Изнанки

(не редактировано. Прошу не исправлять ошибки. Их здесь много и текст сырой. Однако вряд ли скоро появится желание и силы его править. Делюсь ради друзей. Не как литературой. Скорее как непозволительно большим комментарием о 90-х)

Я живу в многокваритирном скворечнике в городе Донецке. «На пятом этаже, там где луна». В самом сердце типового бруса. Живу у ворот радуги - после каждого дождя двойная арка вздымается над противоположным зданием: храмом ветров, ах Аргульес.
Мне было 14. И уже целых 5 лет плела бисер, делала кожаные браслеты и шила кольца из бархата. В школе считалась крутой чувихой: даже мальчики выпрашивали у меня браслеты. Поносить!
На проспекте Театральный в первом этаже углового здания притаился магазинчик мастеров. Настоящий. Там были написанные желтком иконы. Серебро. Холодный и горячий батик! Вышивки. Смолы. Кожа! Такая, которая делается в технике пластики, и та, что проходит обжиг. И, особенно крутая, изготовленная с использованием прессов и форм, с тонировкой и затиркой. И даже как в моих браслетах – плетеная.
Мой папа, уже матерый волк-художник, завсегдатай всех донецких выставок, концертных залов, закрытых джазовый и литературных тусовок…
Донецк в 90-е был настоящей культурной столицей. Уже в начале 90-х, сразу после распада СССР в одном из переулков, в подвальном помещении размещалась постоянно действующая выставка ипрессионистов! В отдельном зашторенном зале, обставленном по последней моде новенькими стульями, была постоянная экспозиция слайдов Дали.

В 1989 году с международной выставкой Экспо Донбасс начинается недолгий культурный всплеск города. Грандиозный размах. Массовая реклама. Шикарная доселе невиданная полиграфия толстых журналов.

У входа толкучка. Даже по пригласительным сложно попасть…
- Наташа, я здесь! – окликает мою маму Вася. Похититель женских сердечек, фотограф и просто красивый молодой человек с модным хвостиком черных волос.
Фойе. На левой стене огромное давящее полотно. Глазунов, Глазунов… Я уже слышала это имя раньше. В перестройку оно громыхало первым. Монументальная «Вечная Россия». Мне тогда казалось метров 10 в высоту. Хотя ее настоящий размер около трех на шесть метров.
Дальше, огромный зал с необычайно высоким потолком. Павильоны с шахтным оборудованием, машинами… И картины. Машины и картины. Картины и машины.

Выставка моего папы Владимира Шатунова занимает почти весь южный периметр первого этажа. Единственный Донецкий художник на таком грандиозном мероприятии. Казалось вот она, пришла слава. Его недавно избили бандиты в пагонах. Синяки покрывают добрую половину тела, смещен шейный позвонок (немного позже ему его вправят, но пока о тяжести полученной травмы он даже не знает). На адреналине и энтузиазме, на распухших ногах, через сильнейшую боль он каждый день идет на выставку и встречает посетителей… Первая выставка в жизни художника-авангардиста. Коллажиста уникальной техники. Первая возможность показать свои работы. Первые надежды, что это только начало новой, свободной творческой жизни… Забегая вперед, скажу. Уже в 96 все надежды творческих людей СНГ безнадежно растаяли. А в Донецке в начале 2000-х были окончательно похоронены под топливно-сырьевым экономическим ростом, фундаментальным футболом, рынками, и за дверями закрытых промышленных компаний.
Но вернемся к Экспо-90.
Дни открытия – это бесконечный непрерывный поток посетителей. Разношерстого, по большей части нищего населения, с удивлением и опаской вступающего в новый и незнакомый антураж. А в магазинах маргарин и курочки буша. Нет обуви и мыла. За туалетной бумагой и зеленым горошком ездят в близкий Ростов… Очень скоро и этой свободы не будет.
Совсем недавно, робко, творческую прослойку сплотил подвальчик Андеграунд. Вдохновил, освежил, обнадежил… А сейчас грянул ЭКСПО!
Приехали в основном немцы.
Экспо затронула мое 10-ти летнее воображение и покорила силой и мощью. Спасательные подушки для завалов и землетрясений… Многие павильоны оснащены видеоаппаратурой и идет непрерывный фильм об объекте или технологии… Тоненькие, резиновые, кажется такие ненадежные, они выдерживают давление изнутри и снаружи в сотни тонн… А ведь недавно нас потрясла трагедия землетрясения в Армении… Донецк принимал беженцев. Это была и наша боль. Мы еще помнили уходившие под землю дома, разбираемые вручную завалы, неделями не спавших людей до последней надежды искавших выживший – мы были словно приклеены к синему экрану, боясь пропустить каждое важное Спасение!… Трагедия произошла 7 декабря 1988 года в 10 часов 41 минуту по московскому времени. В эпицентре оказался город Спитак. Толчки составляли до 10 баллов по шкале Рихтера. Если бы тогда эти подушки… Ведь эти удивительные штуки были!
Но вернемся к Экспо. Кислородные баллоны, портативные сейсмо счетчики, отечественное оборудование для определения радиационного фона, аптечки, специальное питание… Продукт печального страшного опыта Чернобыля (Трагедия в Припяти произошла в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в в 23 минуты второго утра, подсказывает Вики).
У моего отца много работ в павильоне. Но переходя из зала в зал, от павильона к павильону, останавливаясь у демонстрационных экранов и снова возвращаясь на его этаж я видела сердцем только две: «Время» и «Эхо войны»… Эхо бескровно проигранной внутренней и внешней войны...
Но вернемся к самым первым дням Экспо-90. Радушные, чистенькие иностранцы внимательны и бережны… К нам ощутимо относятся как к недавно перенесшим сильную болезнь. С вежливой предупредительной, но ненавязчивой заботой… К каждому индивидуально, будто бы кто-то вообще важен…
А какое это было событие для детей и подростков! Пока пройдешь один зал, вся твоя одежда будет обцепляна значками и уклеена красивыми яркими наклейками. Из ниоткуда внезапно появляющиеся руки оставляли на нас заветные подарки. А когда лепить было некуда – давали в руки. Брелоки, наклейки, проспекты… Детвора специально ходила туда сюда, в надежде получить еще один реквизит, а потом поменяться.
Один брелок я особенно полюбила и долго берегла. Это была золотистая миниатюрная копия керосинового шахтного фонарика. Увы, но его у меня укала подруга в институте. Девушка из особого города, с говорящим название Антрацит! Я думаю, ей он и сейчас так же дорог, как и мне.
Продолжая прогулку по павильонам Экспо… Гигантские ошеломляющие почти бесшумные машины. Буровые, строительные, транспортные. Их мощь и красота трудовым маршем отдаются в каждой клеточке тела, мозга, памяти…
- А у нас есть одна такая машина. Мы теперь проходим с нею штрек не за месяцы, а за пару недель, но мы не делаем опоры как тут… - голос позади
Такая, это какая? Внутри вопрос. Какая такая? Такая же по технике? Или именно такая. А почему не делаете опоры. Но кто спросил? Как узнать в толпе говорившего…
Обвал. 40 погибли. Обвал. 60 погибли. Трагедия на шахте С. Две смены погибли… И так до середины первого десятилетия нового тысячелетия.
А машиностроительный завод, производящий шахтное оборудование в 1989 действительно открыли!
В 90-х многие шахты закрыты. Забастовки шахтеров. Предприятия готовят к ваучерному поглощению, снижая показатели рентабельности… Не так много мужчин с по-восточному очерченными глазами. Со стрелочками. Это шахтеры. Те, что только после смены. Они смоют этот невольный грим, а пока они усталые. И только после холодного шахтного душа…
Но вот Экспо! Мероприятие посвященное промышленной добыче угля. Надежда, что шахты откроют. Будет работа. Хороший заработок…
Сегодня, напротив Экспо, на  другом краю парка 15-летия ВЛКСМ, открыта частная постоянно действующая галерея Арт-Донбасс. Она занимает внушительное помещение непосредственно под памятником героям освободителям Донбасса. Раньше здесь был закрытый музей военной техники второй мировой. Сейчас, в 2019, большая ее часть уже 5-й год на позициях…
Экспо, экспо, экспо…
На территории выставочного комплекса транспортный контейнер миниатюрной столовой. В ней продают диковинные и в 90-х и сейчас нежнейшие ванильные сырки с изюмом во влажной бумажной обертке. А еще рис с жареной печенью. Так вкусно!
Вокруг комплекса размещены на постаментах самые тяжелые и внушительные экспонаты…

Среди нищеты, с проветриваемыми карманами культурный Донецк просыпается вдруг и ярко. Выставки! Везде выставки. В каждом павильоне, в каждом, позволяющем стенами и освещением зале. В обоих музеях. Если считать парой - длинною в добрых метров 300. Сейчас второй музей полностью продан под торговые помещения… Ведь он больше не нужен. А до нового тысячелетия там регулярно проходили выставки… Вот еще одно событие истории моего отца. В 1992 году, мой папа, сыгравший не последнюю роль в Донецком ренессансе 1990-2000, ярко прозвучавший на Экспо и теперь, при поддержке армейского друга, проводит свою вторую значимую выставку. Он занимает единолично весь музей на треть года.
Джазовые фестивали! от Измайлова до Шелклопера…
Гастроли российской Таганки!
В филармонии и обоих театрах еженедельные события!…
В музеях почти каждый месяц обновляются выставки!
В аудиториях вузов и библиотеках – поэтические чтения!
На бульваре – художники и мастера показывают и продают работы! (сейчас эта традиция возвращается)
Закрытые мероприятия для богемы на теле и радиостанциях, в кулуарах театров, мастерских, под крышами кастелов. Печатаются журналы, выходят проспекты… И главное люди пишут произведения – музыку, картины, стихи, прозу… К счастью, не все это погибло. Кое кто устоял. Стихи поэтессы Натальия Хаткиной еще в мои школьные годы стали частью обязательной программы в разделе Украинской литературы. Поэт и прозаик Иосиф Рухович занял заслуженное место в российской литературе. Композитор Владимир Шух, приобрел имя и почет еще при жизни. Не так давно умер в Киеве уже в эмиграции. Таких людей, покинувших город, можно насчитать в Донецке пару десятков. А остальные несколько тысяч… талантливых и ярких, оставшиеся здесь, сживаются…
Донецк сильный город. Мягкотелых и нежноорганизованных он не любит. А творчество – для тех, кто слабо сопротивляться жесткому социальному устройству.
В 1994 подвальчике на театральном проспекте продают работы мастеров. Продаются дорого, уважительно. Здесь время течет медленно и лениво. Будто обещая, что будет очень-очень долго мирное небо, тихие дни...
Мой папа, знаменитый донецкий художник привел меня к хозяйке. Я разложила свои работы. Она внимательно все рассмотрела. Похвалила. Поинтересовалась материалом… «Неужели это из обложек для книг? И каждый шнурок прострочен. О. Любопытно. Хорошо сплетено. Продолжай. У тебя хорошо получается… Я не возьму.»
Мне стоит упомянуть трех человек, внесших особый вклад в мою творческую деятельность. Друг, которого я встретила в сети в 2009. Мне было уже понятно,  что старую жизнь не вернуть, а из каких кирпичиков строить новую оставалось не ясно. «Твори!, - сказал он, - Это твоё. И в это твоё проявление силы и великого духа».
Другой человек - учительница труда в первом-третьем классах. Безымянная из-за моей плохой памяти. Она дала мне базовые знания практически во всех рукодельных техниках. Дала надежно и верно. Как бы я хотела ее поблагодарить! Сегодня я понимаю – это одна из важнейших встреч на моем пути.
И хозяйка магазинчика на театральном проспекте…
«У тебя плохие изнанки, - объяснила она мне отказ, - а в некоторых работах изнанок вообще нет». И она показала мне оборотные стороны работ разных мастеров.
Но их же не видно. Зачем? Для чего столько труда в том, что никто не увидит…
Поступив в университет - выбросила все материалы, в том числе и подаренные мне девушкой из США. Она считала меня подружкой. Я её – американкой. Ей было аж 28 лет. Я подарила ей кулончик из проволоки, и она искренне и с сердцем пообещала, что я буду замечательным мастером. Она его сохранила и через несколько лет. А я, «взрослая» институтка предложила ей его выбросить. Фигня же из проволоки… Одра Волдроп, я бы очень хотела найти тебя!
К творчеству возвращалась постепенно. Руки сами тянулись. Сначала бусы из бисера, бусинок. Потом, разбирая нитки немного ткачества. Без какой то особой причины начала вышивать широченный в 18 см пояс. И за полгода осилила. Это был действительно бесценный опыт и практика. Один раз одев я сильно повредила его и он ждал переделки. Не так давно, я приняла единственное верное решение: распороть. Свою роль он отслужил.
Продолжение наверно последует…


Рецензии
Ошибки? Да их практически не видно, не чувствуется.
Зато, проходя по этим строкам, как будто пропитываешься духом времени, ощущаешь все то, что так волновало автора, причем ощущаешь по-настоящему.
Да, это наша жизнь, которая, быть может, со стороны начинает казаться какой-то бессмысленной шелухой, но для нас даже сущие мелочи, случавшиеся в ней, имеют особый смысл.
И это очень хорошо чувствуется в, казалось бы, сумбурном повествовании. Впрочем, разве не таким было то время, о котором идет речь в рассказе?
Да и люди кажутся, словно живыми, как будто ты видишь их перед собой.
Прочитал, задумался, в душе сразу же - просто масса воспоминаний, обо всем, что было тогда, и размышлений о том, что будет сейчас.
Спасибо!

Сергей Макаров Юс   19.04.2020 17:13     Заявить о нарушении
Спасибо за такой ответ. Именно сейчас то прошлое стало таким ярким. Мы будто переживаем следующую волну. И наши воспоминания подсказывают как это было. А наши нервы вибрируют - как это будет. С тревогой. С постоянным ожиданием. С чувством, когда проснулся "дожили до этого дня - уже хорошо".
И да, мне всё это кажется как из вчера... Особенно запахи. Экспо пахло мазутом,и каким-то особенным запахом больших павильонов. Запах столовой, для персонала. Запах ванильных сырков. Наклеек. Рекламного проспекта... Да сотни запахов. Сотни ощущений.

Наталья Шатунова   19.04.2020 17:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.