Записки ритуального агента. Часть четвёртая

                Старушка

     С утра было два вызова, но оба впустую. Я опоздала, и на адресах уже ждали конкуренты. Что-то мне подсказывает, что день пройдёт напрасно и заказов сегодня больше не будет. Но я не расстраивалась, поскольку всегда знала, что если сегодня работы нет, то завтра её будет в два раза больше. Все люди когда-нибудь заканчивают свой жизненный путь, как это ни прискорбно. Это неизбежная реальность, и поэтому без работы я не останусь.
     Время близилось к полудню, и я решила пообедать. Остановив машину около небольшого кафе, я вошла внутрь заведения. Окинув небольшой зал взглядом, чтобы решить, куда мне присесть, я вдруг увидела за крайним столиком около окна старейшего агента из нашей конторы дядю Мишу, который в этот момент, не обращая ни на что внимания, с аппетитом поглощал макароны. Конечно, я тут-же подошла к нему.
     - Здравствуйте, дядя Миша, - поздоровалась я. – Можно присесть?
     - А, Ульяночка! – воскликнул он, посмотрев на меня и отодвинув от себя уже пустую тарелку. – Конечно, садись скорее.
     Я устроилась на соседнем стуле, и ко мне сразу подошёл официант. Он принял заказ и отошёл, а дядя Миша, взяв в руку чашку кофе, повернулся в мою сторону.
     - Ну? – спросил он. – Как у тебя дела?
     - Было сегодня два адреса, но я не успела.
     - Кто? Полиция?
     - Городская служба.
     - Понятно, - дядя Миша кивнул. – Гребут всё под себя, давят мелкий бизнес. Реклама по телевизору и в интернете. Напирают на то, что они якобы государственное предприятие, а цены дороже, чем у нас, в полтора раза.
     - Это клиентам сразу не объяснишь, - я вздохнула. – Никто же не знает, что государственного у нас давно уже ничего нет.
     - Да, - он опять кивнул головой. – Времена пошли тяжёлые. Раньше, помню, по два, по три заказа в день принимал. А то и больше! И все до конца доводил. И всегда мне люди потом «спасибо» говорили.
     У дяди Миши были особые методы работы. Небольшого роста, в поношенном костюме и с седыми всклокоченными волосами, он никогда не имел своей машины и всегда передвигался только на общественном транспорте. Поэтому, когда дядя Миша приезжал на вызов, то почти всегда там уже был агент из другого похоронного бюро.
     Но дядя Миша не торопился сразу уезжать. Он узнавал, на какой машине приехал конкурент, и чем она была дороже, тем для него было лучше. Потом дядя Миша подсаживался к каким-нибудь бабушкам на скамейке и заводил с ними беседу. Он жаловался им на тяжёлую жизнь, выслушивал их жалобы и в какой-то момент ненавязчиво переходил к цели своего визита.
     - О, Господи! – сразу восклицала одна бабушка. – Это из двенадцатой квартиры женщина! Так я её знаю!
     - Я приехал по вызову, но там уже другой агент, - с сожалением говорил дядя Миша. – Вон его машина стоит. Дорогая. И цены у него, наверное, тоже дорогие.
     - Это точно, - кивала бабушка. – Похоронить человека сейчас очень дорого. Лучше вообще не умирать.
     - Вот и я говорю, - поддакивал дядя Миша. – Только у меня цены дешёвые остались, а остальные дерут безбожно.
     - Подожди-ка, касатик. Посиди-ка здесь.
     С этими словами бабушка срывалась с места и скрывалась в подъезде. Через пять минут оттуда выходил ритуальный агент с опущенной головой и, сев в свой роскошный джип, уезжал со двора. Потом из подъезда появлялась бабушка и махала дяде Мише рукой.
     - Давай, касатик! – звала она. – Поднимайся! Тебя ждут.
     Это срабатывало больше, чем в половине случаев. Правда, справедливости ради надо отметить, что цены у дяди Миши были действительно минимальные. У него существовала твёрдая такса, и он никогда не брал сверх того, что ему положено.
     - Ладно, Ульяночка, - произнёс дядя Миша. – Не переживай. Умрёт  когда-нибудь и на нашей улице банкир.
     Я чуть не поперхнулась кофе от этой шутки. Все в агентстве знали, что у дяди Миши своеобразный юмор.
     - Мне пора, - сказал он, отставив от себя чашку. – Ещё в морг надо успеть, а это на другом конце города.
     - До свидания, - произнесла я.
Дядя Миша вышел из кафе, и в это время принесли мой заказ. Я быстро поела и вышла на улицу. И в это время зазвонил мобильный телефон.
     - Записывай адрес, - раздался в трубке голос диспетчера.
     - Я запомню, - ответила я.
     Диспетчер быстро продиктовал мне координаты, после чего я села в машину и поехала на адрес.
     Я приехала к обычной обшарпанной хрущёвской пятиэтажке. Выйдя из машины, я подошла к подъезду, и тут дверь передо мной отворилась  и из неё вышел ритуальный агент из другой фирмы. Я его хорошо знала, поскольку мы с ним часто встречались.
     - Привет, Ульяна! – радостно воскликнул он. – Как дела?
     - Было хорошо, пока тебя не встретила, - ответила я.
     Со всеми конкурентами у меня были натянутые отношения.
     - Ну-ну, - усмехнулся он. – Я бы, конечно,  поболтал с тобой, но надо бежать, деньги зарабатывать. А ты иди, бюджетница.
     С этими словами он прошмыгнул мимо меня, насвистывая весёлый мотивчик.
Я посмотрела ему вслед. Намёк про бюджетницу мне не очень понравился, к тому же этот агент вряд ли сам покинул бы квартиру, если бы там можно было заработать денег. Но я никогда не останавливалась на полпути – это мой принцип. Поэтому я не задумываясь шагнула в подъезд.
     Поднявшись по грязной лестнице на пятый этаж (никакого лифта здесь естественно не было), я подошла к облезлой двери и нажала на кнопку звонка.
     - Кто!? – спросили из-за двери.
     - Это из социальной службы, - ответила я. – Меня зовут Ульяна Синицына. Вот мои документы.
     С этими словами я подняла своё удостоверение на уровне глазка. После этого зазвенели ключи, и дверь отворилась.
     На пороге стояла древняя бабушка в чёрном платке. Морщинистое лицо было повёрнуто ко мне, а в глазах читался немой вопрос.
     - Примите мои соболезнования, - произнесла я. – Я направлена от социальной службы Москвы, чтобы минимизировать ваши расходы и защитить от мошенников.
     - Так был же только что от вас человек, - проскрипела старушка. – Сказал, что мне положена компенсация, и сразу ушёл.
     - Это и был мошенник, - говорю я. – Он понял, что денег он у вас не заработает, поэтому и ушёл. Я же бесплатно расскажу, как надо действовать, помогу вам в организации похорон и помогу оформить все документы. Можно войти?
     - Входите, - старушка вздохнула и посторонилась, давая мне пройти.
     Я вошла, и сразу мне в нос ударил неприятный запах. Одев медицинскую маску и бахилы, я прошла через коридор в комнату и огляделась.
     Квартира была жутко захламлена. Около стен с разодранными обоями лежали кучи мусора. На окнах с грязными, почти непрозрачными стёклами, висели шторы, по которым нельзя было понять, какого они изначально были цвета. Запах был такой, что даже маска не спасала, и я намазала ноздри «звёздочкой». Ещё я заметила множество икон и крестов в разных местах и поняла, что здесь живут очень верующие люди. На кровати с давно не стиранными простынями лежал усопший. Лет восемьдесят пять – девяносто, смерть наступила недавно, сразу определила я. С первого взгляда было понятно, что денег тут нет, но как я уже говорила, я никогда не бросала заказ. 
     Такие случаи со мной происходили раз от разу. Вот, например, за месяц до этого я занималась похоронами ветерана войны. Он жил вдвоём с внуком, наркоманом. Соседи сказали, что они не видели внука уже неделю, возможно, он даже не знал, что его дедушка умер. Дедушка как ветеран имел право на бесплатные похороны, но документов никаких не было, и я три дня ездила по всяким учреждениям, чтобы их восстановить. Не было даже орденов и медалей, наверное, внук давно отнёс их в скупку. Тогда я не заработала ни копейки, но всё равно была довольна, что мне удалось организовать этому человеку достойные похороны.
     - Как вас зовут? – спросила я.
     - Мария Степановна, - ответила старушка.
     - Мария Степановна, ещё раз примите мои соболезнования, - произнесла я. – Давайте присядем, и я расскажу вам, что надо делать.
     Мы сели за круглый деревянный стол, и я открыла свою сумку. Бабушка держалась бодро, и по ней не было видно, что она очень горевала. Может быт,ь она давно была к этому готова и уже заранее оплакала своего мужа. По своему опыту я знала, что такое бывает.
     - Скажите, скорая уже была?
     - И скорая и участковый, - ответила она.
     - Они оставили какие-нибудь документы?
     - Да, конечно, - Мария Степановна положила передо мной исписанный розовый листок.
     - Мария Степановна, я за вас соберу все документы, - говорю я. – Если у вас денег нет, то вы имеете право на минимальную выплату из городского бюджета. Этого хватит на самые дешёвые похороны.
     - Почему это нет? – вдруг встрепенулась старушка. – Деньги у меня есть.
     - Да, откуда?! – вырвалось у меня.
     - Не сомневайся, девонька, - сказала она. – Есть деньги, есть.
     С этими словами она подошла к старому двустворчатому шкафу, открыла его и вытащила оттуда большой целлофановый пакет. Она передала его мне, и я его тут же открыла. В следующий момент я застыла от удивления.
     Пакет был до верху набит пятитысячными купюрами. Я не знаю, сколько там было денег, но весил он несколько килограмм. Этого хватит на роскошные похороны, на памятник и ещё столько же останется.
     - Откуда?! – в изумлении спросила я.
     - Это пенсия, - ответила старушка. – Мы с дедом её сюда складывали.
     - На что-же вы жили?
     - Э, девонька, - произнесла она. – Деньги – от Дьявола. Поэтому мы к ним не прикасались. А жили на то что нам добрые люди подают. Ну и на помоичке что-то найти можно.
     Я ошарашенно смотрела на неё и несколько секунд не могла прийти в себя.
     - Не смотри на меня так девонька, - усмехнулась старушка. – Бери сколько надо и похорони моего деда как положено.

               

                Конец.


Рецензии