Тема любви в романе-эпопее М. Шолохова Тихий Дон

ЧЕРНОВИК

Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» - многоплановый, тема любви – одна из самых удачных в романе. В обсуждениях обычно идёт ссылка на любовную линию: Григорий Мелехов – Аксинья Астахова, но так ли это? Одна ли она, эта любовная линия?
!.  Структура романа. Роман – двухтомник, разделенный на 4 книги. Книга первая (3 части – 1,2,3), Книга вторая (2 части – 4,5)- это первый том. Книга третья (часть 6), Книга четвёртая (2 части- 7,8)- это второй том.

Том 1. Книга 1 (часть 1). Повествование начинается с описания мелиховского двора. Забегу вперёд и скажу, что, возможно, одна из  причин легкости прочтения объёмного романа – это то, что все события крутятся вокруг 2 тем – 1.жизнь семьи Мелиховых и 2. события, которые разворачиваются неподалёку от Дона (а тихого ли?); они  проходят через весь роман.
Первая любовь «случилась» у деда ГГ Прокофия Мелехова с пленной турчанкой. Почему-то забывают о ней, а ведь именно эта самая турчанка «дала» внешность и характер своему сыну, внуку, а, возможно, и правнуку!
Внешность пленницы из Туретчины, жены Прокофия: маленькая, закутанная в шаль, с « тоскующими одичалыми глазами». Какой интересный образ: глаза и необыкновенно красивая шаль – зависть  местных казачек. Характер турчанки: сторонилась родственников мужа, старалась лишний раз не показываться на глаза любопытным хуторянам, но по рассказам мальчишек: «… Прокофий вечерами, когда вянут зори, на руках носил жену до  Татарского ажник кургана. Сажал её там на макушке кургана, спиной к источенному столетиями ноздреватого камню, садился с ней рядом, и так подолгу глядели они в степь. Глядели до тех пор, пока истухала заря, а потом Прокофий кутал жену в зипун и  на руках относил домой…».
Стоит заметить, что события происходят в казацкой степи, где живут суровые люди-воины. Романтики в них мало! Какой должна быть женщина, чтобы так к ней относился муж? Нравы тех мест были суровы, не поняли земляки такого отношения Прокофия к жене, которую считали ведьмой. Недолгой была жизнь на хуторе турчанки, избили её казаки, а перед  смертью она родила недоношенного ребёнка – основоположника рода Мелеховых – Пантелея Прокофьевича Мелехова, отца Георгия Мелехова.

Основоположнице любви Григория и Аксиньи посвящено всего-то 2,5 страницы из многостраничного романа.

Григорий пошёл в свой род, диковато-красивых казаков Мелиховых,  «по- уличному – Турки»: высокий, имел «такой же , как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых  прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянящей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звериное».

«Тихий Дон» у большинства читателей ассоциируется с красавицей Аксиньей, диким красавцем Григорием. Впервые упоминание о их любви появляется в диалоге отца и сына: он, как-то прознав о внимании сына к соседке, пригрозил сыну, чтобы тот не баловал с замужней соседкой. В последнем томе, отец уже спокойно смотрит на эти отношения: привык, кроме того, сын стал 2генералом без погон», а это уважение и признание заслуг!  А в самом начале сын пытался оправдаться: « мало что люди гутарят», но … тяга,  а может – похоть, влечение или что-то ещё тянет молодого парня к Аксинье. О любви пока нет речи. Кроме того, «любовь» раскидана по всем 4 книгам:  дозировано, недосказано,  красочно.
Еще один любопытный момент, Шолохов как-то скрывает эту любовь. Читатель ждёт, когда же появится эта парочка, но вначале «случается знакомство» друга Григория Мелехова Митьки    с дочкой местного богача Мохова. Пока  только упоминание, в дальнейшем им будет  уделено внимание. О жизни Лизы Моховой в столице мы узнаем из дневника убитого молодого парнишки. Очень интересный приём…

  Часто пишут, что знакомство Григория с Аксиньей началось с похоти. Дмитрий Быков отмечает, что любовная линия в ТД- самая удачная, потому что «автор молод и любит это дело».  Возможно, скупой на описание человеческих чувств Шолохов ( в этом убедилась, перечитав ТД), даёт описание того,  что видит Григорий, вбежавший в кухню Астаховых, чтобы разбудить соседа, мужа Аксиньи, Степана:« В поредевшей темноте Григорий видит взбитую выше колен Аксиньину рубаху, берёзово- белые, бесстыдно раскинутые ноги. Он секунду смотрит, чувствуя, как сохнет во рту и в чугунном звоне пухнет голова»  с.19

Ушёл из хутора муж Степан в майские лагеря,  и осталась жена Аксинья одна. Самый  запоминающийся образ Аксиньи дан в начале романа: идёт казачка, несёт воду на коромысле, «лёгкой раскачкой пошла на гору». «Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки… На тяжёлом узле волос пламенела расшитая цветным шёлком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи. Поднимаясь в гору, Аксинья клонилась вперёд, ясно вылегала под рубахой продольная ложбинка на спине.». С 21..
Здесь добавлю от себя. Одежда казачек существенно отличалась от максимально закрытой одежды русских женщин. В украшениях было много общего, а по архитектуре одежды были свои особенности.
Шолохов – мастер диалогов,  а диалог Аксиньи и Григория – это разговор о супружеской жизни, заигрывание молодых (по возрасту!) людей: он – «охоты нету жениться. Какая-нибудь и так полюбит. Ты вот проводишь Степана…»; она – «Твоё дело с девками. Пущай утирки тебе вышивают, а на меня не заглядывайся».
Сцена прощания мужа и жены небольшая по объёму, но повествовательная: Аксинья подвела коня, Степан улыбнулся и заговорил с ней, потом поцеловал жену, долго не снимая руки с её плеча…
В реалии идёт описание счастливой супружеской жизни, и даже жена «шла рядом, держась за стремя и снизу вверх, любовно и жадно, по – собачьи заглядывала ему ( мужу - М.Н.) в глаза». Эта собачья преданность продолжалась до тех пор, пока соседи Мелеховы не пригласили Анисью на рыбалку в тот же вечер.
 История детства самой Анисьи достаточно печальна: её изнасиловал отец, «пятидесятилетний старик»», просил-угрожал помалкивать, но Аксинья молчать не стала, рассказав матери и брату: «Вдвоём с матерью били его часа полтора. Всегда смирная, престарелая мать исступленно дёргала на обеспамятевшем муже волосы, брат старался ногами. Аксинья лежала под бричкой, укутав голову, молча тряслась..». Вечером отец умер, соседям семья сказала, что он упал с арбы и разбился, видимо, никому не было до него дела.  с 34

Семейная жизнь Анисьи началась с побоев, с измен мужа с гуляющими жалмерками. Полтора года не прощал муж Аксинье её грех, до тех пор, пока она не родила ребёнка, но при этом Анисья тянула на себе все хозяйство, жила с больной матерью мужа, Степан же работал с ленцой.
Видимо, так вырабатывался женский характер – привязалась Аксинья к мужу после рождения ребёнка, но чувств к нему у неё не было, была жалость. После смерти ребёнка, всё повторилось: пьянка, побои, унижения. Шолохов лишь упоминает о жизни Аксиньи в замужестве, но даже в этом повествовании чувствуется характер ГГ романа «Тихий Дон». Ведь автор романа пишет, что « проводив  Степана в лагеря, решила с Гришкой видеться как можно реже. После ловли бреднем решение это укрепилось в ней еще прочнее». с 36

Как удивительно заигрывает молодой Григорий с соседкой: «Григорий, глядя перед собой, почти проехал мимо и вдруг огрел мирно шагавшую кобылу плетью. Та присела на задние ноги - взглянув, забрызгала Аксинью грязью».  с 39…
Считается, по крайней мере, в лекциях по творчеству Шолохова отмечается, что ему удавались любовные сцены. Основная любовная сцена – это всего 2  страницы текста! В реалии это мысли Григория, как говорит автор: «Анисья неотступно была в его мыслях, полузакрыв глаза, мысленно целовал её, говорил ей откуда-то набредавшие на язык горячие и ласковые слова…), поступки Аксиньи («Весь день она зло высмеивала Григория, глядела на него ненавидящими глазами, словно мстила за большую, незабываемую обиду».)
Как описывает автор самую основную любовную сцену? Это полустраничный текст. Меняется стиль письма.
В полночь Григорий, крадучись, подошел к стану, стал шагах в десяти. Пантелей Прокофьевич сыпал на арбу переливчатый храп. Из-под пепла золотым павлиньим глазком высматривал не залитый с вечера огонь.
От арбы оторвалась серая укутанная фигура и зигзагами медленно двинулась к Григорию. Не доходя два-три шага, остановилась. Аксинья. Она. Гулко и дробно сдвоило у Григория сердце; приседая, шагнул вперед, откинув полу зипуна, прижал к себе послушную, полыхающую жаром. У нее подгибались в коленях ноги, дрожала вся, сотрясаясь, вызванивая зубами. Рывком кинул ее Григорий на руки — так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу, — путаясь в полах распахнутого зипуна, задыхаясь, пошел.
— Ой, Гри-и-иша… Гри-шень-ка!.. Отец…
— Молчи!..
Вырываясь, дыша в зипуне кислиной овечьей шерсти, давясь горечью раскаяния, Аксинья почти крикнула низким стонущим голосом:
— Пусти, чего уж теперь… Сама пойду! С 44
Что стало  с Аксиньей после этой встречи? Все узнали о падении приличной жены, подшептывали, потом пошли разговоры, а они и не прятались от хуторян, а сам дед Мелехов узнал в лавке купца, слышали он, что «будто в снохи берешь… Степана Астахова Аксинью». Пошёл Пантелей Прокопьевич выяснить у самой Аксиньи, пристыдить её за шашни с его сыном. А Аксинья стала другой: 2Нарядная, помолодевшая», в доме – порядок и пироги, да и сама она стала смелая: лучший способ защиты – нападение, ничего не хотела слушать Аксинья, поняв, что «…а Гришка мой! Мой! Мой! Владею им и буду владеть! …За всю жизнь, за горькую отлюблю! А там хучь убейте! Мой Гришка Мой! С 49.


 Продолжение следует. В дальнейшем буду избегать текста Шолохова. Попробую косвенную речь.


Рецензии