Память

               
 Был  прекрасный майский день,  воздух словно переполненный цветением сирени источал мягкий  приглушенный аромат. Легкий, ласковый ветерок, набегающий со стороны низкого берега реки Жабай, шуршал молодыми листочками тополей , а те отвечали ему игрой светлых листочков, которыми они бывают только весной . Сергей сидел на парковой скамье , на бывшей парковой аллеи , в бывшем городском парке районного города Атбасар,Целиноградской области,Казахстана . Здесь он родился в далеком уже 1961 году в мае месяце , на железнодорожной станции одноименного города . Он очень любил свою родину ,за ее бескрайнею степь  усыпанную благоухающими тюльпанами , красотой и вкусом, которых он всегда безмерно наслаждался. Где как не здесь, можно было искупаться в море цветов , когда от горизонта , до горизонта ты видишь благоухающее разноцветье крупных жёлтых , красных , белых тюльпанов , которые покоряют тебя с первого раза и навсегда. Степной ветер приносит к тебе запах разнотравья , пьянящий твои ноздри , а ковыль как мягкое , ласковое одеяло ,стелется перед тобой , покачиваясь большими перекатами и как волны морей зовет тебя в свои бескрайние просторы. Весна , особенно ее последний аккорд –май  всегда пленяли воображение Сергея , рождали в нем новые мысли и мечтания. Еще он очень любил осень , особенно теплую , сухую и продолжительную . Она дарила непревзойдённые запахи пшеничных полей , таких –же бескрайних как сама степь.  Буйство красок в парках и скверах. По которым он так любил ходить ,оставаясь один на один со своими чувствами и самой природой. Именно прохаживаясь здесь в дали от сует городских ,он отчетливо понимал Пушкина и его поэзию.  Казахстан,где волей судьбы ему посчастливилось родиться, научил его очень многому , что так пригодилось ему во всей жизни.  Его разнообразные красоты всегда притягивали и поражали .Восточный Казахстан с его  изумительными пейзажами лесов и предгорий , с хрустально чистой водой в скромной горной речки Ульба, которая весной вдруг становилось могучей и широченной и с ревом и грохотом катилась вниз в низину. А закаты и восходы солнца над «Медвежьей горой» в маленькой затерянной деревушке  Черемшанка, дарили такую неописуемую красоту , что хотелось стоять и смотреть на это явление не отрываясь. Боясь пропустить любую крупинку парящего  в лесной глуши счастья. Все невзгоды и неприятности пропадали в эти минуты , земные заботы становились мелкими и незначительными перед этой величественной природой. А служба проходившая в этом живописном месте уже не казалась чем-то обыденным и нудным. Особую экзотику  придавало само население деревеньки , люди здесь жили крепкие и умелые , потомки раскольников петровской поры не принявшие новое учение церкви- старообрядцы.  Они любили все, что было вокруг  и эту любовь передавали из поколения в поколения .  А южный Казахстан  особенно со своей жемчужиной Алма-Атой , которая лежала  как драгоценный брильянт в оправе Заилийского  Алатау  , горы своей широкой статью создавали в городе особый микроклимат . Тенистые аллеи дарили щадящую прохладу в знойный день  , а многочисленные парки и скверы летом просто поражали красотой клумб и их обилием .Чем выше к горам подымался путник, тем ароматнее и ароматнее становился воздух. Особенно радовала дорога на Медео , где в изобилии цвели сады с райским яблоком «Апорт», гордостью местных селекционеров . Вкус и запах этого яблока не передать словами, его можно только попробовать , но раз вкусив вы уже никогда его не позабудете и навряд ли ,какое либо яблоко на земле может соперничать с Алма-Атинским Апортом.  Алма-Ата как много чудесных , сказочных дней подарила она ему , как он ее любил преданно и нежно , словно сдержанный юноша , гордую и недоступную красавицу. Она щедро одаривало его прохладой вечерних улиц и проспектов , живительной влагой своих фонтанов , коврами своих роз и вершинами седых гор, но всегда оставалась чарующе  манящей  и загадочной , как ослепительная царица , для своих подданных. Здесь он закончил 8 класс средней 101 школы  , которую тоже очень любил , здесь он бежал почти ежедневно на занятия в секции бокса , испытывал самые благоговейные чувства ученика перед своим учителем – тренером , который воспитывал мальчишек настоящими мужчинами и чьи уроки остались с ним на всю его жизнь. Жаль что он так мало прожил в этом благодатном городе, в котором так любит бывать. Казахстан , Казахстан такой разный и такой прекрасный , хранящий в себе так много памяти и событий его родина , страна его детства , юности , молодости .Именно он подарил ему его лучшего друга – Виктора , который прошагал с ним всю свою такую небольшую по человеческим меркам жизнь.  Был его сослуживцем в армейские годы , его свидетелем на свадьбе, с которым после армии сдружились уже семьями и с которым мечтали как-то приехать сюда на свою родину , пройти по улочкам родного Атбасара , где оба родились ,откуда ушли в армию .Куда первым вернулся Виктор, а затем после годичной разнице и сам Сергей, где так спорно- благополучно  протекала их жизнь , вплоть до отъезда Виктора с семьей в Германию. Всматриваясь в реку их так далекого детств, Сергей думал, как  причудливо складывалась их с Виктором жизнь , словно два ручейка имеющие разные начало , в неком одном месте вдруг сошлись в одном мощном русле . Пробежали совместно какую-то определенную кем то дистанцию и словно вынырнув перед высоким  порогом обошли его каждый своим индивидуальным путем .Надеясь соединится там, где река делала крутой поворот, но к сожалению не все учли . И прежде всего внешние обстоятельства , окружающую среду, и конечно собственные силы .  Сергей  встал на этом берегу, он оказался один, его друг по независящем от него причинам не смог стоять с ним вместе .  Они  после этого высокого порога в их жизни  как две параллельные линии бегущие в бесконечность ,рядом там за горизонтом . А может вопреки законам геометрии, линии в бесконечности сходятся?  Мы оказались здесь разными путями, разными народами , прожившими где-то одинаковую , где-то разную жизнь . Нас  то вела нужда , то гнали власти. Мы то были счастливы , то несчастны , но главное на этой земле в нашем Казахстане родилась какая-то уникальная общность . Мы научились выживать в этих суровых условиях . Эту природу мы уже не воспринимали как какие-то выселки, мы приняли эту землю всем своим сердце . Мы считали ее своей родной , своей родиной и нам не было ущербно в этой степи , так далеко от цивилизованных центров . В нашем маленьком, не более 50 тысячном городке, мы старались жить полнокровной жизнью , ценить то, что имели и не гнаться за сверх желаниями, не замыкаться в собственном эгоистичном мирке, а быть открытыми для всего такого интересного и увлекательного мира. Нам было достаточно съездить в отпуск к морю или в какой-то большой или сверхбольшой город. Мы не чувствовали себя ущербными от того, что живем в нашем  маленьком городе . Потому что долгие годы отлаживался определенный ритм жизни , выстраивались определенные правила , многое или почти все вокруг нас было понятно и предсказуемо , мы могли планировать.  Мы никогда и не в чем не зацикливались на так называемых мировых проблемах ,не стремились кого-то учить жизни , мы просто жили. Здесь и сейчас . Мы растили своих детей и желали им лучшего будущего в соответствии со своими представлениями о таком будущем. Мы были теми, кем сделали нас наши родители , а они теми, кем сделали их  наши деды и прадеды , неся на себе весь опыт предшествующих поколений. Этот опыт был разный ,но часто говорил об одном . Можно бесконечно говорить: « такое время, такие люди» , однако сама жизнь подсказывает то , что не смотря на разные эпохи , столетия, года, во все времена во всех обстоятельствах  , недостойный человек только и ищет и находит себе оправдания: « на все случаи жизни» , а  сильная настоящая личность остаётся ею на века и над нею не властно время. Таким и был  Виктор его лучший друг, который не зримо стоял с ним плечом к плечу и любовался их общей родиной.       
    Всматриваясь в прошлые года и столетия Сергей , силился понять как так случилось ,что на этой благодатной земле Казахстана   в исторической перспективе сошлись  судьбы многих  народов .репрессированных и прибывших сюда по доброй воле , в период Столыпинских  реформ  и всех эта земля приняла  и взрастила , дала кров и убежище , пропитание и сочувствие.  Именно здесь родилось такое явление как , равенство и уважение к культуре любого народа, живущего по соседству.  Интересный опыт исторической ассимиляции европейцев, в частности немцев, реже иных европейских народов – представляющей целый пласт судеб.  Берущий свое начало  с «указов» российской императрице Екатерины II, получившей нарицательное имя – «Великая» и одинаково уважаемой как на западе, так и на востоке. И как хочется  помнить о том, что ту историю – историю золотого Екатерининского правления творили конкретные люди, в том числе и переселенцы с тогда еще раздробленной Германии. Процесс укоренения новых подданных Российской империи нес в себе значительные трудности и даже трагедии, но, не смотря на это европейские крестьяне и ремесленники решились на переселение и прежде всего их гнала нужда и бесперспективность собственной жизни. Они осваивали Россию не менее трудно чем «Старый свет» осваивал Америку, но здесь они обходились без насилия по отношению к местному населению. Создаваемые ими колонии позволяли им сохранять собственную культуру и язык, в тоже время они не могли быть полностью защищёнными от влияний местных культур, народов проживающих вокруг, на конкретной территории – расселения. Следовательно возникал процесс обмена культурными традициями, так сказать некая территориальная субкультура – явление на редкость интересное и до настоящего времени не получившее должного внимания общества. При этом живя колониями, немцы были вынуждены много информации, касающееся истории своих родов, передавать устной речью, путем бережного пересказывания из «уст в уста», такой информацией изобилует любая семья немцев-колонистов-переселенцев-репатриантов. Интерес также вызывает исторический опыт немцев как разделенного народа, особенно с 1917г. по 1991г., когда данный народ не имел реальной возможности к воссоединению. За этот период немцы понесли наиболее тяжелые потери связанные со Второй Мировой войной и как следствие «Отечественной войной  Советского Союза  с 1941-1945 гг.., повлекшей ликвидацию «Поволжской» республики немцев, их массовую депортацию в Казахстан и значительные ограничение в гражданских правах. На протяжении многих лет, особенно после «оттепели 60 годов», 22 съезда партии на котором Н.С. Хрущевым была объявлена борьба с «культом личности Сталина» немцы добивались от центральной власти своей реабилитации, возрождение «Поволжской» республики немцев. Наконец в 1979 году ЦК КПСС была создана комиссия для решения данного вопроса и было принято решение о создании на территории Казахстана в Целиноградской области, Ерментауском районе, немецкой автономной области. Однако данное решение не было воплощено в жизнь из-за начавшихся в 1979 году в ряду областей Казахстана националистических выступлений казахов против такого решения властей. В значительной степени это и послужило основным спусковым крючком для массового отъезда немцев на историческую родину в Германию. Сам процесс этот шел трудно с частыми столкновениями с откровенным криминалам и саботажем местных властей. К тому времени возникло множество смешанных браков немцев с представителями других национальностей, что порождало, в том числе дополнительные трудности при подаче документов на выезд. И конечно в жизни немецкого народа на территории Российской империи, Советского Союза, Казахстана, Федеративной республики Германии, как и в любом другом, всегда тесно сосуществовали: любовь между мужчиной и женщиной, профессиональные успехи и достижения, межличностная конкуренция, дружба и благородство, ложь и предательство. Конечно же, не обходилось без внутрисемейных конфликтов, конфликтов между семьями и целыми фамилиями. Одним словом всего того, что так красочно и всестороннее наполняет человеческую жизнь, делает ее осмысленной и продуктивной, а к преклонным годам позволяет с гордостью оглянуться назад, и прозорливо вглядываться в будущее! И всё-таки как же это все было, думал Сергей и напряженно вглядывался в даль ушедшего двадцатого столетия. Обрывки услышанных рассказов . сведений и пересказанных легенд выстраивались в четкую линию событий , за которыми мелькали конкретные люди ,знакомые и не очень , но на столько интересные . что он не мог отделаться от мысли о том ,что они продолжают существовать , пусть сейчас только в его голове . И ему казалось,что многое из того о чем он точно знает,они пытаются донести до своих потомков ,увлеченных действительностью , погруженных в такой быстро меняющийся мир новых технологий и возможностей. Но для того чтобы этот мир состоялся, им ушедшим в историю , еще как пришлось потрудиться и пережить не одну трагедию в своей собственной жизни .А так хочется своих потомков предостеречь от вольного и не уважительного отношения к  их многотрудному опыту. 
 


Рецензии
Неспешно, обстоятельно, с любовью и мягкой тоской раскрыта маленькая страница большой истории великой страны. Это признание в любви к своей природе и к людям.
Читал с удовольствием.Спасибо, Сергей.

Игорь Лавров   09.11.2021 14:15     Заявить о нарушении
Большое спасибо за Ваш отзыв, Игорь! Вы правильно отметили , что это признание в любви к природе и к людям.Эта тема меня очень волнует и я работаю над ней более глубже. Вам творческих успехов и замечательных отзывов! С уважением, Сергей!

Сергей Никоненко   09.11.2021 15:47   Заявить о нарушении