Гуманизм

В русском языке имя существительное «гуманизм» и однокоренные ему слова («гуманитарий», «гуманист», «гуманность») появились в XIX в. Самые ранние примеры частого применения этого слова находятся в статьях Белинского. Прилагательное «гуманный» пришло из французского языка (от humain — «человечный»). Его первоисточником стало латинское слово humanitas, восходящеее к слиянию двух латинских слов: humanus (человеческий, свойственный человеку) и humus (земля), слияние которых и образовало понятие humanitas — «человеческая природа», «человеколюбие», «образованность», «духовная культура». Отсюда и возникли производные слова: гуманный, гуманист, гуманизм ...
Гуманизм, какое странное слово. Два словосочетания: "человек гуманный" и "масло – масляное". Первое звучит несколько высокопарно, а второе - насмешливо. Хотя и то, и другое это самые обычные тавтологиии, если разобраться. И, следовательно, по-большому счету оба они не имеют никакого смысла. Но как же так? Ведь принято считать, что гуманный человек – это человек такой хороший, а не просто бессмысленное выражение. Да очень просто. Ведь большинство не изучает теперь в гимназиях латынь. А в латинском языке все просто. «Гумус» из латинского humus «земля, почва», также перегной — основное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые растениям. «Гуманус» (или близкое к этому) – оно же «человеческий», «человечный». А следовательно, «гуманный человек» – это «человек» такой, «человечный». Вот тебе и «масло масляное». И как же это все же звучит – высокопарно или насмешливо? И у кого про это стоит спросить по существу?
Спросить бы того Витьку, который проснулся, услышав зов трубы. В который раз за эти полтора года, он уже долго, слишком долго не считал. Подъем. Разбить дном кружки в ведре лед. Попить. В палатке холодно. Угля в буржуйке хватило не надолго. А впереди еще зарядка. Быстро выскочить. Забежать за оружейку. Оглянуться, нет ли за спиной комбата. А то ведь в зубы даст. И будет прав. Мочиться недалеко от палатки, увеличивать риск обострения инфекционных заболеваний, желтухи, тифа и прочей ерунды среди личного состава. А личный состав это не только термин. В этот состав входит и Витька, и Сергей, и Муля. И еще десяток солдат и сержантов, которые рядом растегивают ширинки. Но, в принципе, комбат-то прав. Вот только бежать до сортира далеко. Так, что оглянемся по сторонам и за дело.
А дело впереди. Сразу после построения по взводно и по ротно ждет круг. За ним еще один. Зарядка – дело святое. А если завтра в горы? Поэтому весь полк на середине второго круга начинает ускорение. И ведь никто не принуждает, но все бегут, стараясь перегнать друг друга. Ага, это сейчас не принуждают, поправили бы его с улыбкой. А еще совсем недавно, если не догонишь деда , то тебя потом пинками будут гнать до самой палатки. Вот ты и будешь в следующий раз ускоряться. И в следующий раз ускоряться. И в следующий. До тех пор пока дед не взглянет с уважением на удаляющуюся спину обогнавшего его колпака .
А как иначе, если завтра снова в горы? ... тащить полуживое тело на скале холодной, сквозь ветер и пургу, когда стреляют. Ты непрошенный гость здесь, вот и учишься правилу жизни здесь - терпеть, терпеть и ещё раз терпеть, учиться терпеть пока все не станет легко. "Тяжело в учении, легко в бою!" - написал Суворов в "Науке побеждать". "Наука побеждать" пишется, увы, исключительно кровью. Как и боевой устав Вооруженных сил, и даже техника безопасности на производстве.
Но Витька не узнал, что Суворов написал такую книгу. Не узнал он и того, что сила и выносливость мышц наилучшим и, увы, единственным, образом растут при пиковых нагрузках. Все это он узнал бы потом, если бы, наконец-то, приехав домой, уютно расположившись в кресле прочитал журнал для культуристов. Иногда полезно, если не знаешь про пользу пиковых нагрузок для роста и развития мышц.
И тут Витька увидел его. Его уже пинали, но он так и не догнал и, тем более, не перегнал. Год назад они оба приехали в эту горную страну, прекрасную – таинственно и страшно. И он рассказывал ему про латинские значения слов «гумус» и «гуманизм». И они смотрели на эти вершины вокруг, на этот, на тот кишлак. А потом их пинали. Но Витька в конце концов перегнал. А вот он не смог. На его долю выпало иное. Деды с ним "залетели". Он не стал мириться с дедовщиной. А впрочем, может быть дедовщина с ним?! Он обратился с жалобой. Были разбирательства. А потом гуманные командиры отправили его на точку охранять советников. Его там некому было пинать и некому было научить правильно жить. А Витьку в это время пинали. Но он терпел. Ведь для таких как он и писал некогда Суворов свою "Науку побеждать". И Витька победил. Его уже было незачем пинать. Он смог и догнать, а затем и перегнать.
А вот он не сумел. Он даже располнел от сытой и спокойной жизни в караулах на точке. Но догонять не научился. Некому было пинать. Но теперь и он бежал. Бежал и с ужасом ждал своего будущего. Нет, он боялся не того, что вновь будут пинать. Ну попинают, но не убъют ведь?! Его ужасало другое. Кто же мог знать заранее, что всех штатных бойцов вернут обратно в полк, а точку ликвидируют. И он узнал почему его вернули в полк. Советники совсем недавно объяснили и улетели на вертолете, а ему теперь предстоит идти. Идти через горы. А пока здесь в полку как обычно по утрам все бежали. Бежали и ускорялись все вокруг, а он безнадежно отставал и его уже некому было пинать. Позади не было никого ... пока … А время шло. Шло через горы. Пришел приказ. Гуманный приказ. Приказ о выводе ОКСВА . И именно поэтому всех штатных бойцов вернули в полк. И он это знал. Знал и понимал, что идти придется. И позади не будет никого… Никого из своих…
Это случилось потом. Они шли по очередному горному серпатину в одной группе, но уже не один день. Шли через горы. И как только интервал между ними вновь стал большим, его вновь подождали. Сперва у него взяли его автомат. Потом с него сняли БВД (боевая вывкладка десанта). Потом забрали БК (боекомплект). Потом Ак (автомат калашникова). У него осталась только фляга. Она была легка - он уже выпил всю свою последнюю воду. А потом он сел на землю и истерично начал кричать: "Оставьте меня. Я хочу умереть". И вот тут его все свои вокруг стали бить. Потом пинками поставили на ноги и заставили идти дальше пока ещё жив, ведь тащить его труп было бы все же тяжелее. Так он оказался впереди гуманного Витьки, который ударами приклада то в спину между лопатками, то по голове в каске, гнал его вперед, а сам оказался позади всех. Они уже не могли идти так быстро, как следовало бы …
А потом гуманный Витька упал. Именно он оказался теперь позади всех и его сбила с ног первая же очередь выстрелов из автоматической М-16 за спиной. А тот, чей автомат был на одном плече Витьки, а БК на другом, побежал. Его уже не надо было пинать. Он просто не хотел умирать. Но и его догнали - он так и не смог, не научился бегать быстро. А потом стали догонять и остальных членов их группы. И дедов, которые слишком медленно шли из-за того, которого так и не смогли некогда как следует отпинать. 
Витька же лежал. Лежал и ждал. Ждал тех кто вернется за ним, кто уже не будет просто пинать… Ждал и думал о гуманизме. Думал и мечтал. Мечтал и ждал. Мечтал о том, как это все же прекрасно, когда тебя убивают сразу же, а не погодя… Мечтал и молил кого то, кого он даже не знает. Молил и ждал. Долго, долго, долго, ждал ... мгновение, другое, третье ... они так медленно шагают в ожидании скорых мук, видя смерть ... за три мгновения от тела.
А потом Витька превратился в удобрение почвы, на которой еще пуще прежнего расцвели алые маки, вобрав в себя и силу, и выносливость, и многое другое из того, что называлось … Интересно, как это в данном случае лучше назвать? Витька или гумус? Гумус он и есть гумус – человек такой – гуманный … превратившийся в то, что стало питать не гуманные маки, расцветающие за его счет. За счет его силы и выносливости, не имевшей отныне никакого значения из-за того в общем-то гуманного ли человека, которого так и не смогли отпинать? Вот тебе и Витька. Вот тебе и Виктория. Вот тебе и «Наука побеждать». И Победа, и им, макам, пообедать.


Рецензии