Баллада о Заполярье

Все события и персонажи в тексте являются вымышленными. Любое совпадение с реальностью носит случайный характер.

Долго, всю зиму, мучался от безденежья экс-чемпион мира по шахматам Александр Валерьевич Факов. Наконец, сварив суп и в третий день восстав с пропахшего рвотой и мочой дивана, он в поисках гонорара решил посетить с сеансами одновременной игры земли Снежной Королевы - места, куда его никогда не приглашали.

Добравшись с пересадками на полуостров Таймыр, Факов в Дудинке сел на военно-транспортный самолет и полетел на север, в вечно заснеженные и обледенелые края.

  Вскоре он заметил первые айсберги  - плоские,  похожие  на  огромные  столы  глыбы  с  вертикальными стенками.  Факов поразился  впервые  увиденному  им поразительно  четкому миражу:  отдаленные  айсберги  вдруг ясно представились зубчатыми стенами грандиозных и фантастичных замков.

Наконец перед ними появилась ослепительно блиставшая белая полоска, а позже они увидели  огромную  заснеженную  горную   цепь, казалось,  не имевшую  конца. Словно часовой  на посту, высилась она на границе обширной и малоизученной территории, охраняя границы Снежного королевства.

Свернув на восток, через некоторое время под ними растянулся огромный ледяной торос длиной в несколько десятков километров.

- Скоро посадка, - крикнул пилот.

Действительно, минут через десять они начали сбавлять высоту и  около полудня они приземлились на неожиданно прекрасно обустроенную взлетно-посадочную полосу у отвесной скалы высотой с многоэтажный дом.

В  воде  плавало  множество  жирных чаек,  поверхность  медленно дрейфующих льдин была также усеяна ими.

Ступив  на  арктическую  землю, Факов был довольно сухо встречен представителем местной шахматной федерации - ему был выдан ключ от частного дома, предназначенного ему одному на все время пребывания в королевстве. Помимо ключа, экс-чемпион получил ежедневные талоны на трехразовое питание в столовой «Бывший друг полярника».

 

Немало огорчившись невыдачей наличных денег на карманные расходы, Факов направился за местным жителем в свое новое жилище, представлявшее собой простенькое одноэтажное строение из темного камня. Внутри, к немалому удивлению Факова, вся мебель и предметы утвари были из льда, покрытого специальным раствором. Только бытовая техника, подключенная проводами к электрическому генератору, чернела  на общем белоснежном фоне.

На кровати лежал аккуратно сложенный новый утепленный комбинезон, в который экс-чемпион был вынужден немедленно облачиться, чтобы там же на месте не превратиться в сосульку.

Отведав в столовой пельменей из мяса кита с гарниром из морской капусты, слегка огорченный отсутствием в меню любых горячительных напитков, даже пива, экс-чемпион был доставлен на снегоходе в местный шахматный клуб, где он должен был дать сеанс одновременной игры.

Сеанс был нелегким. Игра проходила в тесном помещении, и сильные суровые мужчины - полярники, геологи, нефтяники, рыбаки напирали всем своим весом на столики, сурово глядя на гостя. Они не признавали авторитет экс-чемпиона, они играли острые гамбиты, норовя при первой же возможности захватить инициативу и прижать сеансера “к канатам”; многие после сделанного хода тянулись рукой к несуществующим часам, что выдавало в них испытанных турнирных бойцов. Одним словом, это был трудный сеанс, и экс-чемпион с трудом справился с таким напором.

Назавтра у Факова был запланирован сеанс одновременной игры против местных шахматистов на пятидесяти досках.

Молчаливый проводник  четыре  часа вез Факова  по  бескрайней  ледяной равнине,  окаймленной  на западе горной грядой. Рев мотора разрывал белое безмолвие; сильный ветер дул им в спину, а  попав в туман, они  продолжили путь  по навигатору.

Наконец впереди  замаячил некий  массив, и ледяной покров океана сменила суша, горбатившаяся хребтами. Они въехали в туннель внутрь потухшего вулкана и остановились на подземной стоянке. Вокруг было припарковано десятка два таких же снегоходов, мотоциклов с шипованными колесами и квадроциклов.

- Пройдемте наверх, - без предисловий предложил встретивший их высокий блондин в сером комбинезоне. Они поднялись по каменной лестнице наверх.

 

Сооружение, куда приехал Факов, было огромным и величественным — внушительный образец современной архитектуры.  Помещения, мимо которых он проходил, идя по лестнице, были самых разнообразных размеров и форм — от звездчатых до треугольных и квадратных. Комнаты и коридоры переходили одни в другие, сливаясь и расходясь снова, создавая эффект лабиринта.

В зале не было никакой мебели, столы были вырублены из камня. Вместо стульев были искусно вытесанные и отполированные каменные кубы. На них и сидели участники сеанса, светловолосые мужчины с прозрачными глазами.

 

“Словно тридцать три богатыря”, подумал Факов. Сеанс длился более восьми часов.

 Во время сеанса Факов с немалым интересом и удивлением рассматривал настенные скульптуры, высеченные в камне горизонтальными полосами шириной примерно в метр; барельефы чередовались с полосами орнамента той же ширины из геометрических фигур. Барельефы были выполнены так, чтобы обозревающий не мог не почувствовать художественную мощь рисунка. В основе изобразительного метода лежал принцип сопоставления поперечного сечения объекта с его двухмерным силуэтом. На стенах и потолке были высечены громадные карты неизвестных Факову земель и континентов, возможно, расположенных на других планетах.

Пораженный увиденным, а также немалым количеством сильных игроков, экс-чемпион проиграл целых четырнадцать партий, сведя вничью десять.

 

Так прошло еще два дня. Факову до отвращения надоели пельмени из мяса кита и морская капуста, а также суп с тюленьим жиром и вяленая рыба, которой экс-чемпиона мира потчевали по талонам. Цены в магазинах были чрезвычайно высокими, поэтому экс-чемпион отоваривался только сигаретами и шоколадом. Но более всего Факова угнетало отсутствие спиртного - компот из морошки никак заменить его не мог. Поэтому накануне отъезда он решил как следует расслабиться и заодно решить вопрос с гонораром за выступления.

 

Как сообщили утром по телефону Факову, последний сеанс должен состояться в “каменных джунглях” на северо-востоке королевства.

- Вы сегодня будете играть с особыми противниками, - раздавался голос в трубке директора местного шахматного клуба. - скажем так, они очень необычны.

- Все понятно, - вздохнул Факов. - лица с ограниченными возможностями.  Хорошо, я буду чрезвычайно корректен.

- Можно и так сказать, - отозвались на другом конце. - не пугайтесь их.

- Пугаться? - удивился Факов. - Почему я должен их пугаться?

Но в трубке уже раздались гудки.

 

В этот раз за Факовым прислали вертолет.  Воздушный транспорт доставил его к пятиугольному объемному зданию, напоминавшему блиндаж. Распрощавшись с пилотом, Факов направился к входу в здание, где его встретил сопровождающий.

Внутри здания они сели в лифт, и Александр почувствовал, что они спускаются куда-то очень глубоко вниз.

Когда двери лифта раздвинулись, Факов увидел просторную круглую площадку вроде арены.

- Мы ниже уровня океана. - заметил ассистент. 

Они прошли вперед и очутились на дне гигантской цилиндрической башни.  Перед нами раскинулся огромный полукруг, заставленный о периметру шахматными столиками. Стена за ним была закрыта непрозрачным экраном.

- Позвольте представить вам ваших сегодняшних соперников! - ассистент что-то сказал по рации.

Экран стал подниматься вверх.

- Мама! - в ужасе отпрянул к стене экс-чемпион мира, едва не растянувшись на ледяном полу.

Действительно, было от чего испугаться: напротив за толстым непробиваемым стеклом располагались фантастические, никогда прежде не виденные существа. Каждое в своем отсеке, они не были похожи на известных представителей полярной фауны. Можно было видеть человекообразных чудовищ с пятиугольными головами, с пятью глазами, которыми заканчивались пять головных отростков; вместо ног у них были щупальца; шестилапых фосфоресцирующих организмов, их многочисленные присоски, которыми заканчивались “руки”, напоминали тарелочки. Длинные чёрные блестящие черви, длиною по прикидкам, около трех метров, густой пар окружал их, эти тёмные громады, усеянные ярко светящимися разноцветными точками, слабо иллюминировали, образуя десятки вспыхивавших зеленоватым светом и тут же гаснувших глазков. Наконец, можно было видеть крупные плазмоиды - светящиеся голубоватым светом шары диаметром метра в два.

- Как же  с этими... с ними буду играть? – спросил, отойдя от первого шока Факов.

- Элементарно, - и бровью не повел светловолосый ассистент. – все это разумные существа, обладающие высоким интеллектом. Тем более они все граждане нашего королевства и имеют равные права с коренными жителями земли. Вот только голосовать на выборах не могут, - улыбнулся он.

«Слава богу, этого еще не хватало», подумал Факов.

- Впрочем, в вашей стране они могли быть запросто зачислены в боевые «отряды Путина», - подмигнул Факову блондин.

- И все же... меня интересует непосредственно процесс игры... – попытался вернуть оппонента к шахматной теме экс-чемпион мира.

- Все очень просто. Мой помощник, - блондин кивнул на такого же светловолосого парня, только в очках, ходившего в наушниках и с каким-то прибором в руке, напоминавшем маленьким транзистор. – он общается с этими существами при помощью ультразвука. Они сообщают ему свои ходы, а он воспроизводит их на доске. Так и будете играть. Не волнуйтесь – эти стекла выдержат и удар кита.

Странный сеанс начался. Экс-чемпион никак не мог сконцентрироваться. Ходы делались не те и стратегические планы совершенно не находились. Чудища играли крепко, цепко и проявляли даже некую сплоченность.

Хотя экс-чемпион старался не смотреть на шокировавших его тварей, но это сильно помогало его игре. Тридцать напряженных поединков обернулись одиннадцатью проигрышами, двенадцатью ничьими и высокомерным взглядом блондинов - помощников.

Назад Факов был так же доставлен на скоростном лифте. Когда они выбрались из этого подземного цилиндра, экс-чемпион мира потребовал немедленной компенсации.

- Вези меня в супермаркет за спиртным, - приказал он.

Блондин внимательно слушал его, но не двигался с места.

– У вас что госмонополия на алкоголь и в выходные спиртным не торгуют? – вскипел Факов. – Значит, поехали в ближайший кабак. Мне надо нарезаться. Расслабиться, понимаешь?

; На всей территории королевства сухой закон, – улыбнулся во все 32 зуба блондин.

Факов призадумался.

- Едем в магазин для автомобилистов, - выдохнул он после некоторой паузы.

В небольшом уютном магазине для нужд водителей Факов опытным, наметанным глазом выбрал подозрительного розового цвета стеклоочиститель и жидкость для снятия лака емкостью 0,7 литра, содержавшую аж 60 градусов алкоголя. Блондин смотрел на него немигающими глазами.

- Господин Факов, - произнес он, - неужели вы все это будете пить?

- Да еще как! – рявкнул экс-чемпион. – Поехали домой!

Не доехав метров пятидесяти метров до дома, экс-чемпион отпустил водителя и направился пешком к своему жилищу. Перед домом, глядя на северное сияние, он откупорил сразу обе бутылки и приставил их ко рту, словно ружье-двустволку. Крепкая, пахучая жидкость, обжигая небо, полилась в глотку.

Опустошив обе бутылки, экс-чемпион, пошатываясь, открыл дверь своей хибары и даже не сняв ботинки, завалился спать.

 

Ночью экс-чемпиону виделись заснеженные хребты, обвитые переливающимися на полярном солнце гигантскими червями, летали перед его глазами плазмоиды, извергая из себя молнии, падали с неба шахматные фигуры, вились вокруг шестилапые гигантские комары с присосками на лапах, зеленые скользкие щупальца морской капусты обвивали его тело и начинали душить, и тюлень ластами неуклюже делал рокировку.

 

Наутро Факову сделалось худо. Скинув ботинки и кое-как на ходу стянув с себя комбинезон, он бросился в ванную, где вчерашние стеклоочиститель и жидкость для снятия лака вышли из него сверху и снизу, вместе с остатками вчерашней пищи.

Факов больше часа стоял под холодным душем, приходя в себя и отмываясь от последствий принятия внутрь экзотических алкогольных субстанций.

Наконец собравшись с силами, он позвонил представителю местной администрации, чей номер телефона он получил в первый день для решения любых вопросов.

- Я бы хотел встретиться с королевой, - нагло заявил экс-чемпион. – я бы все же хотел обсудить вопрос гонорара за проведенные сеансы.

- За вами заедут, - сообщил деловитый голос.

После обеда прямо к дверям столовой подкатил снегоход, за рулем которого сидел вчерашний блондин.

- Готовы ехать? – без спросил он.

- Да, - решительно заявил Факов. - нам далеко?

- Порядочно, - кивнул блондин.

 

Они понеслись по казавшейся бескрайней ледяной пустыне, которую вскоре сменили фантастического вида каменные кубические постройки, напоминавшие доты, окруженные крепостными валами; последние, по всей видимости, являлись не чем иным, как оборонительными сооружениями. Неведомый каменный лабиринт был видимо создан на манер сот, и сплетения эти тянулись на огромные расстояния. Постройки поменьше стояли отдельно. Преобладали конические, пирамидальные и террасированные сооружения, хотя встречались сооружения в виде цилиндров или кубов, а также других прямоугольных форм; кроме того, повсюду были разбросаны причудливые пятиугольные строения, напоминавшие фортификационные объекты.

Миновав все эти каменные дебри они выехали на ледяное поле, уставленное кусками обрушившихся и развалившихся глыб, покоившихся здесь видимо с незапамятных времен. Там, где лед был попрозрачнее, просматривались фрагменты гигантских подводных конструкций, а также каменные перемычки, соединявшие их на разных уровнях. Факов предположил, что там живут странные существа, с которыми он  вчера играл в сеансе.

 

- Садитесь здесь, - указал на ледяную глыбу проводник. – садитесь и ждите.

Факов слез с снегохода и пройдя немного вперед, уселся на ледяной пуфик.

- Сколько ждать? – огляделся по сторонам он.

- Как придется, - ответствовал блондин. – королева – человек занятой.

С этими словами он завел мотор и укатил, обдав Факова шлейфом снежных ошметок.

Экс-чемпион стал терпеливо ждать. Проходил час за часом, а он сидел один в этой заснеженной долине. Чтобы не замерзнуть, экс-чемпион согревался остатками стеклоочистителя.

Когда уже и вид северного сияния стал надоедать, послышался шум мотоцикла: железный конь, плавно урча, прикатил по толстому льду и остановился в десяти метрах напротив Факова. Человек в белом обтягивающем, похожем на латекс комбинезоне слез с мотоцикла и снял шлем.

К своему огромному изумлению, экс-чемпион узнал в человеке бывшую жительницу Салехарда Александру Горячеву.

Девушка ловко взобралась на ледяной куб, располагавшийся напротив Факова и отстегнула от комбинезона нечто вроде жезла, который в развернутом виде оказался скипетром такого же белоснежного цвета.

- Говорите, - произнесла она резко.

Факов еще больше удивился, что девицу было прекрасно слышно, словно она находилась совсем рядом.

- Девушка... – начал он.

- Никакая я вам не девушка, а Снежная Королева!

- Ваше превосходительство... – Факов сполз со своего сиденья, спешно доставая из куртки оригинал контракта. Замерзшие руки его не слушались и один лист упал на снег. Факов, ползая, попытался поднять его.

- В моем королевстве, пожалуйста, не становитесь ни на какие колени!

- Не корысти ради, а только...

- А только волей пославшего тебя ленинградского спорткомитета. Знаю уже.

- А откуда вы знаете?

- Сообщили уже! О ваших провальных выступлениях. Мои плазмоиды смеются над уровнем вашей игры.

- Я все же требую оплаты моих трудов, - собрался с мыслями Факов. – согласно установленным расценкам.

- А зачем вам платить чего-либо? Вы же все равно все пропьете. А что вы в своем гостевом домике натворили? Вы же заблевали все – стены, пол, даже светильник над зеркалом. Бедной горничной пришлось убирать вашу комнату в противогазе.

- Откровенно говоря, я вчера несколько расслабился...

- Вы расслабляетесь все время здесь. Кто позавчера пристроился сзади к белой медведице? Снятие стресса, да? Это так в вашей стране называется?

- Позвольте, - запротестовал экс-чемпион. – так у вас в телефонном каталоге нет ни одного салона интим услуг...

- А вы что, не знали, что в королевстве проституция запрещена? Что у нас повсюду установлены камеры с функцией распознавания лиц? Вроде в вашей столице такая же система.

- Ваше превосходительство, - приложил руку к груди Факов. – богом клянусь, что...

- Вы ни вести себя не умеете, ни играть не умеете. Ваш игровой уровень крайне низок. Если бы вы действительно чемпионили, то мы бы вам все выплатили и я даже возможно позволила бы вам полизать мою «киску», - усмехнулась Королева. – а так... пошел вон!

И она стукнула скипетром в лед.

Где-то прогрохотал пушечный выстрел. Факов посмотрел на то место, где должна была находиться Снежная Королева, но там уже не было ни девушки, ни мотоцикла. Зато перед ним возникла и стала расползаться большая темная трещина. Ледяное плато, на котором он находился, качнулось и углом стало лезть под воду.

- Лед тронулся! – в ужасе закричал экс-чемпион. – Лед тронулся, товарищи и братья по шахматам!

Он запрыгал по раздвигающимся льдинам, изо всех сил торопясь назад  в каменный лабиринт, стремясь ощутить под ногами почву.

Нелегким был для экс-чемпиона путь назад. Пробираясь через каменный лабиринт к вертолетной площадке по руслу замерзшей реки он подвергся нападению моржа, ранившего  его в пятую точку (справка №131313/xyj прилагается). Добежав до вертолетной площадки, он вытащил мобильный и вызвал предоставленного ему помощника.

 

На следующее утро на вертолете королевских ВВС экс-чемпион покинул негостеприимную страну. В Хатанге Факов провел три дня и дошел до такого состояния, что был отправлен в Петербург на военном самолете в ящике для гранатометов, где предварительно были просверлены дырки.

Этот вояж так повлиял на экс-чемпиона, что тот уже год свирепеет при всяком упоминании севера. В большей степени возненавидел он Заполярье - до такой степени, что недавно услышав по радио песню Кола-Бельды «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним!»  изменился в лице, побагровел и разбил радиоприемник с криком «Лед тронулся!».


Рецензии
КОТ АФ!

конгениально-и концовка потрясная...да уж не все могут принять север-даже в подарок!

с улы нч!

Ник.Чарус   01.04.2021 15:08     Заявить о нарушении