12. Любителям творчества Н. Гумилёва. Анонс-ДР

12. ЛЮБИТЕЛЯМ ТВОРЧЕСТВА Н.ГУМИЛЁВА. АНОНС-ДР

15 апреля 1886 г. родился Н.ГУМИЛЁВ - один из самых ярких поэтов Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик (1886-1921 гг.)/(35 лет).

В связи с этим событием в «Литературном дневнике» опубликована  статья «Ко Дню рождения Н.Гумилёва», в которой представлены мнения о Н.ГУМИЛЁВЕ известных писателей, критиков и литературоведов.

Статья подготовлена в соответствии с «Планом публикаций литературоведческих  статей в «Литературном дневнике» на 2020 г.»  http://www.proza.ru/2020/01/10/596.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Айхенвальд Юлий Исаевич «Силуэты русских писателей».
Волошин Максимилиан Александрович «Воспоминания».
Гумилёв Николай Степанович «Письма о русской поэзии».
Иванов Георгий Владимирович «Петербургские зимы».
Маковский Сергей Константинович «Портреты современников».
Мандельштам Надежда Яковлевна «Вторая книга».
Одоевцева  Ирина Гейнеке (Ираида Густавовна) «На берегах Невы»; «На берегах Сены».
Толстой Алексей Николаевич «Воспоминания».
Чуковский Корней Иванович «Современники. Портреты и этюды».
Чуковский Николай Корнеевич «Литературные воспоминания».

Поэма Гумилёва «Заблудившийся трамвай» среди лучших Поэм XX века http://www.proza.ru/2016/10/27/545.

в Рейтинге-5 лучших поэтов Серебряного века Н.Гумилёв на 13 месте http://www.proza.ru/2016/10/04/1598.

В Рейтинге-3 лучших писателей России Н.Гумилёв на 52 месте http://www.proza.ru/2016/10/03/1319.

****************

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Н.Мандельштам о Н.Гумилёве
2. И.Одоевцева о Н.Гумилёве
3. Г.Иванов о Н.Гумилёве
4. Г.Иванов об А.Блоке и Н.Гумилёве
5. К.Чуковский о Н.Гумилёве
6. Н.Чуковский о Н.Гумилёве
7. Н.Чуковский об А.Блоке и Н.Гумилёве
8. С.Маковский о Н.Гумилёве и А.Ахматовой
9. Ю.Айхенвальд о Н.Гумилёве
10. Дуэль М.Волошина и Н.Гумилёва
11. Н. Гумилёв о Поэзии и Религии
12. Невероятно: Гумилёв Н. – Анненский И. – дальние родственники
13. Н.Гумилёв-К.Бальмонт-М.Волошин – родственники?

*****

В стихах и прозе Гумилева, в его рецензиях и выступлениях на литературных вечерах, в организованной им литературной студии билось живое дыхание, тревожный ритм времени. Некоторые критики называли Гумилева последователем Киплинга и Рембо. Он знал их действительно хорошо, как и всю английскую и французскую литературу. Читатель благодарен поэту за открытый им мир прекрасной и благородной романтики, за свежий ветер мужества, за любовь к жизни, за вечную и таинственную ее красоту, которой дышали его стихи.

Акмеизм рождался под насмешки: никто не хотел принимать его всерьез, но из акмеизма вышли три крупнейших поэта России: Гумилев, Ахматова и Мандельштам. Да еще с десяток других: Кузмин, Городецкий, Нарбут, Зенкевич, Георгий Иванов, Шенгели, Оцуп, Адамович и другие.

Кризис символизма (который отчасти возник из-за споров между символистами) привел к образованию литературной группы «Цех поэтов» (первое собрание состоялось 20 октября 1911 г.). Руководителями Цеха были избраны Сергей Городецкий и Николай Гумилев, секретарем – Анна Ахматова. В «Цехе поэтов» было поднято «новое поэтическое знамя» – акмеизм. Гумилев отмечал, что «символизм неотвратимо «падает», потому что скучен, абстрактен, нецеломудрен и холоден, а вот акмеизм – это совсем другое дело».               
Во время революции «Цех поэтов» распался. В 1921 г. его воскресил Гумилев. Все эти годы шли ожесточенные споры между Блоком и Гумилевым, старым кумиром читающей публики и новым. Как отмечал Георгий Шенгели: «Волевой закал гумилевских стихов быстро сделал его одним из любимых поэтов молодежи».

Гумилев был полной противоположностью Блоку.  Блок – сама стихия лиризма. Гумилев, напротив, чужд лиризму. Он тяготел к чистой изобразительности, не случайно стихи Гумилева зрительно воспринимаются как полотна живописца. Его любимый прием – рассказать «историю» или описать нечто: жирафа, портовую таверну, Венецию, осенний день – что угодно…

Для лучшего понимания значения поэзии для Гумилева отметим следующее. После выхода «Двенадцати»  все отвернулись от Блока, тайно и явно бойкотировали, травили, не подавали руки… Но Гумилев сразу, с первого дня приветствовал «Двенадцать», восхищался поэмой и считал ее лучшей вещью Блока. Для Гумилева выше политики, выше патриотизма, даже, может быть, выше религии была поэзия, не обособленная от них, а их в себе вмещающая и своей ценностью их отдельные заблуждения искупающая.  В «Двенадцати» для Гумилева заблуждения или ошибки не было. Но если бы он заблуждение там и нашел, он простил бы его за качество стихов…..

**********

О Н.Гумилёве, как о Личности, Поэте, Критике и его взглядах на Поэзию  изложено в подборке http://www.proza.ru/2013/09/01/474.

Наиболее значимые стихотворения Н.Гумилёва приведены в Тесте http://www.proza.ru/2018/04/15/395.

Желаю приятного прочтения.
15.04.2020 г.

Фото из интернета


Рецензии
Добрый вечер, Евгений!
С большим интересом , прочитала литературную статью о удивительном Поэте и многогранной сильной Личности Гумилеве!
Разносторонние взгляды критиков, современников открывают двери в серебряный век и личную и профессиональную жизнь Поэта, перед глазами проходят его золотые дни , победы и радости, успехи, горести и печали...
Особенно понравилось :
9. Ю.АЙХЕНВАЛЬД о Н.ГУМИЛЁВЕ

Последний из конквистадоров, поэт-ратник, поэт-латник, с душой викинга, снедаемый тоской по чужбине, "чужих небес любовник беспокойный", Гумилев - искатель и обретатель экзотики. Он очень своеобразен, необычен, богат неожиданностями; "сады моей души всегда узорны", - говорит он о своей действительно узорной и живописной душе. У него - только дорогое, ценное, редкое: стихи-драгоценности, стихи-жемчуга.

Ему присуще непосредственное чувство того, что "как будто не все пересчитаны звезды", "как будто наш мир не открыт до конца". Так это и есть, потому что звезды не поддаются учету и мир не имеет конца. Вот Гумилев и продолжает открытия, завоевания и скитания своих духовных предков. Неутолимо его любопытство, велика его смелость.

Не испуганный расстояниями, он покоряет их себе - как мечтою, так и действительностью. Гумилев - поэт географии. Он именно опоэтизировал и осуществил географию, ее участник, ее любящий и действенный очевидец. Вселенную воспринимает он как живую карту, где "пути земные сетью жил, розой вен" Творец "расположил", - и по этим венам "струится и поет радостно бушующая кровь природы".

3. Г.ИВАНОВ о Н.ГУМИЛЁВЕ

Можно по-разному расценивать поэзию Гумилева. Но не может быть двух мнений о значении Гумилева как учителя поэзии. В этой роли он был, по меньшей мере, тем, что Дягилев в балете. Конечно, он не создавал из ничего замечательных поэтов. Но и Дягилев тоже не создал из ничего Нижинского или Лифаря. Гениальная проницательность выбора сочеталась у обоих с еще более поразительным даром – указывать новоявленному избраннику его правильную творческую дорогу. Примеров сколько угодно: Ахматова до брака с Гумилевым писала стихи о лукавых неграх и изысканных скрипачах.

М.Зенкевич, теперь несправедливо забытый, пришел весной в «Аполлон» с тетрадкой удручающе банальных стихов. После нескольких встреч с Гумилевым он привез с каникул свою великолепную «Дикую порфиру». Будущему переводчику «Божественной комедии» М.Лозинскому Гумилев первый посоветовал заняться этим. Одоевцева, будучи ученицей Гумилева, написала первую современную балладу, имевшую многих подражателей, вплоть до Заболоцкого. Но возможно, что никто не обязан Гумилеву в такой степени, как ранний Мандельштам.

Яркие, многообразные, изысканные и живописные стихи Поэта
Гумилева я открыла себе , благодаря своей маме , она мне читала стихи из книги о Гумилеве. Как много бы ещё он написал , если бы не трагически погиб, талантлив от Бога и его стихи Живут в веках ! Они бессмертны!

Благодарю за память о Гумилеве!

Всего самого Доброго!!!
Хорошего настроения
Несмотря ни на что!!!

Радости , солнца весеннего и всего светлого!!!

Сегодня льётся весенний дождик это хорошо.

С наступающим праздником!
Днём Победы!

С музыкой солнца весны и
Мелодиями хризолитового мая,
Дарья

Дария Павлова   04.05.2020 22:16     Заявить о нарушении
Дорогая Дария, очень приятно, что Личность и Творчество Гумилёва вас "зацепило".

Он не был поэтом №1. Здесь пальма первенства у Блока-Маяковского-Есенина, но его Личность, его биография - одна из самых интересных и насыщенных среди поэтов Сер.века.

Его расстреляли, когда ему было всего 35, и он был на большом творческом подъёме, в отличие от Блока, который тоже умер в 1921 г., но был творчески истощён. История не знает сослагательного наклонения, но вполне вероятно, что проживи он ещё 20-30 лет, он был бы впереди и в творческой составляющей.

Жизнь его полна путешествий, приключений, романтизма, героизма, да и смерть его была героической - он никого не выдал.

Его часто сравнивают с Блоком - они антиподы во всём. И биография Блока, по сравнению с биографией Гумилёва, серая и скучная. Много можно об этом писать, говорить, но нельзя не отметить, что кроме того, что он был Поэтом, он был Учителем, тонким, проницательным литературным Критиком, знатоком французской поэзии и для многих - Гуру. Одно то, что он создал акмеизм, объединив Ахматову и Мандельштама стоит многого.

Отмечу ваш тонкий вкус, т.к. вы привели примеры биографии Гумилёва из Айхенвальда. Лучше, чем он создал свои "Силуэты русских писателей" сказать трудно.

С искренним уважением, -

Евгений Говсиевич   04.05.2020 22:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.