Теория смеха от Панурга

- Всё очень просто, - сказал Панург. - Собственно, видов смешного всего два: гэг и благ. Гэг - это действие, благ - это трендёж. Ессно, блажь является подвидом блага. Блаженные почти не творили гэгов.
- Обидели юродивого, - проблеял Бузотёр, - отняли копеечку...
- Вот-вот... Далее: гэги делятся на гэги реальности и гэги экстраваганцы. Понятие "экстраваганца" ввёл гениальный Эдгар По. Часть его новелл содержит гэги, которые вполне можно устроить в реальности как настоящего, так и будущего. Если хорошо постараться или затратить большие средства. А есть гэги, которые никак не устроишь, если только не привлечешь какие-то мистические силы. Но скорее, эти гэги сами устраиваются в некой условной или сказочной реальности. Гоголевский "Нос" - яркий пример экстраваганцы в русской литературе. У Эдгара По это -"Без дыхания", "Знаменитость", "Черт на колокольне", "Коса времени", "Человек, которого изрубили в куски", "Не закладывай черту своей головы", "Ангел Необъяснимого". Заметь, я здесь не назвал новеллы, тупо относящиеся к комическому фэнтези, где всё логично объясняется, например, традиционной мифологией, дьяволом, чертями. В них экстраваганца содержится в виде элементов. И не только в них, а даже в научной фантастике или сатире Эдгара По.
- Я пытался читать "Черта на колокольне", - сказал Бузотер, - но не понял ни хрена...
- Вот-вот, из-за экстраваганцы этой... Кстати, "Ангел Необъяснимого" является своеобразной предтечей фильма-неэкстраваганцы "Москва 2017", что подтверждает идею о том, что По является родоначальником всех современных жанров... Собственно, когда героям присваиваются имена типа О`Болтуса или дядюшки Йейбогуса, или как у Барбарисова - Эритроцитов, Тромбоцитенко, Базофилян, Нормобластов - это тоже элемент экстраваганцы. Гэга экстраваганцы. Это не просто трендёж, а действие - присваивание имени. Значит - микрогэг.
- Ну, тогда и благ - это не что иное, как совокупность микрогэгов, - протянул Бузотёр.
- Именно! Хотя трендёж. Ессно, мы занимаемся с тобой только гэгами реальности.
Таким образом в основе теории смеха лежит следующая схема: Мера смеха опирается на три опоры - благ, гэг реальности и гэг экстраваганцы.
- А что со смехом в информационной и гибридной войне?
- Смех - это оружие, но оружие обоюдоострое. Можно получить обратный результат. Вот Чарли Чаплин возможно искренне верил, что борется с гитлеризмом, а в реальности лишь прикрыл зло дурацким колпаком, не ослабив его, облегчил отношение к нацизму в глазах мировой общественности, язви её в душу...
- А как ему надо было действовать? Сбрить усики? Или отрастить бороду?
- В смеховом режиме никак. Запустить смеховирус саморазрушения в Германию он бы не смог, т.к. та была отделена настоящим "железным занавесом". А не как СССР...
- А что сегодня в России?
- Смотри: когда мы высмеиваем врагов государства (т.е. партии власти), то получаем лицензию со свистом, патент без проблем. И даже если при этом мы будем надевать дурацкий колпак на саму партию власти, нам ничего не будет. Тем самым мы смягчаем отношение к ней. Но вот запускать вирус саморазрушения государства - значит раскачивать лодку вместе с противной (бяка) стороной.
- Не раскачивайте лодку - меня тошнит! - дурашливо заверещал Бузотёр.


Рецензии