Катастрофы в морях и реках. Столкновение с мостом

15 мая 1971 года в Самаре произошел случай, который долго еще был на слуху у прессы, и по нему шло долгое разбирательство разных служб.

Грузовой теплоход «Волго-Дон 12» прибыл с углем на выгрузку в Самару. Выгрузка была назначена у причала в Сухой Самарке, при заходе в которую надо было проходить под автодорожным мостом, соединяющим берега речки Самарки. «Волго-Дон 12» под командованием капитана Бориса Миронова благополучно зашел к месту выгрузки и стал
выгружаться. «Волго-Дон 12» имел габариты:  длина 138 метров, ширина 16 метров, высота  13 метров в грузу, без балласта около 15 метров.

В те времена в южных районах Волги только что закончилась борьба с холерой. Санэпидстанция Самары, якобы, находила холерную палочку в речке Самарке. Поэтому было запрещено брать из нее воду, купаться, и брать балласт грузовым судам, чтобы не разносить заразу. Капитана «Волго-Дона 12» по радиосвязи предупредили, что балласт
у причала выгрузки брать запрещается, и выходить на Волгу он должен без балласта.

Тот, кто запрещал это, вряд ли имел представление о том, что огромный теплоход остается неуправляемым, но их касалась лишь своя ведомственная причина.
После выгрузки к «Волго-Дону 12» диспетчер порта прислал буксировщик Шлюзовой «Алексей Жихарев» под командованием капитана Петра Сазонтьева, чтобы он на буксире вывел «ВОЛГО-Дон12» на Волгу от причала. Шлюзовой завел буксир с носа «Волго-Дона 12» и состав пошел на выход к Волге.

Вся команда, за исключением вахтенных была  в кают- компании на первом этаже и смотрела телевизор. Лишь жена электрика поднялась в свою каюту на втором этаже, и легла спать. Капитан Миронов послал рулевого на нос теплохода, а сам встал к рулю.

При движении под мост нос «Волго-Дона 12» благополучно прошел по мостом, а корма начала смещаться в сторону от оси. Все принятые меры со Шлюзового и «Волго-Дона 12» оказались безуспешными. «Волго-Дон 12 без балласта не управлялся, и не мог погасить инерцию и «Волго-Дон 12» рубкой задел мост, который стал смещаться вместе с теплоходом. Капитан Миронов кинулся на выход из рубки, но в это время пролет моста обрушился на рубку и правый край надстройки теплохода, смяв каюты на втором этаже.
Жена электрика погибла в своей каюте, а капитана прижало железом к палубе, а
«Волго-Дон 12» с мостом на надстройке продолжал буксировать Шлюзовой. По распоряжению диспетчера «Волго-Дон 12» вместе с мостом отбуксировали к причалу порта на Волге. Капитана освободили из под железа с помощью сварки. Ему придавило грудь и обе ноги.

По счастливой случайности на мосту был только троллейбус с людьми, и водитель троллейбуса сумел вовремя среагировать, и остановил  троллейбус за пять метров до обвалившегося пролета моста.

В дальнейшем разбирательстве разных комиссий этого случая во всем был признан виноватым капитан Борис Миронов, а санэпидстанция,  побоявшись ответственности за серьезнейшие последствия этого дела, трусливо отказалась от своего, отданного приказа о запрещении брать балласт. В дальнейшем, уже после того, как нашелся единственный виновник Борис Миронов, расследование показало, что приказ такой был, но санэпидстанция осталась без наказания. Надо сказать и то, что капитан никого не винил, кроме себя, а следствию этого было достаточно, хотя обвинение только одного капитана весьма спорное.

На капитана Бориса  Миронова хотели завести уголовное дело, но учитывая то, что ему ампутировали одну ступню и он остался инвалидом, уголовное дело закрыли.
Можно ли было избежать навала на мост? Наверное, можно. В таких серьезных  маневрах огромного теплохода без балласта во всей мировой практике используют два буксировщика с носа и с кормы, или с кормы отдают якорь, если нет подводных кабелей, и с якорем выводят теплоход на чистое место.

Мост через какое-то время сняли с «Волго-Дона 12», и теплоход увели на буксире в Городец, где его целый год ремонтировали. Мост поставили на свое штатное место.


Рецензии