Мне Брамса сыграют...

(записи из блокнота)

       На волнах его потрясающей лирики качались многие, не в силах выплыть к берегу. Иные
тонули. Он и сам был подвержен мирским стихиям, три из которых – музыка, живопись и
философия – сформировали его творческое мировоззрение. С детских лет его прочили в
музыканты и ради музыки всё ему прощали.  Но музыку он всё же оставил и предпочёл ей
занятия живописью, хотя в двенадцать лет внезапно увлёкся Скрябиным. Этот великий русский
композитор привлёк его свежестью своего духа. Спустя годы поэзия возьмёт своё главенствующее
место в его судьбе. Однако в совершенстве овладев своим индивидуальным стилем, за несколько
лет до своей кончины он вернёт дань восхищения музыке, которая не покидала его гармоничной
души: «Вернувшись внутрь, он заиграл / Не чью-нибудь чужую пьесу,  / Но собственную мысль,
хорал,  / Гуденье мессы, шелест леса. // Раскат импровизаций нёс  / Ночь, пламя, гром пожарных
бочек,  / Бульвар под ливнем, стук колёс, / Жизнь улиц, участь одиночек. // Так ночью, при свечах,
взамен  / Былой наивности нехитрой,  / Свой сон записывал Шопен  / На чёрной выпилке пюпитра.
// Или, опередивши мир  / На поколения четыре,  / По крышам городских квартир  / Грозой
гремел полёт валькирий. // Или консерваторский зал  / При адском грохоте и треске  / До слёз
Чайковский потрясал / Судьбой Паоло и Франчески». Вы, конечно,  узнали стихотворение Бориса
Пастернака «Музыка». Но даже если музыка явно не обозначена поэтическим словом,
пастернаковская лирика музыкальна как никакая иная русская лирика. Об этом знают все. Когда
юный Борис Пастернак решил оставить занятия музыкой, мало кто догадывался о причине
этого. Он весьма успешно продвигался в сочинительстве, но «был беспомощен в отношении
практическом», то бишь едва играл на рояле и почти по складам разбирал ноты… Перешагнув
своё  сорокалетие, в начале тридцатых годов минувшего столетия, Борис Пастернак напишет
одно из любимых мною стихотворений, последние три строфы всегда звучат в моей душе:

Мне Брамса сыграют, - я сдамся, я вспомню
Упрямую заросль, и кровлю, и вход,
Балкон полутёмный и комнат питомник,
Улыбку, и облик, и брови, и рот.

И сразу же буду слезами увлажен
И вымокну раньше, чем выплачусь я.
Горючая давность ударит из скважин,
Околицы, лица, друзья и семья.

И станут кружком на лужке интермеццо,
Руками, как дерево, песнь охватив,
Как тени, вертеться четыре семейства
Под чистый, как детство, немецкий мотив.

       Не стану комментировать процитированный текст. Те, кто мало знаком с творчеством
Бориса Пастернака и его биографией, непременно захотят узнать больше об этом многогранно
одарённом человеке, который написал знаменитого на весь мир «Доктора Живаго». А тем, кто
знает и помнит многое из его лирики наизусть, всё в Пастернаке – музыка и звукопись. Его
переводы заметно окрашены его авторской манерой. Шекспир из-под пастернаковского пера
уже не вполне Шекспир, он даже во многом более благороден и метафоричен, нежели оригинал
гениального английского барда. .. Впрочем, хотелось хорошей музыки. Но у меня только что был
сердечный приступ… Уже отпустило. Наверняка – вашими молитвами. И я взяла в руки книжечку
Пастернака, которого давно не читала. Спасибо, что вы были со мной в эти мгновения.


Рецензии