Загадки географии. Шотландия. Эвониум

А ты ищи меня на карте!

Новелла двадцать первая. Шотландия. Эвониум

Добрый вечер друзья! Наше предыдущее географическое путешествие мы завершили в Северном море у берегов Германии на месте затонувшего средневекового датского города Рунгхольт.

Наша новая цель – поселение Эвониум в Шотландии – с которым, как говорится во многих устных шотландских преданиях, связана вся история Шотландии в 1-м тысячелетии по р.Х.

Самым известным автором, который написал «Историю Шотландии», бесспорно, был знаменитый Вальтер Скотт. По национальности Скотт – шотландец, и кому как не ему знать все о Шотландии. В художественном отношении его «История» очень интересна, но начинается она с 1040 года – с истории Макбета. О предшествующих временах Скотт пишет единственную фразу [24]:

«Со смерти Кеннета МакАльпина,- до прихода Макбета – то есть за два века (с 841 по 1040 год) – сменилось пятнадцать шотландских королей, которые, это совершенно очевидно, вопреки нелепым представлениям о неполноценности кельтской расы крепко держали скипетр Кеннета…»

Прошло 180 лет и оказалось, что слова Вальтера Скотта о «нелепых представлениях» англичан о неполноценности кельтов имели и имеют под собой твердое основание. Например, в «Истории Великобритании», изданной в России в 2008 году, мы читаем [25]:

«Шотландия.
В отличие от раздробленного Уэльса большая и богатейшая часть Шотландии, ее юг и восток, управлялись в XI в. одним королем, королем шотландцев. Со времен правления Этельстана король шотландцев время от времени признавал английский сюзеренитет – по мере того как усиливались связи между этими королевствами, или казалось, что они усиливались. С одной стороны, король шотландцев был слишком могущественным, чтобы опасаться вторжений, имевших характер «частного предприятия», наподобие продвижений англо-нормандских баронов в Уэльс или даже в Ирландию. С другой стороны, его земля была слишком бедной, а сам он находился слишком далеко, чтобы представлять большой интерес для английских королей. Кроме того, хотя успешную экспедицию против шотландцев НАЧАТЬ БЫЛО НЕТРУДНО (начать было нетрудно  – выделено автором), это повлекло бы за собой необходимость завоевания и осуществления контроля над отдаленной страной – двойную проблему, которая, казалась,  да, наверное, и была, неразрешимой для королей, собственные базы которых находились в долине Темзы и еще дальше на юг.  Точно так же и шотландцам не было дела до англичан».

Мнение англичан о шотландцах, как о потомках неполноценных кельтов, компенсируют сами шотландцы. Откроем «Историю Шотландии» Фионы и Питера Фрая и прочитаем первый абзац [26]:

«Это история великой нации. Это история самых разных народов, которые в прошлом, 5000 лет или более, жили на  Земле Шотландии. Это история о том как они туда попали, что они там делали и какие следы они оставили в истории мировой цивилизации. Это повествование о деяниях мужчин и женщин, великих героев и богов, о том,  как эти скромные люди заставили маленькую страну принять на себя роль гораздо большую, чем роль обусловленная  ее размером и численностью населения. И это сказка о политическом, экономическом и социальном развитии страны,  о социальном прогрессе народа, вложившего в слово «Шотландский» знаменитое  уникальное сочетанием храбрости, осторожности, трудолюбия и изобретательность».

Трудно комментировать такие заявления, но они достаточно неожиданно свидетельствуют о том, что шотландцы всерьез считают себя великой нацией. Но в нашем исследовании «История Шотландии» Фионы и Питера Фрая помочь нам не может, т.к. авторы отбрасывают не менее 1000 начальных лет шотландской истории, как недостоверные [26]:

«Оставим в стороне ранних святых и миссионеров вроде Ниниана, Колумба, Эйдана и Финана. Кеннет МакАлпин - это первая фигура в Шотландской истории, о которой мы знаем больше, чем только имя и одно либо два события. Кеннет, вероятно, родился в начале девятого века, и стал королем Шотландии примерно в 839 году, после того как  его отец был убит на войне с пиктами. В 843 году Кеннет занял трон Пиктского королевства. Одни говорят, что это произошло после великой победы над пиктами, другие сообщают, что трон достался ему по Пиктскому закону наследования по женской линии. Вскоре после этого Кеннет перенес свою резиденцию и администрацию из Дунадда в Аргайле в Сконе в Перте, священное место пиктов.

Чтобы упрочить союз между шотландцами и пиктами, и, возможно, чтобы подчеркнуть, что он считает шотландцев выше пиктов, Кеннет перенес Камень Судьбы из Дунадда в Сконе. Камень Судьбы – это плита из красного песчаника, которая до настоящего времени  привязана между ножками Стула для Коронации в Вестминстерском аббатстве, и служит основой  множества легенд».

В приведенной цитате содержится предмет для наших историко-географических поисков. Официальная шотландская история склонна считать главным историческим шотландским административным центром Дунадд – скалу на морском берегу в районе впадения реки Адд в Ирландское море. Раскопки на городище Дунадд дали находки 6-9 веков. Крупных сооружений, либо древних фундаментов в городище Дунадд не найдено. Это, однако, не исключает ритуального значения скалы Дунадд – коронационные таинства там могли производиться, но следов проживания именно всей  администрации скоттов там не найдено.

Мы узнали, что Камень Судьбы со скалы Дунадд после 943 года король Кеннет перенес  в Сконе - святое место Пиктов.  В те времена Сконе – это был луг на левом берегу реки Тей в нескольких милях от ее впадения в Северное море. Сконе как место для коронационных таинств оказалось чрезвычайно неудобным по причине отсутствия какой-либо защиты от нападения с моря норвежских викингов. Через некоторое время столица королевства была перемещена в город Сент Джонс, позднее переименованный в Перт. Сент – Джонс – Перт  был лучше укреплен, чем Сконе, и впоследствии стал считаться «воротами» в Горную Шотландию. 

В Средние века столицу Шотландии перевели в Эдинбург, стоящий на морском побережье, что давало большие как торговые, так и административные преимущества, и привело к образованию на основе Эдинбурга уже в конце средних веков крупного городского поселения.

Коротко ознакомившись с важными эпизодами из истории Шотландии, обратимся к материалам еще четырех исторических книг.

Сочинение Розалинды Митчесон «История Шотландии» [27], изданное в 1970 году, в своих основных  эпизодах совпадает с «Историей» Фионы и Питера Фрая. Но мы узнаем и нечто новое. Митчесон не называет шотландцев «великой нацией», а пишет об их «врожденном предательстве» [27]:

«Сконе высоких щитов», как его называют в ирландских летописях, было в некотором роде особым центром, и именно здесь, как говорят, Кеннет МакАльпин, король шотландцев убил многих пиктов. Как сообщает Гиральдус Камбренсис, шотландцы заманили пиктов на пир, используя их обжорство и чрезмерную любовь к удовольствиям, и там их убили, и в этом действии проявилось врожденное предательство шотландцев, в котором они превосходят другие народы».

«Хроника пиктов и шотландцев» [28], изданная в Эдинбурге в 1867 году очень информативна, но содержит исторические эпизоды, только начиная с 11-го века. В этой книге нет ни одного упоминания Эвониума.

Очень интересна по своему содержанию «История Шотландии», изданная в Оксфорде в 2005 году,  в которой авторы ставят под сомнение происхождение и первого короля объединенной Шотландии Кеннета МакАльпина. Ничего не сообщается в этой книге и о «эпохальном» переносе «столицы» Шотландии из Дунадда в Сконе и «Камне судьбы». Возможно, эта книга, изданная в Оксфорде, выражает позицию определенной группы английских историков по отношению к правдивости истории шотландской. Читаем в оксфордской истории [29]:

«В начале девятого века на территории современной Шотландии были короли Пиктов и Скоттов, но к концу девятого века и то, и другое исчезло, а вместо этого источники говорят о короле народа Альба. Среди историков существуют значительные разногласия о причинах такого изменения терминологии. Однако ясно одно: главными катализаторами всех исторических коллизий здесь были норвежцы. Старый режим был сокрушен событиями 839 года,  и правление оказалось открыто для кого угодно, кто сможет взять под свой контроль отчаянную ситуацию. Этой возможностью воспользовался некто Кеннет Мак Альпин. Более поздние источники утверждали, что его звали Сенель-н-Габрейн, его происхождение неясно, и каким именно образом он пришел к власти, также остается неясным. Историки традиционно определяли его правление как крупный прорыв в шотландской истории, приписывали ему «завоевание» пиктов и «союз» их королевства и королевства шотландцев. Позже короли и королевы Шотландии вели свою родословную от Кеннета, и от него считали годы своего правления. Но, что бы ни случилось в Шотландии в середине девятого века, внимательное изучение  исторических материалов показывает, что царствование Кеннета не было неким жизненно важным водоразделом, как многие историки это пытались представить. И понятно, что пиктская идентичность на территории Шотландии сохранялась как минимум до 900 года».

Последним историческим источником, которым мы воспользуемся, будет 19-томная «История скоттов» Гектора Боэса из Данди, первые 17- ть томов которой изданы в 1525 году, а последние 2 тома в 1575 году.

«История» Боэса существенно отличается от официальной позиции современных английских и шотландских историков. На  Гектора Боэса никто из современных историков не ссылается, а сам он пишет в традициях средневековых авторов – он чрезвычайно мало ссылается на других авторов, в лучшем случае только упоминая их имена.

Историю королей Скоттов в Альбионе  (понимая под этим остров Альбион) Гектор Боэс ведет с короля Фергуса, получившего власть в 333 году до р.Х. [30]:

«Фергус выразил благодарность старейшинам за то, что они избрали его на  царство, а затем поблагодорил множество людей. Он сидел на Камне Судьбы, который привез с собой из Ирландии, как если бы он был оракул-бог. Фергус был первым из всех королей Скоттов  в Альбионе, который был провозглашен как правитель счастливыми возгласами всех и каждого в 4869 году Творения, то есть за 333 года до воплощения Христа».

Приведем список первых 12-ти королей Скоттов, составленный на основе «Истории» Гектора Боэса из Данди.

1. Фергус с 333 года до р.Х., правил  25 лет, погиб в шторм в море.
2. Феритар – брат Фергуса правил 15 лет, умер ночью, в смерти обвинили Ферлегуса – сына Фергуса, который бежал в Англию.
3. Майнус – младший сын Фергуса, 24 года, правил 27 лет, умер своей смертью.
4. Дорнадилла – сын Майнуса, правил 28 лет.
5. Нотанус брат Дорнадиллы, правил 2 года, убит дворянами.
6. Ройтер – сын Дорнадилла, мальчик, война с Англией – 12 лет. Годом, в котором Ройтер был восстановлен в своем царстве, был  204 год до р.Х., умер в Бергониуме на 26-м году правления.
7. Реут – кузен Ройтера, визит Птолемея Филадельфа из Египта, 14 лет.
8. Терес – сын Ройтера , 6 лет правил, 6 лет в изгнании.
9. Конан – регент, пока король Терес был в изгнании.
10. Иосина – младший сын Ройтера, правил 24 года
11. Финнан сын Иосины, правил 30 лет
12. Дурст сын Финнана, правил 9 лет, погиб в битве с восставшими, гражданская война
13. Юэн кузен Дурста, 19 лет. Умер в 90 год до р.Х.

Именно король Скоттов Юэн построил свою резиденцию Эвониум, которая впоследствии была переименована в Дунстаффнадж, произошло это событие на рубеже 100 года до р.Х.

Читаем в истории Гектора Боэса [30]:

«После этого король Юэн вернулся в Бергониум, где утешал своих подданных, вручая как государственные, так и частные подарки тем, кто потерял родственников на войне. Отныне он решил управлять своим царством в мире и поддерживать справедливость и законность с помощью избранных судей в отдельных округах, которые могут выносить законы для своих народов. Он также нес ответственность за указ, согласно которому в отдельных округах должны быть назначены инспекторы для выслеживания воров, грабителей и разбойников, и что этим людям должна быть предоставлена земля, на которой они будут жить, и зерно из общественного хранилища. В нашей памяти такого рода люди все еще существовали во многих частях Шотландии, которые сохранили эту государственную субсидию, хотя ответственность за их должность устарела. Он построил цитадель недалеко от Бергониума в месте, очень неприступном по своей природе, и назвал его Эвониум в честь себя, хотя сейчас его обычно называют Дунстаффнадж, или Замок Стивена. Он продолжал царствовать много лет, к великому преимуществу всех людей. В конце концов, он ушел из этой жизни, после того как в течение девятнадцати лет владел царством».

Боэс дал нам ключ к поиску Эвониума – его новое название – Дунстаффнадж. И мы нашли это название на карте Меркатора [31]1595 года!

Обратимся к иллюстрации.

Поселение (укрепление) Эвониум, под название Дунстаффнадж находится на правом берегу залива, образованного при устье реки О, вытекающей из самого длинного озера Шотландии О-Несс. Название подчеркнуто голубой линией.

Ритуальный луг пиктов – Сконе указан голубой стрелкой и обведен голубым кружком.

Столица объединенного государства Скоттов и Пиктов – город Сент Джонс, переименованный позднее в Перт, показан голубой стрелкой.

Скала Дунадд, где находился Камень Судьбы народа Скоттов, вывезенный из Ирландии, показана голубой стрелкой и обведена голубым кружком.

Столица современной Шотландии город Эдинбург указан голубой стрелкой.

Наше географическое путешествие в древнюю страну Скоттов и Пиктов завершилось успешно – поселение (укрепление) Эвониум найдено. 

До будущих встреч, друзья. 

Литература к новелле двадцатой первой.

24. Вальтер Скотт «Дедушкины рассказы. История Шотландии», М.: Б.С.Г. – Пресс, 2005.
25. «История Великобритании», ред. Морган К.О., М.: «Весь мир», 2008.
26. Fiona Somerset Fry, Peter Fry «The History of Scotland»,  London & NY: Routledge & Kegan Paul Ltd, 1992.
27. Rosalind Mitchison «A History of Scotland»»,  London & NY: Routledge & Kegan Paul Ltd, 1970.
28. «Chronicles of the Picts, chronicles of the Scots, and other early memorials of Scottish history», Edinburgh: H.M. General Register House, 1867.
29. «Scotland a History», Ed. J. Wormald, Oxford & New York: Oxford University Press, 2005.
30. Hector Boece of Dundee «The History of the Scots from Their First Origin»,  1 -19 v., with the addition of the continuation of this history of Scotland by Giovanni Ferrerio of Piemonte , Paris: 1575.
31. Gerardus Mercator «Atlas Cosmographicie Meditationes de Fabrica Mundi et Fabricati Figura», Duisburg: 1595.


Рецензии