Воля и или Смысл?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ ЕЛЕНЫ ДЕ-БОВЭ
https://www.facebook.com/ledi.kerrii/?modal=admin_todo_tour
________

Когда-то я условно делила людей на строителей и разрушителей, а также на МЫСЛИТЕЛЕЙ И ДЕЯТЕЛЕЙ.  И это было, в общем, правильно. Но вот однажды я взяла в руки последнюю книгу Фридриха Ницше "Воля к власти" и прочитала там очень интересную вещь. Оказывается, Ницше тоже делил людей на условные категории, но на основании совершенно иного принципа.
Он полагал, что существуют люди ВОЛИ и люди СМЫСЛА.*
________
*  Не будем долго говорить о том, что воля бывает короткая и длинная. Длинная воля созидает большие события на длительные времена. Короткая воля характерна для тех бизнесменов, которые одержимы жаждой ухватить жирный кусок от короткой сделки и сбежать.
________

Человек воли, - полагал философ, -  вкладывает волю в вещи, процессы и события. Таким образом, он является главным двигателем жизни. Плохой или хороший этот "двигатель" - зависит от качества каждого конкретного волевого индивида. Но именно он - человек воли, по Ницше, управляет миром.

Другой тип индивида - человек МЫСЛИ. Он не вкладывает воли в вещи. Но зато ищет СМЫСЛ В ВЕЩАХ, которые установлены человеком воли. Именно в этом Ницше видит вторичность человека, одержимого поиском смыслов. Вот что он пишет:

"Тот, кто лишен воли и силы - не в состоянии вложить в вещи свою волю, а... вкладывает в них... какой-нибудь смысл. То есть, верит, что воля в них уже есть".
То есть, Ницше определенно хочет сказать, что мир организует сила человека, который вкладывает свою собственную волю в вещи мира. И потому именно он является явным созидателем мира.

Ницше полагает, что человек воли и творит ту бессмыслицу, в которой затем мыслители УПОРЯДОЧИВАЮТ И ОТЫСКИВАЮТ В НЕЙ СМЫСЛ.

То есть, "физкультуру" он ставит на первое место, а теоретизирование - на второе.

Ницше не желает признавать мыслителя в качестве "недвижимого двигателя", создающего теоретическую панораму жизни. Хотя именно после этого в нее обычно вступает человек, вкладывающий волю в вещи, благодаря чему, они приходят в движение.

Он пишет: "Скалой силы воли может служить то, как долго мы в состоянии обойтись без смысла в вещах. Как долго мы можем выдержать жизнь в бессмысленном мире. Потому что небольшую часть его мы сами организуем".*
________
* Ф.Ницше. Воля к власти. Параграф 585.
________
Понятно, что этим Ницше как бы отрицает идеальную пару теоретик-деятель, в которой теоретик стоит на первом месте, так как он создает фантом будущего, его тонкую форму, которую затем "злой и сильный" человек Ницше приводит в движение и воплощает.

Он уверен, что мыслитель может оперировать только старыми категориями, а вот человек воли способен не только разрушать, но и созидать НЕВИДАННОЕ РАНЕЕ НОВОЕ - такое новое, которого никогда до сей поры не существовало. Для Ницше человек воли - это первопроходец с молотом в руке, вслед за которым должен тащиться безвольный теоретик, обосновывая его спонтанные вспышки.

Увы и ах! Как мы знаем это теперь на собственной шкуре, злой и сильный без первоначального теоретика способен, увы, производить только бесформенность и дикость. Если теоретик ставится на второе место после злого и сильного (как это происходит сегодня), то получается неопределенность и умирание. Это как то, в чем мы живем сейчас.

Конечно, Ницше не думал о таком печальном исходе. Но судьба, вероятно, потому и наказала его, преподав наглядный урок жизни без смысла.  Когда ему отказала голова и осталось одно спонтанное тело - он получил ту самую бесформенность, которая сделала его глубоким и бессмысленным инвалидом.


Рецензии