Да не иссякнет океан Жизни

( вопоминания)
 Идёт восемьдесят  шестой  год моего путешествия по этому океану. Никогда не думала, что таким долгим окажется моё плавание. Самое трудное в нём – не штормы и пучины, а потеря людей, с которыми вышел со старта, а с годами их становилось всё меньше и меньше на Земле. И вдруг ощущаешь, что ты – дуб-патриарх, заблудившийся в подлеске. А молодая поросль и листвой шелестит по-другому. Сколько мне ещё отмеряно шелестеть старой листвой, - никому не дано знать. Захотелось молодому племени передать  свои мысли, что приходят иногда, как всполохи северного сияния, порой  –  несвязые,  но всегда – неотвязные.
     Вдруг утром вспомнились частушки, давно  написанные в газету на тему «экология»  -  в семидесятые годы двадцатого  века:
 Вот деревня СТАРИЦА,
Чем деревня славится?-
А у Старицы у той
Не видать реки Китой:
В лесосеках лесорубы
Перевыполнили план,
И гниют здесь килокубы
Древесины, словно хлам.
Уже давно  русло Китоя свободно от заторов из брёвен, берег благоустраивают, уже и  набережная гуляющих приняла,  А стихи  помнятся.
    Вчера, 21 мая 2014 , смотрела документальный фильм «Чёрная оспа». По рассказу родных, я эту болезнь  перенесла в раннем детстве. Свидетельство - спина, изъеденная оспинками . Лицо не повреждено,   руки мне  пеленали.Из фильма узнала, что оспу в России победили в 1936 году. А я, значит, напоследок успела ухватить заразу, ( родилась в 1934 году).
 Позже обратила внимание,  что у меня не остаются оспинки после прививок: иммунитет  от натуральной долго работал. Из фильма же узнала, что была вспышка  оспы в 1969, художник из Индии ввёз. Вспышку быстро погасили. СССР возглавил борьбу с оспой во всём мире (поголовная вакцинация). С восьмидесятых годов прошлого века оспа нигде не выявлялась. У детей, родившихся после 1980 года следов от оспинок нет. Вакцину не вводят: болезнь исчезла, хорошо бы – навегда! «Вакцина» от слова «корова»: у них бывает оспа, но для человека она не опасная, вот и изготавливали из  плазмы крови коров, переболевших оспой , вакцину.
   Я, особенно в детстве, « притягивала»  к себе болячки, как магнит. Только «крупозное воспаление лёгких»  5 раз было.
Кроме оспы, ещё и менингит притянула. Сама не помню,  но рассказывали, что от головной боли «на стенку лезла». Последствия этой болезни меня преследовали до сорока лет в виде внезапных головных болей раз в один-полтора месяца. Невозможно было даже  к коже головы прикоснуться. Как я их терпела, не знаю, я ведь училась, работала, детей рожала. В сорок – как отрезало.
   Во времена моего младенчества и детства  инфекция была мало управляема: моя сестра Галя Прищепо умерла  от кори, заразившись от меня.  Отец  Николай,  удочеривший меня, умер от туберкулёза,  и дядя Костя, мамин брат, - тоже. Так что с раннего детства шла борьба за жизнь. Главным моим помощником в борьбе был мой ангел-хранитель.
    Года в четыре играла  я  с соседом Митей (тогда Дмитриев  не Димами звали,  а  Митями),  бегали по бережку, камушки  в реку бросали.  Вдруг Митя исчез. Больше я его не видела. Взрослые сказали, что он уехал далеко.  А он утонул.
   Я тонула уже взрослая.  Тонула в реке, что была  «воробью по колено»,  в  речке Бачатке - ( Большой Бачат,  приток Ини, впадающей в ОБЬ), которая  текла за нашим огородом.  Берега крутые, речная долина глубокая,  река  часто петляет - меандрирует, подмывает берега , сложенные  осадочными породами . На противоположном от нас берегу, обрыв подходил к самой дороге и местные умельцы решили изменить течение реки - спрямить русло между двумя меандрами-излучинами.    Перекрыли земляной дамбой старый путь,  прорыли бульдозером новое русло . Получилось искусственное озеро-водохранилище. Как раз под нашим огородом. Я решила его переплыть, а плавала, как топор, но соблазнил короткий путь. Оказалось, что вода только сверху была тёплая, а нижние слои – ледяные. Сразу же свело судорогой ногу. Нырнула, а  дна – нет.  Началась паника. Хорошо, что на берегу были муж с  деверем. Сначала они  подумали, что 
я  балуюсь, но быстро сообразили, что  тону. Нырнули и вытащили рыбку на бережок. Вот тут я испугалась: четверо детей могли остаться сиротами. А река заупрямилась и не потекла по новому руслу, размыла дамбу и потекла своей дорогой. Берега мы потом укрепляли обрезками  тополей, которых в весеннюю «стрижку» было много в саду  на пришкольном участке.   Так до сих пор и не рушатся берега: тополя  крепко укоренились,  выросли и стоят на страже.
     Ещё раз пришлось моему ангелу дважды  поработать, когда я заочно училась в институте в Новокузнецке (шестидесятые годы). Прямой электрички  Белово - Новокузнецк  тогда не было, в Прокопьевске надо было пересаживаться.  Ехала домой, в Прокопьевске надо было до вокзала на автобусе ехать . Я вошла на заднюю площадку, достала кошелёк, чтобы с кондуктором расплатиться. Вдруг автобус закачался, зазвенели стёкла, люди закричали. У меня рассыпалась мелочь , я наклонилась её подбирать и ничего не поняла. И хорошо, что не поняла:  не испугалась. В это время  носила младшего сына Сергея, он в июле родился, а я  в июне решила сдать экзамены. Оказалось, нас ударил  в  бок огромный МАЗ, автобус  наш  перескочил бордюр, кювет, развернулся на скорости и  наехал на старый тополь в парке, сел на него верхом, наклонил и повис,  покачиваясь. Паники не было. Кто-то командовал, успокаивал: сидите на местах, всех выведем. Первой «выводили – выносили" меня, я же у двери стояла. Как открыли дверь,  я  глянула и оторопела : до земли не меньше метра. Всё кончилось благополучно.  Потом посмотрела со стороны : автобус покачивался на ветвистой кроне  многолетнего тополя, который не сломался, а накренился и удержал автобус, не дав ему улететь дальше. А дальше был обрыв-выемка,  высеченная в скальной породе   для железной дороги. Если  бы не тополь, туда бы мы и приземлились, пролетев по инерции узкую полоску парка. Так  тополь спас много жизней. С тех пор я всегда заступаюсь за этих добродушных великанов. Сейчас многие ополчились против тополей, тополиный пух проклинают. А в дни моей молодости  он был тёплым и романтичным:  « И, как в юности, вдруг вы урОните пух на ресницы и плечи подруг»,- пели мы.
     Второй случай встречи с ангелом произошёл  в зимнюю пору. Как-то зимой, в январскую сессию сдала пораньше очередной экзамен, до следующего – три дня свободных выдалось, и я решила домой съездить: дома – четверо детей,  хозяйство, душа болит. Электричка идёт до нас 4 часа, и когда я доехала до своей станции, стало совсем темно. Ехала  я в последнем вагоне,  стала выходить и ухнула в снежный сугроб: платформа короткая, только первые вагоны  у неё останавливаются. Сразу не поняла, что попала в снежный буран – выезжала в ясную погоду.  По колено в снегу добрела до станции, откуда шла тропка в наше село. Её замело , но было немного видно. Можно было остаться ночевать в казарме при станции, где жили мои ученики, дети железнодорожников. Но я не подумала об этом, понадеялась на свои силы. Скоро поняла, что переоценила их: мало того, что тропка  убродная, снег в валенки набился, так ещё  и – ветер. Злой. Колючий. А за спиной – сетка-авоська с учебниками, экзамены по которым уже сдала , - груз немалый. Платок пуховый сбился, я вспотела, а волосы стали в сосульки превращаться. Замёрзли нос, уши,  руки. Силы стали убывать, поняла, что 800 метров до села не одолеть. Хотелось присесть и отдохнуть. А прошла всего половину пути:  сквозь вьюгу иногда проблёскивали огоньки первых домов, но дойти до них силы не было. Когда я вышла со станции на тропинку, заметила, что следом за мной кто-то идёт.  Я пыталась идти быстрее, чтобы он меня не догнал. Но мне это не удавалось. Вскоре он меня нагнал со словами : «Не бойся меня» А я уже на снег села. Он схватил меня за руку,  закинул  мою авоську с книгами себе за спину  и потащил меня  по тропинке.  Я упиралась, валилась  в снег, умоляла дать отдохнуть.  Но он довёл до первых домов, спросил, дойду ли сама. Я кивнула. Он пошёл в другую сторону села, а я с помощью  родителей моих учеников была доставлена домой. Дома меня в этот день не ждали,  а мама была уверена, что я дома. Никто бы не искал. В эту ночь на параллельной тропке, что шла в другой конец села, замёрзла женщина, видать, её ангел не прилетел . А мой – оказался  гостем чьим-то из деревенских. Муж мой потом ходил его благодарить.  А я посвятила ему стихи:

Стихи «Встреча с ангелом-хранителем» есть в разделе "Стихи. ру"

      Ещё одно дерево, кроме тополя, спасло мне жизнь  - ИВА.  Наш участок был крайним от  центральной  дороги садоводства. Когда  расчищали  землю, бульдозером сгребли пни, коряги, кустарники. Получился высокий вал вдоль центральной дороги. Постепенно он зарос деревцами, кустарниками и как бы  отгородил участки от дороги.  Сразу за валом стоял наш домик , теплица, возле  которой,  я стояла .  Вдруг сверху раздался скрежет и стук:  сверху по центральной дороге летела легковушка, в которой  (пьяный  и нездоровый на голову водитель, как потом выяснилось) перепутал педали и газовал с реактивной скоростью. Даже звук двигателя был похож на рёв самолёта на старте.   Машину мотало из стороны в сторону, напротив нашего участка  её развернуло на 90 градусов, она перескочила кювет шириной около двух метров, упёрлась лбом в земляной вал, где разросшаяся  на нашем участке  ива, её усмирила. Я   стояла у стенки теплицы  и рукой достала до радиатора.   Первое,  что спросила: « Вы живы?».  Вот парадокс жизни: машина ремонту не подлежит, а семейка через полчаса плелась в магазинчик: спиртное, которым они запаслись, разбилось. Требовалось пополнение. Так ивушка спасла мне жизнь, а лихачи потом даже не помнили, что с ними случилось.
     Когда  работала  завучем, послали  меня на «кустовое» совещание завучей в далёкое село Пермяки. Путь неблизкий, ехали на автобусе из Белова. Сугробы по сторонам  дороги – в окно неба не видно. Расчищен тоннель-дорога в снегу. Сделаны разъезды, чтобы встречные машины и подводы разминулись. И так около 40 километров. Подъехали к школе, хозяева вышли встречать. Среди встречающих я увидела нашу бывшую учительницу Марию Кузьминичну, которая , увидев меня, онемела. Потом робко спросила: «Вы разве живы?». Случилось так, что к нам приехала в школу математик Раиса Максимовна. Тоже – Кудашкина . Она трагически погибла, об этом писала районная газета. Многие на меня подумали. Вот и Мария  - тоже.. 
    Обратно возвращалась  потемну.  Можно было остаться у родственников в Новом Городке ночевать, но я рванула домой. Туман, но дорогу видно: по ней в село с шахты возили уголь.  Бегу. А рядом со мной какие-то зверушки тихонько пробегают бесшумно. Что это такое – не знаю. Бегу дальше. Встретила односельчанина, который шёл на шахту  «Западная» в ночную  смену. Спрашиваю его: «что за звери пробегают рядом и навстречу?» он засмеялся и ответил: «Это я вешки из полыни  в  снег натыкал, чтобы с дороги не сбиться в туман». С какой же скоростью я шла, если полынь за зверушек приняла! Туман сгустился. Звуки исказились: лай собак то справа, то – слева. Если бы не вешки, не уверена:  дошла бы или заблудилась.
     Все перечисленные угрозы приходили со стороны, но в 2000 беда изнутри до меня добралась: резко упал гемоглобин и ничто не помогало. Я была белая, как мел. Направление в область  на обследование не давали, а там без направления не принимали. Со скандалом дети мои добились направление. Дома мне рак крови ставили, поэтому положили в отделение гемотологии. Тщательно обследовали. Оказалось, кровь отличная, а причина – опухоль в кишечнике. Прооперировали, и анемия прошла, теперь 31 октября 2002 года у меня второй день рождения.
Врачу – проктологу Наталии Валерьевне Тунгусовой  я благодарна за это.

   Давно не писала. Сегодня 15 апреля 2020.  Когда встречали Новый год, все желали спокойного года Крысы и были уверены, что грызун не будет коварным, «свинью нам не подложит». 
    Но мы ошиблись, проблемы начались сразу, - пришёл короновирус и начал свою  жатву:  расползся по планете и наступили на родной Земле страсти, о которых мы только  в фантастических произведениях читали, да в кино видели.
 Я вспомнила, что в своей сказке «Незабудка» и в повести «СП Г –три»  я опасалась, что какой-нибудь маньяк выпустит «джина» - бактерии, как оружие. Сокрушалась,что люди никак договориться не могут о мире и согласии…  И вот он, «джинн» уже  по планете гуляет и  людей  косит! И кто даст гарантию, что он – нерукотворный? 
И забытая корь на землю вернулась. Ушли мы в глухую самоизоляцию – по норкам  разбежались, и долго мы там просидим?
   Помню,  как читала  об инсценировке отрывков из фантастики Герберта Уэльса  - « Борьба миров» по радио. А люди поверили. Потом поняли, что ошиблись и были рады
Как бы хотелось и сейчас ошибиться, проснуться и понять, что коронавирус – страшный сон. Ангелы-хранители, не покидайте нас  Вся надежда на ВАС да на медиков и учёных, что заслоняют нас  Но мы всё-таки надеемся на свою победу.  Проснись, Разум и коллективное сознание, у каждого.

    Сегодня 14 мая, а мы всё ещё в Принудительной "самоизоляции" дгочь на работу холит. некоторые предприятия заработали с 12 мая ( у кого нет прямого контакта с людьми и то с мерами предосторожности) Смертей много, всё новые люди заболевают. Не дай Бог в такое время заболеть или умереть : родные из-за караетина не приедут. отменены все праздничные мероприятия, даже Парад Победы в честь 75 - летия Победы. Дети и студенты учатся дистанционно _ по интеррнету карантин. повидимому, надолго.Поражает несознательность некоторызх. пренебрегающих правилами карантина : общаются, празднуют вместе. гуляют, пикники устраивают. А потом всех контактируемых лечат, а вирус радуется и размножается. Поживём - увидим. как дела обернутся.
 


Рецензии