Тэффи

Надежда Александровна Лохвицкая (по мужу — Бучинская), прославившаяся под псевдонимом Тэффи, родилась в мае 1872 г. в Санкт-Петербурге в семье адвоката. Подобно своей старшей сестре знаменитой поэтессе Мирре Лохвицкой, Надежда Александровна сочиняла в молодости стихи (они появились в печати в 1901 г. под ее девичьей фамилией).  За стихами последовали рассказы и фельетоны. С завидной регулярностью они появлялись на страницах многих газет и журналов. В 1907 г. с большим успехом прошла ее пьеса «Женский вопрос», в связи с которой и родился необычный псевдоним - Тэффи. Спустя несколько лет он сделался  настолько популярным, что  в дореволюционной России существовали даже духи и конфеты «Тэффи».

Краткий период революционных настроений, которые в 1905 г. побудили начинающую писательницу сотрудничать в большевистской газете «Новая жизнь», не оставил заметного следа в ее творчестве. Не принесли весомых творческих результатов и попытки писать социальные фельетоны со злободневной проблематикой, которых ожидала от Тэффи редакция газеты «Русское слово». Подлинная всенародная слава пришла к Тэффи, когда она в 1908 г. начала  писать для  "Сатирикона" и сделала основным своим жанром короткую юмористическую новеллу. Одним из создателей, редакторов и постоянных авторов журнала был неутомимый остряк Аркадий Аверченко. Но если рассказы Аверченко вызывали громкий смех, то у Тэффи они были всего лишь веселыми. Она иронизировала над жизненными слабостями маленького человека, ужасалась силе пошлости, но ее юмор всегда был окрашен светлым лиризмом. Тэффи отличало тонкое понимание человеческих слабостей, мягкосердечие и сострадание к своим незадачливым персонажам.  Если Аверченко прибегал к ярким, броским краскам, то Тэффи пользовалась пастельными тонами - подмешивала в палитру юмора немного грусти. Популярность того и другого не препятствовала их дружеским отношениям и соавторству. В частности, в "Сатириконе" Аверченко и Тэффи совместно составили пародийную "Всеобщую историю", текст которой сопровождали карикатуры. Книга вышла в 1910 г. Тогда же появилось двухтомное собрания «Юмористических рассказов» Тэффи. За ним последовало еще несколько сборников: «Карусель» (1914), «Дым без огня» (1914), «Неживой зверь» (1916).

Осенью 1918 г., после того, как большевики запретили журнал «Новый Сатирикон»,  Аверченко и Тэффи уехали в Киев, где предполагались их публичные выступления. Ее скитания по югу России (Одесса, Новороссийск, Екатеринодар, Севастополь) продолжались полтора года. В конце концов, через Стамбул Тэффи добралась в 1920 г. до Парижа. В книге «Воспоминания» (1931), которая представляет собой не мемуары, а скорее автобиографическую повесть, Тэффи воссоздает маршрут своих странствий и пишет, что ее не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя свое отношение к Октябрьской революции она определила с самого начала событий: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла».

В эмиграции Тэффи выпустила несколько сборников рассказов («Рысь» (1923), «Книга Июнь» (1931), «О нежности» (1938)), обозначивших новые грани ее таланта, как и пьесы этого периода («Момент судьбы» (1937), «Ничего подобного» (1939)), и единственный опыт романа — «Авантюрный роман» (1931). Люди, о которых писала Тэффи, овеяны каким-то теплым и снисходительным тайным авторским сочувствием и любовью. Может быть, поэтому ее миниатюры и фельетоны  были так любимы в эмигрантской среде.  Постепенно в прозе и драматургии Тэффи усиливаются грустные, даже трагические мотивы. Тональность рассказа все чаще соединяет в себе жесткие и примиренные ноты. В представлении писательницы, тяжелое время, которое переживает ее поколение, все-таки не изменило вечного закона, говорящего, что «сама жизнь… столько же смеется, сколько плачет»: порою невозможно отличить мимолетные радости от печалей, сделавшихся привычными.

Вторую мировую войну и оккупацию Тэффи пережила, не покинув Париж. В своих поздних сборниках «Все о любви» (1946) и «Земная радуга» (1952) она совсем отказалась от сарказма и от сатирических интонаций. Основную ноту ее последних рассказов определяют просветленность и смирение перед судьбой, которая не обделила персонажей Тэффи даром любви, сопереживания и эмоциональной отзывчивости. В послевоенные годы Тэффи была занята так же мемуарными очерками о своих современниках — от Куприна и Бальмонта до Григория Распутина.

Умерла писательница в Париже в октябре 1952 г.


Рецензии