Любимый бабушкин бычок...

Из цикла коротких рассказов «Моё деревенское детство…»

Пока я жил с бабушкой, у нас жила корова Люська, которая старательно каждый год родила бычка Борьку.  Борьки, конечно, всегда были разные, даже, если у них был один папа.
Тёлочек не помню, а с бычками мне приходилось дружить, хотя не всем бычкам это нравилось.
В  мою системную обязанность  входило: уборка около дома, дрова, вода из колодца и чистка хлева. Летом навоз выкидывали в окно, за хлев, а зимой сразу вывозили в кучу на огороде на санках. Противный навоз после свиньи и вполне сносный после лошади и коровы. После птицы помёт сразу раскидывался по картофельному полю, тут без меня не обойтись, хорошая разминка на охотничьих лыжах по всему участку. Летом птица в открытом вольере под сеткой уже на участке. Если кто не знает, навоз в кучах «горит», начинает преть с выделением температуры. Люди с давних пор используют этот источник энергии для производства хмельного напитка.
 Дубовую бочку наполовину с брусникой и наполовину мёдом хорошенько укупоривают, в крышку монтируют трубку, и зарывают под окном хлева в навоз. Трубочку выводят в банку с водой в хлев. Напиток бродит не один год, пока булькает вода в банке. Потом бочонок достают аккуратно, не взбалтывая содержимое, очищают вар с крышки, сливают в стеклянные банки, пока не пойдёт муть. Всю мутную часть настойки перегоняют,  смешивают со светлым напитком и наполняют стеклянные бутыли - четверти под сургуч с пробкой из дубовой коры. Бутылки, как поленья, выкладывают в подполье на сохранение, где они должны лежать минимум два года. Получаемый  напиток обладает сильными тонизирующими свойствами и используется малыми дозами в больших количествах на торжественных мероприятиях до состояния шторма в лежачем положении. Простите, отвлёкся.
Тепло навозной кучи используют и дикие животные, на-пример, ласка, делая норку прямо под кучей в земле. 
Весной при разбрасывании по огороду навозной кучи попался на глаза белый шустрый зверёк, ласка. Так вот кто делал набеги на наш курятник и таскал молодняк кроликов, а мы грешили на крыс. Бестия обходила все ловушки, а тут попалась прямо на глаза. Жила поблизости от территории охоты. Не раздумывая, я бросился на неё, широко раскрывая полы фуфайки. На поясе фуфайка перетянута ремешком, и сбежать сразу у неё не получилось. Она юркнула за спину под фуфайкой, потом под мышку и в рукав. Рукав я успел зажать. И тут она как цапнет меня, сначала за руку, потом за живот. Прыгая юлой, я вытряхивал зверька на кучу.  Бабушка смеялась, хватаясь за грудь, пока не увидела следы укусов:
- От души она к тебе приложилась, ничто, залечим, быстро заживёт. Не хочет, значит дружить?
Очень юрко, отбежав на безопасное расстояние, она присела и оглянулась на меня, состроив красивую беленькую мордочку с красными глазками. Это она прощалась - деликатный зверёк. Простите, отвлёкся.
Одним словом я имел непосредственное влияние на воспитание домашних животных.
С наступлением лета мои обязанности по содержанию домашних животных  расширялись. Теперь я обеспечивал живность зелёной травой. Крапивой свинью и кур, молодыми побегами кустов и клевером – кроликов. Корова паслась в стаде, где мы дежурили, помогая пастуху по очереди, один день в два месяца. Бычок гулял на привязи на лугу, куда отводить и забирать на ночь – моя обязанность. Не то, чтобы мне нравилось, а просто бабушке отказать нельзя было. Домашняя животина  для неё была больше, чем скотина, она искренне любила всех и даже тайком плакала, когда кого–то нужно было резать. Уходила из дома в момент казни телёнка и свиньи.
С возрастом бычок начинал предлагать мне единоборство, играя, бодался или   «перетягивал  канат». Вечером только отвяжешь верёвку от кола, вокруг которого он ходил днём, сразу в него вселялся бес: голова в верх и набок, высокие прыжки на месте, хвост трубой только успевай держать или быстро передвигать ногами, иначе сорвётся и убежит. Для того чтобы очередной раз не бегать по всему селу в поисках бычка, я решил привязать второй конец верёвки к себе за пояс.
 - Всё, гадёныш, не сорвёшься, - решил я.
Только не тут–то было. В воспитательных целях я для острастки пару раз пнул  животину. Оказалось, что зря. Он сумел так разогнаться, перепрыгивая через препятствия, что я понял - могу не устоять на ногах. Мы летели по задворкам огородов  наперегонки, если не видеть связки. Теряя на ходу сапоги, фуражку, я пытался удержаться на ногах, рубаха вылетела из штанов, которые постепенно съезжали, мешая широко переставлять ноги. Бычок начал забирать по кругу, заворачивая к хлеву. Мы вихрем вылетели на дорогу между огородами, и тут я упал. Бык, не сбавляя оборотов, потащил меня. Видя перед собой препятствия или  коровьи визитки, я отталкивался руками с силой от земли, перелетая над ними. Так получалось не всегда. Стёрлись в кровь руки и не только руки, но и живот с ногами. Бычок на всём ходу весело влетел на двор, и в хлев, где встал, озорно оглядываясь на меня. Как бы говоря:
-  Ну, как тебе, понравилось? Лихо получилось!
  Бабушка держалась за живот:
- Ох, уморили вы меня, один другого стоите, сегодня он тебе преподнёс, не всё тебе над ним куражиться, иди к бочке мой брюхо, руки и ноги, смотри кровищи – то. Эх, мать твою. Залечим.
Теперь я понимаю, что такие мелочи – это моё беззаботное, счастливое детство, а очередной рассказ – это билет в то время, хотя бы в памяти.

   фото из интернета


Рецензии