Великий четверг, тайная вечеря...

Вели;кий четве;рг (греч. ;;;;;; ;;;;;;) (Страстной четверг, Чистый четверг, Великий четверток) — в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминаются Тайная вечеря, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии и совершил омовение ног учеников, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

***
16.04.20г.

Сегодня плачут небеса,
Идёт и тает - мокрый снег...
Предвидя Бога чудеса,
В страстной и чистый день - четверг...

Текут потоки снега с крыш,
Бегут ручьи, течёт вода...
Земля очистится, малыш,
И станут чище - Небеса...

Христос оставил - нам Завет,
Пример служения - воздав...
Любить друг друга - нести свет,
Во все века, во все года...

Став на колени, взяв кувшин,
Омыл он ноги - неспеша...
Тот, кто желает - стать большим,
Стать должен меньшим - навсегда...

Кто жизнь свою - готов отдать,
Всё - для спасения другим...
Тот может - большим в царстве стать,
Служа с любовью - ближним сим...

На тайной вечери - в четверг,
Он хлеб на части - преломил...
И в чашу Истины - вина,
Он всем апостолам - налил...

Ядите! - это плоть моя,
О хлебе сущем - говорил...
И пейте! - это кровь моя,
Ведь я её - за вас пролил...

Творите в память - обо мне,
И я пребуду - среди вас...
Примите Истину - во мне,
И я спасу вас - в смертный час...

Недолго мне - осталось быть,
Средь вас, мои ученики...
Уж близок, скор - мой смертный час,
И нелегко - мне уходить...

Не спите, будьте начеку,
Я помолюсь - в ночи за вас...
Один из вас - меня предаст,
Другой отринет - наяву...

Твори скорее, что хотел,
А вы не спите, бог велел...
Ночь коротка, но много стрел,
Желают смерти, дьявол смел...

Минует чаша же сия,
Меня - Всевышний, Мой Отец!...
Да будет воля, но твоя!
И я смиряюсь, наконец...

Вдруг шум в саду и стража в нём,
Иуда стражу проводил...
И целованием огнём,
Христа Иуда - предал им...

Борьба недолгою была,
Апостол Пётр - вынул меч...
Отсёк он ухо - воина,
Остановил Христос - же сечь...

Приставил ухо - исцелил,
Отдался страже - без борьбы...
И молча шёл - в Ершалаим,
Терпя насмешки и плевки...

А.В. Козак

Православие

В Великий четверг совершается литургия Василия Великого, которая вдвойне связана с Тайной вечерей (вообще, как всякая литургия, и, в частности, как совершающаяся в день ежегодного воспоминания об этом событии). В связи со значительностью вспоминаемого события, литургия имеет ряд присущих только ей особенностей:

Литургия совершается после вечерни («полные» (то есть с евхаристическим каноном) литургии совершаются таким образом только в Великий четверг, Великую субботу и навечерия (сочельники) Рождества Христова и Богоявления), в связи с этим древние уставы даже разрешали приступать к евхаристии не натощак.

Предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро. В России этот обряд совершается патриархом в Богоявленском соборе в Москве. Освящение мира в этот день связано с тем, что в древности крещение оглашенных совершалось в Великую субботу или Пасху.

После литургии совершается обряд «Умовения ног», напоминающий о том, что Христос на Тайной вечери умыл ноги апостолам. На практике обряд совершается только в кафедральных соборах (его совершает архиерей, который омывает ноги 12 священникам) и некоторых монастырях.

По византийской традиции совершается омовение престола, напоминающее о подготовке Петром и Иоанном сионской горницы к Тайной вечере.

В древности с литургией соединялись особые покаянные чины, в послевизантийской практике Афона и Русской Церкви в этот день совершалось общее елеосвящение.
В связи с особым воспоминанием Тайной вечери в этот день стремятся причаститься даже те христиане, кто сохраняет сложившуюся в синодальный период практику редкого причащения.

Общая трапеза после литургии имеет особый статус и чин, даже самые строгие уставы позволяют ради этого смягчение поста.

По народным повериям в этот день принято мыть и украшать жилище, красить яйца, печь куличи, купаться (отсюда «чистый четверг»).

Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмия поётся Аллилуйя со стихами. В Великие четверг и пятницу вместо Троичных тропарей троекратно поётся тропарь «Егда славные ученицы», напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из Двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства:

Тень уходящего во тьму Иуды зловеще падает на участников вечери
Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе.

Во время пения тропаря совершается по обычаю (отсутствующему в Типиконе) полное каждение храма и молящихся. После тропаря читается повествование о Тайной вечере в изложении Луки (Лк. 22:1-39).

В отличие от всех будних дней Великого поста, а также и предшествующих страстных дней (Великих понедельника, вторника и среды) канон утрени Великого четверга является полным, то есть содержит восемь песней.

По первым словам первого ирмоса канон Великого четверга обычно называется «Сеченое сечется». В тропарях канона, автором которого является Косма Маюмский, последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и, тем не менее, простёрший руку к евхаристическому Хлебу.

После девятой песни канона молящиеся коленопреклоненно поют троекратно ексапостиларий (светилен):
«Чертог Твой вижду, Спасе мой» (реминисценция притчи о брачном пире). Этот ексапостиларий уже исполнялся в три предыдущих дня, но именно в Четверг его символизм становится реальностью: по мысли толкователей, упоминаемый здесь чертог является горницей Тайной вечери, и христианам в последний раз перед участием в этой Трапезе предлагается ужаснуться собственной недостойности.

Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя.

Основной темой стихир утрени «на хвалитех» и «на стиховне» является неблагодарность и корыстолюбие Иуды, авторы пытаются проникнуть в помраченную душу предателя, чтобы выяснить, где причина его отступничества. Характерный пример — третья стихира «на стиховне»:

Нрав твой льсти исполняется, беззаконный Иудо: недугуя бо сребролюбием, приобрел еси человеконенавидение. Аще бо богатство любил еси, почто ко учащему о нищете пришел еси? Аще же и любил еси, вскую продал еси Безценнаго, предав на убиение? Ужаснися солнце, возстени, земле, и движащися возопий: незлобиве Господи, слава Тебе.

К утрене присоединяется последование первого часа, особенностью которого является чтение паремии из пророка Иеремии (Иер. 11:18-23 и Иер. 12:1-15). Паремия содержит жалобу Иеремии на его сограждан — жителей Анафофа, решивших убить пророка, и Божественный ответ о долготерпении и милосердии. Этот текст традиционно считается одним из ветхозаветных пророчеств о страстях Христовых.

Литургия

Литургия Василия Великого соединяется с вечерней, как в связи с временем вспоминаемых событий, так и по древнему обычаю, по которому литургия в важные постные дни совершалась вечером, то есть после разрешения поста. Поскольку литургия сама по себе вводит участников в основную богослужебную тему дня — Тайную вечерю, стихиры на «Господи, воззвах» (они же являются стихирами «на хвалитех» утрени) посвящены второй, не менее важной, теме — предательству Иуды.

Самой известной является последняя (входная) стихира, проводящая параллель между Иудой и неблагодарными израильтянами, роптавшими на Бога во время путешествия по пустыне:

Рождение ехиднов воистинну Иуда, ядших манну в пустыни, и ропщущих на Питателя. Еще бо брашну сущу во устех их, клеветаху на Бога неблагодарнии, и сей злочестивый Небесный Хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела. О нрава несытнаго, и дерзости безчеловечныя! Питающего продает, и Егоже любляше Владыку, предаяше на смерть; воистину онех сын беззаконный, и с ними пагубу наследова.

После вечернего входа и «Свете тихий» читаются три паремии:

Исх. 19:10-19 — Моисей готовит Израиля к предстоянию Богу на горе Хорив, в третий день Бог нисходит на гору и говорит оттуда с пророком;
Иов. 38:1-23 и Иов. 42:1-5 — Бог говорит с Иовом;
Ис. 50:4-11 — пророчество о страстях Христовых.

Уильям Блейк. Иов провидит грядущего Христа: «И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его»
При кажущемся многообразии сюжетов паремий они удивительным образом предваряют вспоминаемую в этот день Тайную вечерю.

Отрывок из Книги Исход напоминает христианам, что однажды народ Божий в страхе и трепете уже предстоял недоступному и непостижимому Богу, в то время, как на Тайной Вечери тот же самый Бог Сам снизошёл к апостолам и дал им Свои Тело и Кровь.

Вторая паремия напоминает, что после долгих богоисканий Иова и попыток построения теодицей его друзьями Бог Сам явился Иову и говорил с ним. В присутствии Его все вопросы и недоумения рассеялись: на вопрос Бога «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?»(Иов. 38:2) Иов отвечает: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5-6). Евхаристия даёт верующему возможность личной встречи с Богом.

Третья паремия представляет собой пророчество Исайи о страданиях и торжестве Христа: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50:6)…Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем» (Ис. 50:10)

В следующем за паремиями апостольском чтении (1Кор. 11:23-32) верующим напоминается о том, к какому великому и страшному таинству они дерзают приступать. Евангельское чтение Великого четверга включает в себя Мф. 26:1-75 (со вставками Лк. 22:43-45 и Ин. 13:3-17) охватывает следующие события:

- планы первосвященников убить Иисуса,
- вечеря в Вифании и помазание Иисуса миром,
- планы Иуды о предательстве
- умовение Иисусом ног учеников,
- собственно Тайная вечеря,
- предсказание об отречении Петра,
- молитва в Гефсимании,
- арест Иисуса и предательство Иуды,
- суд синедриона над Иисусом и Его избиение,
- передача Иисуса синедрионом Пилату,
- отречение Петра.

Особенностью собственно литургии является исполнение особого песнопения «Вечери Твоея тайныя» вместо Херувимской песни, причастного стиха, «Да исполнятся уста наша» и во время причащения мирян.

Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем.


Доп. инфо:

Тайная вечеря https://youtu.be/xhJF-yKabJM

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ (Леонардо да Винчи)https://youtu.be/d4V9y-ZnYzI

Тайна Кода Да Винчи Что зашифровано в Тайной Вечери? Секреты Ватикана Документальные фильмы 2016 https://youtu.be/Jtv0ytfFl8s

Мост над бездной" Паолы Волковой. Выпуск 18. Сальвадор Дали "Тайная вечеря" https://youtu.be/J5QvJuTYYZk


Рецензии
Доп. инфо:

Тайная вечеря http://youtu.be/xhJF-yKabJM

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ (Леонардо да Винчи)http://youtu.be/d4V9y-ZnYzI

Тайна Кода Да Винчи Что зашифровано в Тайной Вечери? Секреты Ватикана Документальные фильмы 2016 http://youtu.be/Jtv0ytfFl8s

Мост над бездной" Паолы Волковой. Выпуск 18. Сальвадор Дали "Тайная вечеря" http://youtu.be/J5QvJuTYYZk

Александр Козак   16.04.2020 15:40     Заявить о нарушении