Атум и Геба и немного о другом

Вначале не было ничего, лишь безбрежный и бездонный хаос Нун. В этом океане появилась мысль бога Птаха о том, чтобы возникнуть и сразу же появился Птах. Грустно и одиноко было Птаху, и решил он создать себе подобного. Сказал Птах слово - Атум, и тотчас же возник его сын Атум, с которым они стали лепить других богов, среди которых была и Геба - прекрасная богиня юности. Умиротворенный Птах с гордостью взирал на сотворенный порядок и первых людей, не ведая, что вместе с прекрасным появилось зло в виде страшного змея Апопа. Но одолеть Птаха, пока с ним были его дети у Апопа не было шансов, и он решил ослабить его, задумав подлое. Апоп уговорил Гебу сорвать ему плод с древа познаний, вечно юная богиня поверила и не только сорвала, но и сама вкусила запретный плод, которыми питался один лишь Птах. А вкусив, Геба поняла, как она прекрасна, и ей захотелось, чтобы еще кто-то понял это, поэтому она уговорила Атума скушать гранатику, обещая божественный вкус, бесконечные знания и кое-что еще, что поразит Атума в самое сердце. Наивный сын бога откушал гранату, и убедился, что Геба была права - и вкус божественен, и знаний прибавилось, аж голова кругом пошла. Но главное было впереди - увидев обнаженную Гебу, он не смог устоять перед ее красотой, и началось. Каждую ночь, когда Птах (он же Ра-Солнце) удалялся в свою подземную келью, Атум и Геба занимались любовью. Узнав об этом, Птах сильно расстроился, можно сказать, взбесился, и проклял их на 360 дней солнечного года - Геба не могла родить ни в один из этих дней, то есть никогда, поскольку в египетском календаре солнечных (как и лунных) дней было ровно 360. Но Геба очень хотела детей, и умолила заместителя Птаха бога мудрости Тота помочь им. Мудрый Тот не стал просить Птаха помиловать возлюбленных, а поступил хитрее, выиграв у Луны в сенет (вероятно, имеются в виду нарды) пять ее дней, после чего присовокупил их к солнечным дням, не забыв посвятить их Птаху-Ра с расчетом, что не станет Птах проклинать посвященное ему (с тех пор лунных дней в году 355, а солнечных 365). Все вышло, как и задумывал мудрый Тот - Птах был доволен новыми днями, а Геба смогла в эти пять родить пятерых детей: Осириса, Гора, Сета, Исиду и Нефтиду.
Кстати, в нардах (и не только) число 360 совершенно магическое: это количество ходов, которое необходимо сделать от первого хода до выброса последней шашки, оно делится на 15 (количество шашек у каждого), на 30 (у обоих), на 24 (общее количество лунок или лунных дней), на 4 (количество полей или времен года) и 6 (лунок в каждом поле или дней в неделе). Математически это игра не только не уступающая шахматам, но и превосходящая их, поскольку в ней есть все, включая числа Фибоначчи и золотое сечение, которому подчинено в нашей Вселенной буквально все, начиная с простейшей раковины и заканчивая Галактиками, включая строение человека.
И еще одно "кстати" - с выигранными Тотом у Луны пятью днями получается еще одна интересная цифра - 365, раз в четыре года превращающаяся в 366, что до удивления соответствует температуре человеческого тела без зачем-то добавленной Цельсием запятой...

Но вернемся к мифам, вспомним первые главы Ветхого Завета и попробуем сравнить с написанным выше.
"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" - (Вначале не было ничего, лишь безбрежный и бездонный хаос Нун. И в этом океане появилась мысль бога Птаха).
"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" - (Грустно и одиноко было Птаху, и решил он создать себе подобного. Сказал Птах слово - Атум, и тотчас же возник его сын Атум).
"И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой" - (Умиротворенный Птах с гордостью взирал на сотворенный им порядок и первых людей).
Хочу обратить внимание на шестой день - в этот день Тот не стал играть с Луной, решив, что пяти дней достаточно и можно отдохнуть. Кстати, суббота по арабски alsabt, на греческом S;vvato, на грузинском шабати, на иврите шабат и так далее.
Есть и другие схожести, например, потоп, приход Мессии, рождение богов в эти пять дней до начала нового года (уж не Рождество ли?) или письмо справа налево, как это было принято у египтян задолго до арабов, но все это не так важно, тем более я уже писал об этом.
Очевидно, что Атум это слегка видоизмененное Адам, а Ева стало быть - Геба. Кстати, жену Зевса тоже звали Гебой, переиначенная впоследствии в Геру и это не совпадение. Те, кого принято называть древними эллинами (Ахей, Пелоп, Илий) никакими греками не были, а являлись выходцами из Египта, где в каждом городе, будь то Мемфис, Фивы (не греческие, а именно египетские) или какой другой город, существовала своя теогония, порой значительно отличающаяся от того, во что верили соседи.
Кроме русского языка, заимствовавшего из греческого все, что можно, следы Гебы сохранились в иврите и арабском в произношении "Хава", а у потомков древних финикийцев или карфагенян были такие известные имена, как Газдрубал, Ганнибал, восходящие к Баалу, жену которого звали Баалет, в некоторых диалектах звучащее как... Гебаал!
Учитывая огромное количество египетских мифов, можно понять древнего "библеиста" (по всей видимости, выходца из египетской диаспоры, которых увел Моисей), пытавшегося воссоздать в более или менее стройной композиции, но очевидно, что сегодняшняя Библия сильно переработанная компиляция и, есть основания считать, не без помощи самого Моисея. Что как раз и понятно - за 400 лет жизни в Египте, народу, привыкшему к "их истории и их религии" нужно было дать что-то свое, но в то же время отвечающее тому пониманию мира, что сложилось у них за века пребывания в Египте. Иначе сложно поверить, что люди вдруг сорвались с насиженных мест, бросили могилы предков и ушли в неизведанное за косноязычным и довольно угрюмым человеком, коим являлся Моисей. Мы не знаем, какими были его первые книги, хотя допускаю, что кому-то в точности известно то, что я пытаюсь нащупать логикой и постукиванием трости по асфальту, сознавая, что моих знаний хватает разве что на такую вот ни к чему не обязывающую статью. С другой стороны я, конечно же, лукавлю - мне бы хотелось, чтобы жаждущие райских кущей хоть немного интересовались историей, этимологией слов и не верили бы слепо во все, что им преподносится, как правда в последней инстанции.


Рецензии