Чахоровские

Чахоровские


***

Компиляции

Примечание.

Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.

В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Татары ВКЛ

Чахоровский Муса

***

Татарам удалось сохранить свои традиции и в Литве, и в Польше, где они продолжали учить своей религии и строить мечети.

Как сказал представитель муфтията Польской Республики Муса Чахоровский (Musa Czachorowski), «мусульмане живут в Польше 600 лет, и польский закон никогда не требовал от нас действовать против правил Ислама».
Живя в немусульманской стране, польские татары, естественно, впитали в себя окружавшую их культуру и до некоторой степени ассимилировались.

Например, польско-литовские татарки никогда не покрывают голову или лицо.

«Хотя в мечети я сижу среди женщин, дома у нас равноправие», †говорит Дженнета Богданович.

Влияние заметно и в архитектуре.
Деревянные мечети в Крушинянах и соседних Бохониках внешне почти не отличаются от католических и православных храмов — разница только в полумесяце вместо креста.

Новый путь польских татар
http://islam.com.ua/


***

Очерки истории польских татар представлены также в биографической
поэме Мусы Чахоровского – польско-татарского автора, родившегося в 1953
году в Польше, в городе Вроцлав:

Был я мальчиком одиноким, тихим. Школьные друзья говорили обо мне:
«Китаец», «Монгол», «пинг-понг»... После этого я спрашивал маму, почему
они так говорят? Ведь я не китаец.

Моя семья происходит из пленников татарских, полоненных в венской экспедиции польского короля Яна III Собеского в 1683 году.

Другая ветвь нашей семьи – из древнего мазовецкого шляхетского рода с татарскими корнями из Литвы XIV века.
Моих татарских предков поселили на королевские земли, вскоре они ассимилировались, приняли христианство. Ах, седое беспамятство!
Как только я родился, я знал с первого дня: я иной, я – татарин!

В данном случае «татарин» является, прежде всего, поэтическим конструктом, героем, который, помня историю своего народа, живет в мире снов и татарских сказок. Это герой, который бежит от истории и находит свое «я» в географии.

Он «дитя степей».
Дитя степей…
Тополя и вечно голубое небо – это все останется во мне
навсегда...

В стихотворениях Мусы Чахоровского центральной фигурой является степь.
Поэзия автора Одиночества – это проекция личных воспоминаний, переживаний, эмоций.

Степь является в его произведениях внутренним миром лирического героя – символизирует экзистенциальную тоску, какую-то неопределенную печаль...

Всё чаще возвращаюсь в гнедокожую степь
где в избе реки
располагаются белые крылья юрт
Там всего начало
Вижу мальчика, спящего в траве,
гнедая кобыла дяди Настика
несёт его полем
между кладбищем и струёй
(…)
Мальчику снятся луг и конь
едет куда-то возле струи
и даже не знает, как сильно постарел
он и дом и этот конь

Некуда по сути ехать
всё настолько далеко
что ничего уже не слышно
лишь ещё эта степь
(Только)19

Лирические герои татарских авторов – это символы, архетипы. Они могут
приобретать форму древнего шамана, преданного Богу суфия, туркестанского басмача, польского улана, современного европейского мусульманина и т.д. Они легко  перемещаются во времени и пространстве, но их душа постоянно проживает в далекой степи, среди древних алтайских кочевников. Там лирические герои рождаются и туда же возвращаются, чтобы умереть. В качестве примера можно привести строки из стихотворения М. Чахоровского

Похорони меня...

***


Похорони меня в степи, внук
среди татарских коней
с их гордыми когда-то гривами и хвостами
с твёрдыми как камни копытами
там где очередной весной
выходят табуны на свежие пастбища
чтобы я мог безустанно путешествовать
всё мне мало этой степи
моё сердце оставь в Солечниках
и закопай под облепиховым кустом
его тебе покажет папа.

http://journals.pan.pl/Content/83457/mainfile.pdf

***

Чахоровский Муса (польск. Musa Czachorowski) – родился в 1953 году
во Вроцлаве в ассимилированной семье потомков древних татар. Главный ре-
дактор «Татарского обзора» («Przegld Tatarski»), сотрудник литовского жур-
нала «Литовские татары» («Lietuvos totoriai»), член Союза татар Республики
Польша и Польского Мусульманского религиозного союза. Его поэтический
сборник Na zawsze (Навсегда) был издан в 2008 году на польском и русском
языках. Кроме того автор опубликовал на польском языке ряд сборников по-
этических произведений: Nie-agodna (1987), Ile trwam (1988), Chodny listopad
(1990), Dotknij mnie (1998), W yciu na niby (2006), Samotno (2008), Rubajaty
stepowe (2009), Poza horyzontem (2010).

http://journals.pan.pl/Content/83457/mainfile.pdf

***

Художественная литература потомков татар Великого княжества Литовского нуждается в культурном переводе.

И что интересно, ни исследование истории социально-политических отношений поляков, белорусов и татар на территориях Великого княжества Литовского, ни анализ истории культуры восточноевропейских татар не решают полностью этой проблемы с позиций истории литературы.

Однако татарская литература, как и любая другая, этой тематикой не ограничивается.
Кроме того, не только этой тематикой определяется оригинальность и высокий художественный уровень литературных произведений восточноевропейских татар.

Знакомясь с поэзией
Станислава Кричинского,
Селима Хазбиевича,
Мусы Чахоровского,
Феликсаса Якубаускаса,
Александраса Вильчинскаса или Адаса Якубаускаса…

http://journals.pan.pl/Content/83457/mainfile.pdf





Чахоровский Станислав

***

Станислав «Свен» Чахоровский
(польск. Stanisaw Czachorowski, псевдоним Свен, 13 ноября 1920, Варшава — 26 ноября 1994, там же) — польский актёр, поэт и прозаик.

Принадлежал к поколению Вспулчесности (по названию варшавского журнала, 1956-1971), или поколению 1956 года.

В годы гитлеровской оккупации выступал под псевдонимом Свен.

В 1942—1944 годах вместе с Мироном Бялошевским организовал подпольный Театр Свена.

После войны закончил театральную студию, выступал в театре с Юлиушем Остервой.

Играл в театре Ольштына (1946), в Театре Повшехном в Варшаве (1946—1947) и др.

Дебютировал как поэт в 1947 году. Жил в Кобылке (1947—1955), затем в Варшаве.

В его доме в Кобылке собирались М. Бялошевский, Е. Фицовский, другие поэты и литературные критики.

Творчество

Поэзия Чахоровского отличалась оригинальным синтезом поэтики польского авангарда и барокко в соединении с демонстративным антиэстетизмом предметов и героев его балладной лирики (люмпены, нищие, евреи и др.) и, нередко, строгой сонетной формой их презентации.

На стихи Чахоровского писал музыку В.Лютославский.

Публикации

Ani literatura, ani ja (1958)
Biae semafory (1960)
Owoc z moich piaskw (1961)
Czas dla czowieka (1964)
Planeta cykuty (1966)
Summa strony sonetu (1967)
Pejza Gnojnej Gry (1968, рассказы)
Klczniki orionskie (1972)
Wieczerza ludzka (1972)
Autogilotynki (1997)
Czerwony odpust (2006, поэма)

Ссылки

Marx J. Legendarni i tragiczni: eseje o polskich poetach przekltych. Warszawa: Wydawn. Alfa, 2002
Siewkowski M. Poetyckie wiaty Stanisawa Swena Czachorowskiego. Toru: Wydawn. Adam Marszaek, 2004

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_




Чахоровский Юзеф

***

…26 апреля 1771 года Юзеф Сава-Цалинский был разбит русскими в бою под Шреньском и получил тяжелое ранение. Был поднят товарищами и укрыт в лесу, но на другой день был пленен русскими. Был доставлен в Пшасныш и Варшаву, где в начале мая скончался от потери крови. После смерти Юзефа Цалинского командование над его отрядом принял Юзеф Чахоровский, избранный маршалком вышеградским.

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_





Воеводская КГМ – УВД в Быдгоще

***

Заместители коменданта – начальника по безопасности – службе безопасности:

ЧАХОРОВСКИЙ Адам (Czachorowski Adam) (1 ноября 1981 – 8 февраля 1990 г.), полковник;





Таможенники России и Польши почтили память советских солдат

***

Должностные лица Калининградской областной таможни вместе с польскими коллегами традиционно возложили венки и живые цветы к памятникам советских воинов, погибших во Второй Мировой войне.
Как сообщили в пресс-службе Калининградской областной таможни, совместную делегацию представили: заместитель директора таможенной палаты г. Ольштына Рышард Худы, начальник таможенного поста «Голдап» Мариан Добжицкий, начальник таможенного поста МАПП Гусев Сергей Шаповалов, должностные лица Калининградской областной таможни. Вместе они  посетили кладбище, на котором захоронено 352 советских воина, расположенное в 5 километрах  от города Голдапа в поселке Вронки, где торжественно возложили венки.
Затем таможенники двух стран проследовали в польский город Гижицко к мемориалу и захоронению советских солдат, также отдавших жизнь за победу в ходе Великой Отечественной войны. В возложении цветов кроме  российских и польских коллег приняли участие вицебургомистр города Павел Чахоровский и полковник в отставке Гжегош Пашкевич.


Рецензии