Психологические кризисы

В течение своей жизни человек проходит через несколько возрастных психологических кризисов.
Понятие «кризис» имеет несколько значений, разнящихся в разных отраслях знания. В психологической науке «кризис» - это временной период  жизни человека (как взрослого, так и ребенка), связанный с тем, что для нормального продолжения дальнейшей жизни человека и его развития данному человеку необходимо изменить свое поведение; также «кризис» - это происходящие в психической сфере человека изменения, обусловленные именно данной необходимостью менять свое поведение. Причем данная необходимость изменения своего поведения связана не столько с изменением окружающего мира, сколько с изменением самого человека, по крайней мере, на первых (детско - юношеских) этапах развития  Изменения окружающего мира также могут  иметь место, но они, на наш взгляд, на первых (детско - юношеских) этапах развития  не носят определяющего характера. Определяющий характер изменения окружающего мира могут  иметь на взрослых этапах жизни, но на этих этапах человек может уже сам осознанно менять свой внешний мир.
Кризисы у детей более выражены во внешнем плане и более «сконцентрированы» во времени, т.к. с взрослением скорость развития психической сферы замедляется.
Кризис новорожденности в данной статье не рассматривается, т.к. данный кризис не является психологическим кризисом в чистом виде, а имеет скорее биологические (физиологические) причины.
Кризис одного года, по нашему мнению, связан с появлением у ребенка новой «опции»  - освоения основных видов самостоятельного перемещения в пространстве (ползание, ходьба). Появление данной возможности у ребенка приводит к тому, что  ребенок в процессе познания окружающего его мира может самостоятельно добираться до всех предметов, которые находятся в пределах его досягаемости. Данные предметы, однако, могут нести потенциальную опасность для жизни и здоровья ребенка, которую сам ребенок осознать, конечно же, не в состоянии. В данной ситуации ребенок начинает сталкиваться  с первыми запретами со стороны родителей и других взрослых. Противоречие между желаниями ребенка познавать окружающий его мир в полной мере и запретами со стороны взрослых, связанных с потенциальными опасностями для жизни и здоровья ребенка, и приводит к данному психологическому кризису, т.е. к противоречию между желаниями ребенка и запретами со стороны взрослых, что и приводит к необходимости для ребенка менять свое поведение (кризис, как мы помним - это период жизни, связанный с необходимостью изменения своего поведения).
Еще одна особенность данного психологического кризиса связана с тем, что, на наш взгляд,  именно в возрасте одного года ребенок вплотную подходит к т.н. «зоне ближайшего развития» (ЗБР). Данная особенность детерминирует необходимость изменения поведения не только ребенка, но и необходимость изменения поведения родителей и других взрослых людей, окружающих ребенка. Из посредников в общении ребенка с окружающим миром, окружающие ребенка взрослые должны становиться помощниками в познании окружающего мира. В игнорировании данной необходимости и находятся, на наш взгляд, истоки дальнейшей несамостоятельности ребенка, истоки его дальнейшей инфантильности во взрослом возрасте и истоки т.н. «обученной (выученной) беспомощности».
Следующим психологическим кризисом является т.н. «кризис трех лет». В обыденном сознании данный психологический кризис связан с хрестоматийной фразой «я сам!» («я сама!»). Если кризис одного года связан с противоречиями между желаниями ребенка познавать окружающий его мир в полной мере и запретами со стороны взрослых, связанных с потенциальными опасностями для жизни и здоровья ребенка, то кризис трех лет связан с несоответствием (неадекватностью) между желаниями ребенка познавать окружающий его мир и его возможностями познавать этот мир. Данное несоответствие (неадекватность) и приводит к дальнейшей необходимости для ребенка менять свое поведение. Так же одной из причин данного кризиса является не только установление определенных запретов, но и применение наказаний ребенка за нарушение данных запретов.
Кризис трех лет - это важнейший период для начала развития самостоятельности и активности ребенка, выработки его морально - волевых качеств. На данном этапе очень важно избежать гиперопеки со стороны окружающих ребенка взрослых.
«Кризис семи лет» связан, конечно же, с выпуском ребенка из дошкольного образовательного учреждения и поступлением его в новое образовательное учреждение - школу. Поступление в школу связано с появлением новых обязательных занятий в жизни ребенка - посещение уроков, выполнение домашних заданий, участие во внеурочной и внешкольной деятельности. Противоречие между старыми («детсадовскими») привычками и необходимостью новых обязательных занятий и необходимость соответствующего изменения поведения и составляет сущностную характеристику кризиса семи лет.
Кризис семи лет - это важнейший период для начала приобретения необходимых знаний, а также, что, на наш взгляд, еще более важно - необходимых навыков и умений (чтение, письмо, счет и др.) и для дальнейшего развития самостоятельности и активности. Школа, на наш взгляд, дает очень много знаний, неприменимых или малоприменимых в жизни и очень мало навыков и умений, необходимых в практической повседневной жизни (однако данный проблемный вопрос уже выходит за рамки нашей статьи и должен являться темой отдельного исследования).
Подростковый кризис в обыденном сознании связан с хрестоматийным словосочетанием «переходный возраст». Основной потребностью подростка на данном этапе является потребность в признании его взрослым со стороны окружающих людей. Основным противоречием данного психологического кризиса является противоречие между потребностями подростка и невозможностью их удовлетворения в силу пока еще недостаточного общественного и культурного развития. Отсюда и происходит подражание подростка внешним признакам взрослости и девиантные (отрицательные) проявления в поведении (курение, употребление спиртных напитков, ранние половые контакты и т.п.).
«Кризис четверти жизни» («кризис вступления в раннюю зрелость») связан, на наш взгляд, с окончанием школы, вуза или ссуза, отрывом от родителей, вступлением в самостоятельную «реальную» взрослую жизнь, необходимостью поиска работы, необходимостью выбора  постоянного полового партнера и создания семьи, рождения детей и обеспечения близких. На данном этапе человек осознает, что «реальная» взрослая жизнь, жизнь без родителей оказывается, совсем не такая легкой и прекрасной («розовой»), какой она представлялась в школьном и студенческом возрасте. Таким образом, основным противоречием кризиса четверти жизни является противоречие между представлениями о взрослой жизни в школьном и студенческом возрасте и самой «реальной» жизнью.
Основное противоречие «кризиса 30 лет» связано с  оценкой уже достигнутого и еще планируемого и затраченными усилиями. На данном этапе развития человек начинает корректировать свои планы, цели и задачи.
Кризис среднего возраста (кризис середины жизни) является, пожалуй, самым известным психологическим кризисом. Кризис среднего возраста связан с тем, что человек осознает, что жизнь сложилась совсем не так, как человек планировал в детстве, юношестве и в молодом возрасте, что детские, подростковые, юношеские ожидания, желания и мечты не исполнились. Часто бывает, что если еще имеется желание радикально изменить свою жизнь, то для этого нет сил и возможностей, и, наоборот, если еще имеются возможности и силы для радикального изменения жизни, то уже отсутствует желание. Связано это как с субъективными (снижение физической активности и нагрузок), так и с объективными (естественными) физиологическими (биологическими) причинами. Среди последних причин - постепенное старение («изнашивание») организма, снижение уровня обмена веществ, снижение гормонального уровня, объективное снижение выносливости и других физических качеств. Внешними признаками этого являются появление жировых складок, появление морщин,  облысение и т.п. На наш взгляд, данные внешние признаки еще больше усиливают проявления кризиса среднего возраста. Кроме того, человек начинает осознавать, что молодость и молодые силы безвозвратно ушли, что собственные старость, дряхлость и смерть - это не какие-то далекие явление, а вполне реальные и главное - неизбежные факты. Человека все чаще начинает посещать страх смерти.
Еще одна особенность данного психологического кризиса связана с тем, что его дети покидают дом и отправляются в самостоятельную жизнь. Человек начинает ощущать внутреннюю пустоту и одиночество. Несмотря на снижение внешней привлекательности и востребованности у противоположного пола человек начинает искать связи на стороне, изменять своему супругу. «Отдушину», на наш взгляд, человек может отыскать в воспитании внуков.
Чуть более отдаленной во времени особенностью  является прекращение активной трудовой деятельности и выход на пенсию.
Таким образом, основным противоречием кризиса среднего возраста (кризиса середины жизни) является противоречие между представлением о жизни и ее планированием в  детстве, юношестве и в молодом возрасте и  реальной жизнью человека, реальным положением вещей.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
Возрастные психологические кризисы - не просто необходимость, а важнейшее, ничем не заменимое условие для нормального продолжения дальнейшей жизни человека и его развития (качественного изменения). Главное в любом кризисе - его итоги, результаты. За отрицательными чертами поведения в кризисные периоды жизни скрыта положительная сущность психологических кризисов, заключающаяся в переходе к новой, качественно более высокой модели поведения. Кризис - одновременно и движущая сила развития и резкий скачок в развитии человека. Без изменения своего поведения человек просто не сможет продолжать дальнейшую нормальную жизнь и развитие. Люди растут и развиваются только через кризисы.


Рецензии