Анализ восстания 1877 года по книге Абдулгамидова
мы волчьей рыскали толпой ” (С.Стальский)
5 октября 1877 года восставшие обложили урочище Кусары со всех сторон, началось сражение. Очевидец офицер пишет: «Наша цепь вдруг оказалась в окружении горцев-всадников. Командир роты и его помощники были смертельно ранены. Лезгины, как ураган, кинулись на нас, но отбитые дружными залпами, рассыпались. Затем они полезли на приступ, презирая опасность, и бросились «в кинжалы». Но все напрасно, сила солому ломит… Они, как дикие звери кидались на наших, наконец, овладели знаменем. Батальон, наполовину перерезанный, отступил… а они со всех сторон налетали и рубили кого возможно…». «Много было убитых и раненых. Чтобы остановить кровь, лучшим средством считался лист подорожника».
До сих пор у нас нет написанной истории восстания 1877 г. в Дагестане. В литературе упоминаются отдельные эпизоды. Если и приводятся какие-либо сведения о восстании, то они отрывочные и отражающие лишь успехи царских войск в подавлении восстания. Остается еще большой пласт исторических фактов, которых не коснулся пытливый ум исследователя. При обозрении российской прессы дореволюционных лет приходишь к выводу, что возможности объективного описания происходивших процессов не было, душила цензура. Поэтому по тем публикациям трудно воссоздать картину времени. Между тем восстание 1877 г. представляет интерес как серьезное событие народной жизни, имеющее связь с ходом войны между Россией и Турцией, а также заключает в себе немало поучительного для нынешних поколений. Восстание лезгин неотделимо от восстания горцев всего Дагестана, но здесь мы поставили себе задачу ограничиться югом Дагестана и на этом примере показать характерные для того времени особенности народной жизни.
Как известно, в 70-х годах 19 века в состав Южного Дагестана, кроме Дербента, входили три так называемых горских округа: Кайтаго-Табасаранский (центр — сел. Маджалис), Кюринский (сел.Касумкент) и Самурский (сел.Ахты). В Кайтаго-Табасаранский округ входили наибства: Уркарахское (сел.Уркарах), Кара-Кайтагское (сел.Джибагни), Нижне-Кайтагское (сел.Башлы) и Северно-Табасаранское (сел.Ерси). Кюринский округ состоял из наибств: Гюнейского (сел.Янан-Кала), Котур-Кюринского (сел. Кабир), Курахского (сел.Курах) и Южно-Табасаранского (сел. Кандык). В Самурский округ входили: Ахтыпаринское (сел. Ахты), Докузпаринское (сел. Мискинджа), Рутульское (сел. Рутул) и Ихрекское (сел. Ихрек) наибства. Эти округа находились в «военно-народном управлении», когда наряду со структурами военного губернатора Дагестанской области функционировали шариатские суды и другие местные элементы власти.
Восстание 1877 года, как в округах Южного Дагестана, так и в дагестанском обществе в целом имело глубокие корни. Прежде всего питательной средой для восстания была тяжелая жизнь народных масс, находившихся под двойным гнетом местных богачей и царских наместников. В восстание на юге Дагестана оказались вовлеченными, правда, каждый по-своему, образованнейшие люди лезгинского общества того времени: Етим Эмин, Гасан Алкадарский и Казанфар Зулфукаров. Они были родоначальниками лезгинской литературы в современном смысле этого слова и творцами литературного лезгинского языка и письменности. Поэтому подробности их участия в восстании, изменения их взглядов по мере его развития являются очень ценными для понимания сути этого явления — восстания 1877 года.
Кроме того, обращение к тому уроку истории оправдано и по другой причине. Не секрет, что идет брожение умов, и в последнее время определенными кругами делаются попытки героизировать события, представить дело так, что восстание 1877 года является неким звеном в непрерывной цепи противостоянии между русскими и дагестанцами, между христианством и исламом. Это движение против истины. Во-первых, нет данных об этом и причин для такого противостояния. Во-вторых, архивные материалы показывают, что в восстании 1877 года дагестанцы не отстаивали какие-либо собственные осознанные интересы, их выступления не были организованны во что-то единое. Крайняя бедность большей части дагестанцев, провокации турков привели к тому, что в Дагестане состоялось восстание, в конечном счете, в интересах Турции и погибло много людей с обеих сторон. Для горцев это было историческим уроком: надо бороться за свои интересы, а не за чужие.
Мы сознательно приводим в работе много имен и частных деталей. Тем самым мы хотели бы помочь представителям нынешнего поколения в определении своих корней.
Некоторые участники восстания и его подавления оставили драгоценные для нас записи на арабском и русском языках. Они потрясают выраженной в них силой духа, чистотой правды, перед которой бледнеет даже искусно написанный рассказ, ибо в каждой строчке — боль людская.
Обширный материал, иногда с грифом «секретно», использован нами из архивов Кавказа, Санкт-Петербурга, Сибири. Это — фонды МВД («Сибирь и каторга»), Департамента окладных сборов («О возмещении убытков, понесенных казной во время восстания 1877 г.»), отчеты губернаторов по устройству высланных горцев, донесения Бакинского губернатора наместнику и др. Только из-под седого покрова времени, из-под архивной пыли мало-помалу возникают образы, сочетанием и группировкой которых восстанавливается истинный смысл, определяется правдивая характеристика событий.
Большинство архивных материалов, использованных в настоящей работе, найдено и подобрано известным дагестанским архивариусом Н. В. Бедирхановым. Выражаю ему искреннюю признательность. Считаю его полноправным соавтором, но неуверенность в том, что Н. В. Бедирханов будет во всем согласен с литературной обработкой документов, с моими оценками и выводами не позволяет мне вынести его фамилию на обложку брошюры в качестве еще одного автора.
Игра кошек — смерть мышей
О причинах русско-турецкой войны 1877-1878 годов написано много. Мы не ставим себе цель писать о них. Но эта война прямо или косвенно сыграла роковую роль в судьбах многих дагестанцев. Поэтому мы вынуждены, перед описанием основных событий нашего повествования о восстании лезгин в 1877 году, сказать несколько слов об обстановке в России и о русско-турецких отношениях того времени.
В этой войне пламенная мечта русской буржуазии о захвате проливов Турции связалась с вековечным стремлением Русской православной церкви к завоеванию Иерусалима, а значит, и всего Ближнего Востока. Церковный журнал высказался на этот счет яснее: «Цель войны — крест Христов на храме Св. Софии в Константинополе, взамен венчающего его теперь турецкого полумесяца… Царьград и Босфор должны быть наши, как колыбель веры нашей».
Начиная с петровских времен, Россия, как черепаха, упорно, хотя и медленно, двигалась к Константинополю. Своей цели она теперь хотела достичь, объявив себя «старшим братом» балканских славянских народов.
Перед началом войны финансы России были расстроены. Проценты по старым долгам уплачивались путем новых займов. Чиновники жили больше воровством, взятками, чем жалованьем. Крестьянство было придавлено налогами и обобрано ростовщиками. Создались все условия для социального взрыва. Выход из затруднительного положения правительство пыталось найти в новом колониальном захвате, в войне с Турцией.
Начали много писать о мнимых и не мнимых турецких зверствах в Болгарии. Многие в России мечтали стать квартальными надзирателями в Константинополе, получить исправнические должности в Румынии, Албании, сделаться «пашами» Адрианопольскими.
Для достижения цели все шло в ход. Личные качества посла России в Турции тоже подходили для провоцирования войны. Посол (с 1881 г. ставший министром внутренних дел) Н.П. Игнатьев был авантюристом, демагогом и виртуозом лжи. Он лгал так много, что в Константинополе его называли «лгун-паша». Это его качество в данном случае как нельзя лучше играло на начало войны.
В России было объявлено, что целью войны является помощь славянскому населению турецких провинций. Народные симпатии к угнетенным «братьям-славянам» выразились особенно в среде молодежи, рвавшейся на «дело освобождения», и в той темной, неразвитой массе не понимали, что война — кому веревка, а кому — дойная коровка.
С ноября 1876 г. и до объявления войны — этот отрезок времени Турцией был превращен в подготовку к войне. Она успела увеличить численность своих войск. Сознание побед над сербами и черногорцами охватило всю массу мусульманского населения Оттоманской империи, и это помогало подготовке. Турция ожидала вторжения русских войск, кроме других направлений, и со стороны Кавказа. Поэтому она готовилась и рассчитывала на помощь кавказских мусульман. Среди них главным «помощником» должен был быть Дагестан, его называли «сыном Турции». Он был многолюдным, народ его считался воинственным.
В Турции говорили, что «гордые сыны Кавказа имеют право единения». Султан не только не скрывал своих надежд по отношению к горцам, но и громко говорил о будущем восстании и был, в сущности, одним из главных виновников того обстоятельства, что искра была раздута в пожар.
В самой России вследствие несовершенства реформы 19 февраля 1861 г. ожидалось, что крестьяне начнут бунт. Перед самой войной с Россией по Турции уже посыпались слухи о поголовном восстании во всем Дагестане и Чечне и о том, якобы, что все солдаты на Кавказе уже перебиты.
Корыстные предприятия нуждаются во лжи. Умышленно преувеличенные известия первоначально приносили пользу. Последствия проявлялись позже. Дворцовая партия в Турции видела в подстрекательстве народов Кавказа к войне с Россией верное средство для достижения собственной безопасности. Благодаря низложению двух султанов, турецкий народ был охвачен воодушевлением. Но бедный народ не догадывался, откуда брало свое начало это воинственное движение. Турки начали верить, что снова Турция покорит полмира. Все доводы, что последние сто лет Турция терпела от России поражения, для них было не что иное, как кара Аллаха за их грехи. Они твердили, что все блага будущей жизни в раю получат лишь те, кто кончит жизнь в борьбе с «гяурами».
Паломники привозили в Дагестан через границы прокламации и указания «между двойным дном своих священных кувшинов». Один из сыновей Шамиля — Кази Магомед, выросший в Турции, сообщил в Дагестан, что «идет с 40-тысячной армией и с 40 верблюдами, груженными золотом для освобождения соотечественников» и что «принявшие активное участие в борьбе против русских будут навеки освобождены от налогов…». Он через кровь горцев хотел выслужиться перед турецкими начальниками.
Здесь в связи с поведением этого сына уместно вспомнить общеизвестные слова его отца, Шамиля, сказанные им в конце жизни, после путешествия по России: «Если я раньше знал, что такое Россия, то я никогда с нею не воевал бы». Очевидно, Шамиль имел в виду большую просвещенность России по сравнению с Дагестаном, ее богатства и мощь.
"Царские власти назначили беков и в некоторых селениях, где их никогда не было: Мискинджа, Ахты, Кара-Кюра, Касумкент, Курах. Следующие слои местной знати были наибы, офицеры милиций, нукеры при управлениях, старшины, судьи в селениях.
Наиб получал из казны денег 3000 р. сер. в год (цена 1500 баранов). Наибы, подобно бекам, занимали выжидательную позицию: если победит Турция, непременно подключиться к восстанию. Поэтому зорко следили за ходом военных действий, особенно на кавказском фронте, выписывали газеты, при их задержке ездили в Дербент, где читальный зал городской библиотеки в этот период переполнялся читателями, конечно, не Шиллера, а сводок с фронтов.
Правильно говорил Н. К. Ковалевский: «Разбойники не лезгины, а их муллы, кадии, беки и всякая им подобная дрянь — эти трутни пчелиного роя, фанатизирующие честных и добрых производителей — эти коноводы, боявшиеся лишиться своих выгод».
Ахтынский нукер на допросе после восстания показал: «Когда я сообщил, что Карс пал и турки вошли в крепость, о чем имеется и корреспонденция, Кази Ахмед быстро хватил газету, уединился и скоро исчез, как выяснилось, ночью скакал в Согратль, приехав, энергично начал агитацию, объявил себя ханом».
Кайтагский Мехти-хан лежал на деревянном полу, когда поручик ему сообщил о падении Карса. Он начал машинально барабанить пальцами по полу, затем выскочил, не сказав ни слова. Вспоминается литературный герой Швабрин, когда он начал говорить о том, а что если Пугачев придет в их крепость. Как известно, «здесь он прервался и начал посвистывать французскую арию».
Тот же Кази Ахмед, сын Гаджи, пользовался благами царского правительства за то, что в 1848 году, во время осады Ахтынской крепости горцами, он с семейством перешел в крепость и защищал ее, после чего им назначена была пенсия. В 1856 году он на казенных харчах ездил в Москву на коронацию царя, как представитель от Самурского округа Прикаспийской области. А по приезду был назначен Ахтыпаринским наибом, в 1861 г. он стал капитаном милиции, ибо назначен был на его место наибом бывший в том же 1848 г. с ним вместе в крепости Агаси-бек. Кази Ахмед обиделся и с 1861 г. охладел к царской власти, хотя один из его сыновей учился в русской столице, а другой служил в личной гвардии царя.
Известный нам Гасан Эфенди Алкадарский служил наибом в Южном Табасаране. Когда восставшее население на митинге требовало от него отказаться от русской службы и примкнуть к восстанию, то он в качестве «сырого полена» воспламенился общим огнем возмущения и сорвал с себя погоны и бросил их на землю.
«Сытому не до голодного», «волчица не сможет рожать ягненка», «кто хана сочтет другом, в жизни того не будет радости», «покинь общество людей богатых и влиятельных»… Действительно, все богатые и самозванцы подделываются под народные желания и, затрагивая слабые струны в этом народе, пользуются его доверчивостью для своих целей. Когда на сходе жителей в сел. Мискинджа один спросил, чем объяснить, что во главе восстания стоят беки, наибы, кадии, последовал ответ: «Разве мы — наибы, беки — не мусульмане и не любим свободу народа».
А когда мулла с беком спелись — народ пропал. Неискушенному человеку они могут показаться благородными, сверхграмотными, но под их обманчивой внешностью скрыты порочные черты. Бедный народ в их руках — как чистый лист, на котором можно писать что угодно. Наибы, беки, письмоводители, муллы рассчитывали получить у турок должности пашей, бейлербеев, каймакамов"
"Как вела себя в той сложной ситуации основная масса местной знати? В одном заявлении житель сел. Мискинджа сообщает: «Вследствие восстания в Мискиндже и Ахтах я убежал с письмом, написанным обществом в Кубу к Абдулла Ага Бакиханову и к уездному начальнику для оказания им, русскому правительству, крепкой преданности. Поехал и в Курах. Три раза секретным образом я был в Самурском округе для разузнания помещения мятежников. Последний раз я был с кара-кюринцем Агашириновым Б. с целью дать знать расположение мятежников начальнику Самурского округа. Ночью под селением Мискинджа на нас напали два мятежника, кои изловили Агаишринова Б., а я четыре дня скрывался в горах…».
В другом заявлении жителя этого селения Али Эскендара говорится: «…ввиду восстания я убежал в Кубу к Абдул Али, к уездному начальнику Разляковскому и оказал преданность России…, т. о. три раза я разузнавал расположение мятежников. Узнав об этом, Кази Ахмед, побив моих братьев, разграбил вещи из моего дома на сумму 586р.»
Такое же сообщение поступило начальнику Кубинского уезда от всадника земской стражи, жителя Кара-Кюры Казума, сына Умуд Али: «Во время смуты в Самурском округе и Кубинском уезде я был послан Вами в Ахты с письмом. По дороге я остановился ночевать в Кара- Кюре. Перед рассветом я хотел идти по направлению к Ахтам …и тут меня поймали и раздели, а письмо я успел спрятать дома… Когда Кази Ахмед приказал отправить меня из Ухула в сел. Хазры, меня привели нагого и босого не туда, а в селение Ясаб для того, чтобы убить меня, но я убежал в сел. Кара-Кюра и тем спас свою жизнь. В тот же день бунтовщики разошлись, я взял спрятанное письмо, отправился в Ахты, где и передал начальнику, и потом прибыл сюда…»
«Кази Ахмед наказал меня, — говорит Каранай сын Булата, — 200 ударами розог, из бороды и усов повынимал волосы и отправил меня в поход в Кубинский уезд, ругая скверными словами перед народом из-за того, что я с племянником Шукуром и с сельчанами приняли присягу на Коране, что не буду подчиняться мятежникам… Я послал Шукура в Курах и Кубу для оказания преданности русскому правительству, но Кази Ахмед, узнав об этом, поймал Шукура, убил его …»
Приказом по управлению наместника от 3 декабря 1879 г. «за ревностное служение и заслуги, оказанные правительству», были награждены медалями «За успех» кадий суннитского учения Таджи- дин Эфенди сын Рахматулла Эфенди, кадий шиитского учения молла Абдул Джават, сын Ахунд молла Курбана и все остальные должностные лица всех деревень Кубинского уезда, не принявшие участие в восстании".
"С окончанием войны турецкий султан отправил сына Шамиля на пенсию, произведя его предварительно в маршалы"...
(по материалам книги "Восстание 1877 года в Лезгистане".Абдулгамидов Н.А.)
Свидетельство о публикации №220041502331