ну-ка, что ты тут делаешь? Глупости это все, паря.
Славик. Гляди (кольцо начинает качаться параллельно руке, как маятник). Это – нижнее давление… семьдесят. Видишь, семьдесят миллиметров от центра руки. Теперь ведем к точке верхнего давления. Обрати внимание.
Валерий. Да ты качаешь его…
Славик. Сто десять. Ты что не видишь, что не качалось, я локоть поставил на стол. Ну, на весу держать… рука дрожит, конечно. Вот, у меня сто десять на семьдесят.
Галина. Отличное давление!
А.А. Интересно. Славик, померь мне.
Славик. Садись. Самое главное, доступность. Каждый может так себе в любое время измерить давление. На измерение тратится полминуты. Главное, чтобы начало шкалы линейки совпадало с центральной линией руки. Вот так. Удобно? Не напрягайся. Так, нижнее – семьдесят пять. Я уже привык, и так чувствую, где пиковая точка, даже без качания. Там меняется тяготение… по ощущению.
Валерий. Мистика какая-то…
Славик. Все имеет материальную основу. Мама, верхнее у тебя сто двадцать. Видишь, качается? Много?
А.А. Тяжесть в голове есть, но не болит…
Галина. Это нормально.
Славик. Кровь – основной проводник биотоков, биотоки вызывают магнитное поле, которое, в свою очередь, вызывает вихревые токи в кольце. Вихревые токи приводят к возникновению силы, толкающей кольцо. А эти точки, показывающее значение давления,  являются резонансными, в них – пиковое значение магнитного поля, достаточное для движения кольца. Что интересно, резонансные точки есть и ниже нижнего давления и выше верхнего. Это еще надо изучать. А кольцо может быть медным, не обязательно брать золотое. Можно взять стальную шайбу, тоже будет колебаться. А мистика… да, конечно… пока не изучили, многое было мистикой, а потом превращается в знание…
Галина. Это самый древний способ измерения давления…
Валерий. Паря, а мне… нет, я сам (садится и измеряет себе кольцом, Николай помогает).
А.А. Какой хороший метод. Теперь мне, Галочка, не нужно будет ждать тебя, когда ты со своим аппаратом… придешь.
Галина. Ривароччи.
А.А. Забываю все время… Ривароччи. Теперь сама буду мерить.
Галина. Танюшка, как же вы провели прощальный бал? Ты так и не рассказала.
Татьяна. Бал-то нам понравился. Все Колей восхищались: какой муж у меня общительный, умный, как он песни поет, танцует… особенно одна особа восторженно отзывалась. Это было в перерыве. Мы стояли в кругу и обменивались впечатлениями. Коля в это время вышел. Она меня спрашивает: «А кем он работает?». Говорю: зубным техником. Все это слышали, но никаких эмоций не проявили. А она тут же скисла – слова вымолвить не может. Вот что значит профессия. То был – обаятельный парень, а теперь он для нее – всего-навсего зубной техник. У нее свое, субъективное, мнение о людях: она считает, что профессия делает человека, не может понять, что человек, каким бы делом ни занимался, прежде всего – человек. Предвзятое мнение, которое бытует о профессии, сразу переносится на человека. Теперь о нем не говорят: умный и веселый, а говорят: зубной техник! А ведь человек получил диплом, следовательно, достаточные знания, чтобы судить о людях объективно.
Николай. К нам в поликлинику приезжал один из «Вечерки». Толком не разобравшись в технологии, написал статью. У одного нашли излишек золота 600 миллиграмм, но у него технологический процесс еще не завершился. В процессе шлифовки может оставаться излишек золота – имеются соответствующие допуски. Надо учитывать после окончания работы. А тут провели ревизию в середине технологического процесса. После статьи парню пришлось уволиться.
Славик. Видимо, были еще причины. Разве у вас не встречаются проходимцы?
Николай. Ну, как же! Заведующий отделением – первый жулик! Есть у нас еще один хлыщ, на всех смотрит сверху вниз – не знает, куда деньги девать. Но большинство работают в поте лица, целый день спины не разгибают. У нас работают восемнадцать техников, а по штату положено двадцать. План дают на всех. Оклад у техников мизерный, а чтобы была премия надо трудиться за двадцать шесть техников, да еще перевыполнять. Люди просятся на работу – он не принимает. Экономия фонда зарплаты. Мы обращались в горисполком и газету. Комиссия приедет, но он на хорошем счету, начальство его хвалит: планы перевыполняет. Сейчас девять человек подали… на увольнение. Я – тоже. Приеду, посмотрю, что там. Когда я поступал, так же было. Старики уволились, были в обиде на него, он набрал молодежь, и все в порядке.
Галина. И куда же ты пойдешь, Коля?
Николай. Слесарем пойду в локомотивное депо, электродвигатели чинить.
Валерий. Дело для тебя знакомое, ведь ты работал электриком, когда здесь жили?
Николай. А-а, учеником поработаю – научусь, если не знаю. Нам с женой хорошо, хоть квартира есть. А вот здесь, в Иркутске, посетил своих друзей – в медучилище с ними учился. Там же живут, где жили: кто на квартире, кто во времянке, и все удивляются: как это я устроился…. (Пауза). Теперь диплом у нас есть, будем писать (пауза)…
Славик. А фотокарточки все видели?
Галина. Когда же я могла видеть?
Славик. Я не знаю, кто видел. Уже два дня и две ночи во времянке делаю фотографии.
А.А. Около трехсот штук сделал, Галочка.
Славик. Коля помогал глянцевать на второй день.
Татьяна. Хуже всего разбирать, какие – кому. Просто мучение. Столько фотокарточек – запутаешься…
Валерий. Пошел я мотоцикл делать.
Славик. А что, смотреть не будешь?
Галина. Ну, где же они?
А.А. Они в зале, прижаты книгами, Галочка.
Валерий. А что мне на них глядеть? Нам оставите, и ладно.
Славик обиженно пожимает плечами, Валерий выходит.
П.А. Фотокарточки отличные, и говорить нечего!
Татьяна. Жаль, не сделал посемейных отдельно.
Славик. Я же попросил… помнишь, у крыльца… остаться посемейно. Но тебе было некогда. Ты позвала всех домой – на столе обед остывал. А потом уже не было возможности.
Татьяна. Да? Не помню…
Славик. Не расстраивайся. Иногда получается, что вроде бы навязываюсь, когда фотографирую. А ведь это нужно для всех нас. Всё забудется, а возьмешь фотокарточку, и вдруг вспомнится то настроение, когда были гораздо моложе… когда-то далеко-далеко…да что об этом говорить!
А.А. И, как всегда, Славика постигла участь фотографа – его беда. Самого на фотокарточках почти нет.
Славик. Да, и часто я получаюсь нерезко – у всех руки дрожат. Ничего страшного, только нужно писать на обратной стороне фото: фотограф рядом, за кадром, все на него смотрят.
П.А. Но особенно хорошо получилась Машенька…
Татьяна. Да, чудесные портреты!
Галина. Ну, не тяните за душу, пойдемте…
А.А. Пойдем, пойдем, дорогая!
Уходят в дальнюю дверь.

Сцена 3.
 Гостиная. На стуле – портфель. В правой комнате (спальне) на кровати - сумка. В гостиную входят задумчивая Анна Александровна (из комнаты) и с улицы - Славик, за ним – Татьяна.
А.А. Славик, ты, как и обещал… будешь каждую неделю писать?
Славик. Ну, конечно, мамочка (слегка обнимает ее).
Татьяна. Славик, ты не видел газету с Галиной статьей, не могу найти…
Славик. Я ее подшил, Таня.
Татьяна. Вот хорошо, а то у Гали эта газета пропала.
А.А. Когда я снова увижу вас всех вместе? Может, и не суждено мне будет вас увидеть. Время для нас мчится все быстрее (подавляет плач). Славик, нужно готовиться, ничего еще не сделано.
Славик. Не волнуйся, все сделается.
А.А. Как это сделается, времени три часа осталось, а ничего не готово, вещи не уложены, брюки даже не зашиты.
Славик заходит в правую комнату (спальню), со спинки кровати снимает брюки. Анна Александровна уходит в дальнюю комнату. Заходит Николай. Славик выходит с брюками.
Славик. О, Коля! Ты мне что-то обещал.
Николай. Что?
Славик. Зашить брюки.
Николай. А, обещал. Я тебе зашью так, что сможешь после этого и меня подкинуть к потолку. Ты ее слишком высоко подбросил.
Славик. Дело не в этом. У них в коридорчике тесно. Когда я Свету подкинул, задел за стиральную машину соседки. Пока от нее отодвигался, Светочка прилетела – пришлось присесть. Брюки сразу по шву и разошлись.
Николай. Вроде немного нас было в день рождения Вари. У них вообще тесно, как мы там поместились в этой клетушке – три на три, девять квадратов? Еще живут с подселением…
Славик. Я бы сам зашил, да некогда.
Николай. Ладно, сделаю. Когда поедем?
Славик. В час пойдем на автовокзал.
Николай уходит в дальнюю комнату, Славик укладывает вещи в сумку, стоящую на кровати. Выносит книги – в портфель. Из дальней комнаты выходит Анна Александровна с рубашкой в руках.
А.А. Славик, ты эту рубашку будешь с собой брать?
Славик. Ну… не знаю…
А.А. Нет, пусть здесь остается. Когда приедешь, будешь носить (сдерживая рыдания).
Славик. Хорошо, мама. (Заходит в спальню).
Анна Александровна уходит в дальнюю дверь, возвращается без рубашки, смотрит в окно.
А.А. Вот и Галочка идет с Леной. Дорогой мой сын! Ты везучий, пусть тебе всегда везет! (Славик выходит из правой комнаты). Как у тебя идут сборы, сын? Ничего не упустил?
Славик. Ничего страшного не будет, если что-то упущу. Вот, во времянке нужно фотоувеличитель упаковать и шторы с окон снять.
А.А. Таня уберет, не беспокойся.
Славик. Мне это сделать за минуту… больше разговоров.
Входят Татьяна, Галина и Лена. Все здороваются.
Галина. Ну, как у вас дела? Собираетесь?
А.А. Да не говори, Галинка. Помощь нужна. И поесть надо готовить – людей будет много, и вещи собрать.
Галина. Сейчас все сделаем. Где вещи? (Славик показывает).
А.А. У Славика хватает, кроме этого, забот, Галинка.
Галина (из спальни). Все будет сделано, не беспокойся!
Татьяна. Галочка, Славик газету с твоей статьей себе подшил. Теперь у тебя ее не будет.
Галина. Ну, хорошо. Главное, что нашлась.
А.А. Танечка, нужно Коле помочь, он брюки Славины на швейной машинке зашивает.
Татьяна. В комнате? Ну, хорошо.
Татьяна уходит в дальнюю дверь, Лена заходит в спальню, Анна Александровна уходит, заходит Михаил.
Михаил. Здорово, отпускник! Говоришь, уезжаешь?
Славик. О, здорово, Миша! (Жмет руку).
Михаил. А я с работы на пару минут приехал, попрощаться. Сегодня день такой выдался, вагоны идут, нужно разгружать – вырваться некогда. Мои-то пришли?
Славик. А вот они - здесь. (Михаил заглядывает в спальню).
Михаил (весело и громко). А, вот вы где спрятались! А я-то думаю, что они дома засиделись!
Галина. Миша, кушать будешь? Что-нибудь сейчас согреем.
Михаил. Да нет, нужно ехать. На заводе поем - скоро обед. (Славику). Жаль, не могу тебя проводить, тебя кто будет провожать?
Славик. Не знаю.
Михаил. Ну, давай (подает руку). Так и не удалось нам съездить никуда.
Славик. Да я с Валерой съездил за черемшой. Хватит. Хорошего понемножку.
Михаил. Ну, счастливо. Удачи тебе во всем, и чтобы все, что задумал, сбылось.
Славик.  Спасибо. А тебе, чтобы ты всегда был такой веселый, как всегда.
Провожает его за дверь, возвращается. Лена выходит из спальни, подходит к нему.
Славик. Что ты грустишь, моя хорошая?
Лена пожимает плечом.
Лена. О чем писать, не знаю.
 Славик. Леночка, я же тебе говорил: пиши обо всем, что тебе интересно… о друзьях, о делах, о планах… обо всем.
Лена. Главное, сядешь… как будто бы есть, о чем писать… немного напишешь… и все, больше не о чем!
Славик. А ты не торопись. Не о чем – отложи письмо, завтра будет, о чем написать. Напиши, как дела дома: что делала ты, Света, обо всём домашнем. Это будет мне интересно. Хорошо? А скоро Света в школу пойдет – будет, о чем писать. Хочешь, сохраню твои письма, и лет через десять тебе отдам?
Лена. Ого!
Галина. Славик, иди - помоги. Сумка не застегивается.
Славик заходит в спальню.
Славик. Ты уже все упаковала? А мама расстраивалась. А что, если фотоаппарат положить в портфель? (Перекладывает – портфель на стуле через стенку). Во, и в портфеле нормально.
Галина тоже выходит в гостиную. Славик смотрит в окно.
 Славик. Гляди-ка, Серега уже пришел, папе помогает картошку окучивать.
Заходят Анна Александровна (со входной двери), Татьяна и Николай (из дальней комнаты).
А.А. Папа там окучивать взялся, пока Машенька спит. Не знаю, не тяжело ли ему будет? Танечка, иди – спроси.
Николай. Вот и брюки готовы.
Славик. Зашили? Чтоб у вас и жизнь такая прочная была! Тебе, Коля, не слесарем надо устраиваться, а портным.
Татьяна. Да он пока только брюки зашивать мастер (выходит).
Славик. Будет мастер по пошиву и ремонту брюк. Чтобы ваше счастье было таким же прочным.
Николай. У нас прочное счастье.
Славик. Что ж вы, не ссоритесь никогда?
Николай. Да бывает… по мелочам… этого-то у нас хватает…
Славик. С мелочей все и начинается. Вся жизнь состоит из мелочей. Мелочи могут оказаться сильнее самого прочного счастья. Так проживешь жизнь, и увидишь, что она состояла из мелких… впрочем, не будем об этом.
А.А. Готово? (Смотрит брюки). Хорошо сделал Коля. Славик, их еще отпарить надо, а времени совсем мало.
Славик. Я быстренько…
Славик уходит в дальнюю дверь, остальные выходят наружу.

Сцена 4.
Двор. На крыльце дома столпились все – вдоль перил, стоят и сидят на ступеньках. Николай стоит у крыльца с кинокамерой – готовится к съемке. Петр Алексеевич рядом с ним, смотрит. В дверях стоит Славик с красной сумкой и портфелем.
Славик. Ну, что там, можно?
Татьяна. Нет еще, Коля скажет. Он вначале нас снимет, а потом ты выходи.
А.А. Вот выдумщики.
Николай начинает съемку, кинокамера издает треск, как стрекоза.
Татьяна. (Помедлив). Давай!
Славик держит перед собой сумку, по-деловому, ни на кого не глядя, выходит, спускается, идет прямо на камеру, подмигивает ей и делает вид, что уходит. Алеша машет с крыльца, все идут за Славиком.
Николай. Пленка кончилась.
Славик. Стойте, назад! Придется повторить.
Валерий идет за дом, приносит два полена. В это время Николай переворачивает кассету. Все смеются. Славик готовится у крыльца.
Валерий. Дубль номер два! (Бьет поленами).
Николай снимает, Славик повторяет: подходит к камере, кивает ей, подмигивает и уходит, а с крыльца все машут.
Возгласы: Крупным планом… потом посмотрим кино…
Славик. Теперь можно по-настоящему.
А.А. Славик, значит, Коля и Валера тебя проводят.
Славик. Хорошо.
А.А. Ничего не забыл, дорогой?
Славик. Кажется, нет. (Вначале подошел к Петру Алексеевичу, обнялись, поцеловались крепко). Выздоравливай окончательно, папа, и не болей.
Затем – к Сергею.
Славик. Тебе – поймать вот такого хайрюза (разводит руками).
Сергей. А тебе в Амуре – вот такую белугу, это глаз ее такой (показывает руками диаметр). Я тоже тебя провожу.
Все смеются. Славик целует Лену, Галину, Татьяну.
Галина. Чтобы все у тебя сбылось, что задумал, братишка, и чтобы было у тебя счастье.
Татьяна. Чтобы свершились все твои планы, но и о себе не забывай! Счастливо тебе, братик!
Когда Славик прощается с сестрами, откуда-то издалека доносится мелодия песни: «Быть добрым, нежным быть не надо на прощанье», затем становится отчетливей и яркой, когда Славик прощается с Анной Александровной. После ухода Славика песня постепенно исчезает.
Анна Александровна стоит поодаль, смотрит в сторону. Славик обнимается еще раз с Петром Алексеевичем, подходит к Анне Александровне. Стоят, обнявшись.
Славик. Мамочка, ты сильно не переживай, вернусь, как и обещал. Зимой постараюсь приехать в отпуск… Галя и Валера рядом, помогут. Поменьше болей, дорогая. А у меня все будет хорошо. Ты не беспокойся.
А.А. Телеграмму…
Славик. Сразу же сообщу.
А.А. Счастливо тебе, сын. Счастливо доехать. Ну, иди.
Славик. И тебе счастливо, мамочка.
Славик, Николай, Сергей и Валерий уходят за времянку. Песня затихает.
Анна Александровна плачет, обнявшись с дочерями.
А.А. Я и понимаю Славика и не понимаю. Ну, жить бы сейчас и радоваться… работа хорошая, старшим инженером был, зарплата… телевизор в дом купил цветной…. Нет, надо ехать….
Татьяна. Как мы не ценим эти минутки, эти мгновения, когда можно ходить рядом и просто улыбаться друг другу. Три недели были рядом, но как мало оказалось этого времени! Не будем огорчаться! Ведь есть еще письма... а что осталось невысказанным, и о чем не напишешь в письме… будут новые встречи. Совсем недавно мы смотрели в глаза друг другу и понимали что-то без слов...
А.А. Через три дня, Танечка, уедете и вы. Снова пусто станет в нашем доме (вновь плачет). Ну, почему, мои дорогие, я никак не пойму, почему он не хочет жить, как все, жить спокойно, что ему нужно?
Галина. Разве это плохо, мама, что он сам ищет свою дорогу? Человек должен сам решать свою судьбу.
Татьяна. Правильно, Галочка.
А.А. Да, я понимаю, дорогие… но разве для этого обязательно уезжать?
Татьяна. Конечно, мама, можно жизнь прожить и в этой времянке, но иметь богатую душу, уместить в своем сердце целый мир … можно проехать весь свет, но за душой ничего не иметь. Конечно. А Славика постарайся понять: молодой человек, он не хочет киснуть здесь. Пока есть возможность, хочет поглядеть мир. Хочет пожить там, не в качестве туриста, а рядом с другими людьми, в другой обстановке. Ему нужна полная самостоятельность, свобода – это главное. Только тогда он сможет понять, для чего живет на свете, смысл и цель своего существования. Наверное, так можно объяснить. У меня - дети, а то б я тоже куда-нибудь махнула…
Галина. И я так же думаю. Пока детей у него нет, пусть катается по свету! Не надо, мама, расстраиваться. Все будет хорошо, поверь! Надо жить и радоваться, что у тебя такой сын!
Татьяна. Как все-таки это замечательно: в одно утро вдруг собраться и уехать в город своей мечты! Когда тебя ничто не держит, и можешь сказать: вся эта прекрасная земля – моя! И пойти по ней…
Плачут, обнявшись.
П.А. (вытирает глаза). М-да... (Поднимается в дом). 

Занавес. Конец.

Действие 1 находится здесь: http://www.proza.ru/2020/04/14/1443


Рецензии
»...фото – великая вещь. Нажал спуск – и мгновение остановилось. А вовремя нажмешь, мгновение может оказаться прекрасным».
Вот ты и запечатлел (не только, как обычно, на фото) одно из прекрасных мгновений нашей жизни. Лето 1980 года, наша общая встреча в родительском доме. Как на фото: мгновение — и мы снова там, как сорок лет назад (как же они пролетели, эти годы...). И мы снова те же, большая, по-настоящему дружная семья, по-настоящему близкие люди... Еще ничто не разделило никого и ни с кем... Мне верится, что и другие из нас, прочитав эту пьесу, переживут похожие чувства, что пережила я … Уйдет все не главное, и мы вернемся к себе истинным, таким, какими ты написал нас здесь.
Спасибо тебе.

Татьяна Картамышева   18.04.2020 19:17     Заявить о нарушении
Старинная поговорка: времена меняются и мы меняемся вместе с ними. А мне кажется: кто-то меняется, а кто-то остается таким же наивным и чистым, как в юности. Я о себе и о тебе говорю. Несмотря ни на что. Тогда нам было меньше, чем прошло после этого времени. И мы знаем, что главные герои - папа и мама, создавшие и сохранившие семью. Прошедших ад этой жизни, но получивших вознаграждение - детей и внуков.

Анатолий Просняков   18.04.2020 19:32   Заявить о нарушении