Сломанный велосипед

    Жизнь без радости - всё равно что часы без стрелок, дом без крыши, велосипед без руля- словом, штука малозначимая и непонятная в применении. Впрочем, для кого-то и часы без стрелок сойдут, и велосипед без руля жалко будет поменять на новый,да и дом без крыши покажется терпимым и правильным.
     И всё-таки жизнь любит сильных. Она болеет за них, как мы болеем за любимые футбольные команды. С  восторгом аплодирует нам, когда мы забиваем гол в ворота противника. Жизнь - ярый болельщик и верный друг того, кто признаёт её другом. Но тот, кто объявит её своим врагом - не миновать тому страшных несчастий и горя. Порой мы объявляем жизнь врагом слишком рано,мы слишком рано сдаёмся, не зная, что маленькую трудность приняли за целое несчастье, что сделали из мухи слона, что жизнь, может быть, и права, закаляя нас нелёгкими делами и неприятными заботами.
      Но главное в жизни - радость, радость искренняя и светлая. Иногда потеряешь её, поищешь-поищешь и так и не найдёшь. Нелегко её отыскать. Обойдите весь мир: загляните в каждый чулан, в каждый уголок, даже самый унылый и неприметный, перейдите поля и луга, пройдите леса, переплывите океаны и моря - и что вы найдёте в этом путешествии? Много радости и много горя, притом горя, пожалуй, гораздо больше, и горе-то и притупит чувство радости, доброй и чистой.
      Коля, будучи мальчиком лет девяти, не мог сказать, оптимист ли он, пессимист или же реалист. Он не знал таких понятий, но это не могло ему мешать. Просыпался Коля с улыбкой и с улыбкой ложился спать. Он не думал о славе, богатстве, о своём авторитете не думал - гораздо более ценил он изумрудные, жужжащие, полные жизненной энергии майские лужайки, или рубиновые, завораживающие и пугающие своей красотой, уходящие на дно прекрасного вечернего неба закаты, или бессчётные звёзды, не поддающиеся не только счёту, но и даже самым философским беседам. Красота природы вообще нечасто поддаётся разговорам. Редко на улице услышишь фразу: "Какое яркое солнце" или "Вот это закат"; обычно говорить таким образом - это удел или малоопытных детей, ещё толком не познавших мир, или сентиментальных стариков, познавших этот мир, но теперь словно бы переживающих его заново... Или поэтов, художников, музыкантов, для которых смотрение в небо,на луну, на реки и озёра нередко не душевное развлечение, а труд, иногда непосильный. Это часть их работы.
      Однако вернёмся к Коле. Коля ещё не научился жить, не осознал, как это трудно и порою несправедливо - жить, а потому он считал себя самым счастливым человеком на свете. Самым счастливым человеком на свете после своего старшего брата Виталия, ведь Виталий по мнению Коли был "уже взрослый", и "ему всё было можно".
      Когда-нибудь кончается хорошая погода, и следующий день начинается с пасмурного неба, неприветливого ветра, непрошеного дождя. Когда-нибудь заканчиваются спелые ягоды на кусте, мёд и варенье в банках... Точно вот так же, незаметно и неожиданно, закончилась и радость Коли. 
       Это случилось с ним, когда он учился в третьем классе. Из-за ерунды, из-за какой-то то ли игрушки, то ли работы Коля поссорился и подрался с двумя одноклассниками. Вещь принадлежала Коле, одноклассники отнимали. Но гораздо более обидно стало Коле, когда за драку его отругали учитель и родители. Он почувствовал страшную, острую несправедливость по отношению к нему, и с того момента стал сталкиваться с  нею всё чаще и чаще.
      Коля находил несправедливость в кино и на страницах книг, за окном и у себя дома. раньше он просто не всматривался и не вслушивался в неё и жил легко и весело. А теперь она была буквально на каждом шагу. Виталий заподозрил странную перемену в душе Коли, и сразу же понял, в чем дело, однако отнюдь не сразу соизволил поговорить со своим младшим братом. Он сделал это лишь спустя месяц.
-Всё переживаешь из-за той драки? - спросил он.
-Я  переживаю потому, что всё несправедливо, - ответил Коля.
-Не надо бы тебе думать о несправедливости.
-Не могу.
-Когда мы думаем о несправедливости, день за днём и час за часом, мы сами несправедливы. Несправедливы к себе. Человек рождён, чтобы радоваться, остальное или он выдумал себе, или иные придумали, да только мало от этого толку.
-А как же учёба, работа? -удивился Коля. - Если все будут радоваться, то некому будет работать.
-Радоваться можно где угодно, Коля. И дома, и в школе, и на работе.
     Виталий замолчал и посмотрел в окно на вечернее, ещё голубое небо, на огромные улицы и широкие ухоженные дороги. Затем он как бы между делом, но с каким-то неудержимым весельем сказал: "Пора бы мне велосипед починить, давно я не катался" - и вышел из комнаты.


Рецензии
Вот так и тянет спросить: "- И чё?") У всех одинаково, очень обидно и резко происходит взросление...

Иван Петров 39   11.03.2021 01:40     Заявить о нарушении
Согласен, наивно.

Алексей Козлов 7   15.03.2021 22:03   Заявить о нарушении