49 перепаханных полей

Психика - поломанная душа!
Свет её неярко и хладно тлеет.
А была она дивно хороша
До беды, унёсшей Атлань с Бореей.*

Точит, точит силы души вражда.
Упразднить вражду – не легка задача.
Плачет, плачет горько Полынь-звезда –
Не хватило сил всё сложить иначе.

Не боли, душа, не горюй, звезда!
Добровольно вышли мы в зону риска.
Поостынь, огонь! Расступись, вода!
Продержаться б ночь – помощь близко, близко!

 *Имеет ли современное человечество отношение к жителям Атлантиды и Гипербореи?  Я не знаю. Приведу выдержки из лекции Профессора СПбГУ, доктора биологических наук, доктора филологических наук, Татьяны Владимировны Черниговской, которая знакомит слушателей с точкой зрения современных ученых по вопросу: что в формировании человека является результатом генетических механизмов, включенных, или не включенных, а что является результатом обучения.

   «…В 1970 году во Франции на экраны вышел фильм о современном Маугли. В обществе развернулись дискуссии о природе человека. И через некоторое время была обнаружена девочка, которую нездоровый отец запер в отдельном помещении и подсовывал под дверь еду. Никакого общения девочка не получала.  Попав в руки ученых, она дала повод для обширных исследований, и стала героиней документального фильма «История дикого ребенка».
 
  Мы существуем в мире предметов и мире символов. Созданный кем-то в виде книг, музыки, живописи, математики и т.д., символьный мир имеет важнейшую для нас часть – язык.
  Человеческий геном – потенция, необходимое условие для становления человека, но этого недостаточно. В наследство от родителей, бабушек и дедушек можно получить рояль «Стейнвей». Им можно владеть, но толку не будет. Он может стоять без дела. А можно учиться на нем играть. А учиться – это всегда трудно.

  Современные ученые утверждают, что если нейронную сеть мозга вытянуть в одну линию, она составит 2,8 млн километров. Частично человеческий мозг -  компьютер. Некоторые его алгоритмы работают независимо от сознания.  Но нельзя утверждать, что работа мозга полностью изучена.

   Результаты сравнительного исследования геномов человека и шимпанзе поражают. Ученые пытались найти участки ДНК, где произошли изменения, которые отделяют нас от шимпанзе.
 
 НАЙДЕНЫ 49 УЧАСТКОВ, ГДЕ ТЕМПЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ БЫЛИ СУЩЕСТВЕННО ВЫШЕ, ЧЕМ В СРЕДНЕМ ПО ГЕНОМУ. НА НЕКОТОРЫХ ИЗ НИЗ ЭВОЛЮЦИЯ ПРОТЕКАЛА В 70 РАЗ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ В ДРУГИХ МЕСТАХ.
   И это – фронтальные отделы кортекса, отвечающие за сложное мышление и язык. Интенсивно эволюционировали гены, отвечающие за функционирование мозга, развитие нервной системы, физиологию кожных покровов, функции зрения, изменение морфологии зубов.

   Поразительно! Вероятно, эволюция имела вектор и цель! И цель эта – образовать мозг, способный к сложнейшей работе, которой мы все и заняты…»

    Здесь мне хочется добавить, что существует другая точка зрения: совершенный геном был намеренно сломан, приспособлен для выживания в агрессивной среде в роли «подчиненного чужой воле». Если довести эту мысль до логического конца, придём к выводу, что в условиях «произвола» с человека снимается ответственность за собственную жизнь.  В этом случае влияние человека на событийность равна нулю. А если подчинённость человека чужой воле частична, то ответственность за выбор вектора развития с человека не снимается. (Но это – только мои домыслы).

   Вернёмся к лекции Татьяны Владимировны: «Учеными была проделана интересная работа. В нашем ДНК был выделен ген FoxP2. Его аномалия ведет к нарушению языка.   Аномалия гена Fox B1 ведет к ухудшению оперативной памяти, что может стать причиной дислексии. Есть гены, которые включаются только тогда, когда надо запомнить важные вещи надолго. Гены Fox P2, Fox B1 есть и у  животных. А человеческие гены Fox P2, Fox B1 отличаются  от генов животных двумя аминокислотами.  Провели такой эксперимент: из человеческой ДНК  был извлечен ген Fox P2 и вставлен в ДНК мышей, (у которых соответствующий участок перед этим был удалён). В результаты эксперимента 1) У подопытных мышей увеличилась коммуникативная активность, т.е. они стали пищать беспрерывно. 2) Изменились акустические характеристики сигналов, т.е. спектр сигналов стал более богатым.

HAR1
Был выделен ген, который претерпел наиболее значительные изменения.Это ген HAR1. В нем содержится 118 (!!) различий между человеком и шимпанзе. Для сравнения: между шимпанзе и птицами расхождений всего два…»

    Осмелюсь спросить, почему нам не расскажут о сравнительном анализе   геномов человека и лягушки, например? Предсказываю, что геном прекрасной половины человечества будет иметь больше схожих параметров с лягушкой, чем геном сильной половины. А если бы сравнили ДНК человека и медведя...

    Но с выводами Татьяны Владимировны нельзя не согласиться:
    «Мозг – не только сумма миллиардов нейронов и их связей. Это ещё и индивидуальный опыт, который формирует этот уникальный инструмент – наш мозг – и настраивает его. Восприятие, обучение – это активное привлечение знаний, конструирование символьного мира (и воздействие на материальный).  Информация - не просто пассивный поток, который через глаза, уши, кожу, нос и вкусовые рецепторы поступает к нам.  Я вижу то, что могу, умею и хочу видеть».*

*Из видеолекции Черниговской Татьяны Владимировны «Нейронаука. Мозг и речь»

На фото – «Символический вид», автор книги - Теренс Дикон. По мнению этого калифорнийского ученого, каждый, овладевший системой символов, (например, языком,) относится к нашему виду.


Рецензии