Закатала

С этимологической точки зрения слово «Закатала» — видоизмененная форма слова «заака тала», то есть «долина саков». В начале VII в. до н. э., вышедшие из Передней Азии вместе с киммерийцами, саки (сааки) обосновались на территории Албании. Саакена уже превратилось ныне в Шеки, например. Племя сааков не было единственной силой, выбравшей себе эти края в качестве второй родины, — эта территория, с ее обильными природными богатствами, плодородными почвами и важным стратегическим расположением всегда находилась на острие интересов зарубежных сил и часто служила ареной военных схваток.

Город Закатала - центр одноименного района. Все дома в городе строились из местного речного камня и обожженного кирпича, красились они стандартно и очень напоминают дома в провинциях Западной Европы. Европу напоминают и масштаб и ухоженность улиц — из-за того, что нет высоких зданий из стекла и бетона и загруженных дорог, а также благодаря цветочным клумбам и деревьям, растущим повсеместно, здесь чувствуешь себя уютно и спокойно.

В центре Закаталы поражает платановая аллея — целый ряд очень древних чинаров, некоторым из них около 800 лет. Эти деревья, будучи свидетелями многих исторических событий, всем своим видом показывают пример кавказского долголетия и мудрости.

Закатала издавна являлась щитом на пути продвижения захватчиков в глубь Кавказа. Неудивительно, что в этом районе старинные форты и крепости расположены плотнее, чем в других районах региона. Здесь находится 108 историко-культурных памятников как регионального, так и республиканского значения, и большинство из них представляют собой именно крепости и оборонительные сооружения. В селе Юхары Чардахлар высится построенная на скале крепость Пери кала (V в.). Другой древний памятник (V—VII вв.) — Загатальский вал. Его руины частично сохранились на территории от Грузии до Шекинского района. Он был возведен когда-то Сасанидами для защиты от кочевых племен. Типичный образец оборонительных башен Закатальского района и сторожевая башня в селе Кебелоба. Две другие башни в селе Кебелоба, а также башня Чингиза в селе Джар датируются XIV в., сторожевая башня в селе Пашан — XIII в., а башня в селе Ахахдере — XII в.

Еще один интересный закатальский памятник — Арматай кала. Согласно легенде именно здесь в 65 г. до н. э. произошла битва, во время которой албанские войска наголову разбили римский легион под предводительством Помпея.

Самое молодое из оборонительных сооружений района — Закатальская крепость, построенная российским царским правительством в 1830 году и ставшая его главным опорным пунктом в долгой борьбе с народом, чей боевой дух противостоял завоеванию. Крепость была оснащена пушками и гарнизон содержался в ней. Закатальская крепость была основным опорным пунктом крестьянских выступлений против Царской власти. Кстати, именно сюда заточили матросов с мятежного броненосца «Потемкин», а одному из участников корабельного мятежа — С. Демашко в местном парке был установлен памятник.

Закатальская крепость как объект культурного наследия находится под охраной государства. О деятельности революционных матросов в Загатальской крепости писатель Гылман Илькин написал роман «Восстание в крепости», позже также был снят художественный фильм под названием «Непокорённый Батальон».

Перевод названия с персидского, казалось бы, говорит сам за себя — «крепость феи». Однако, не совсем порядочные историки без всяких на то научных обоснований выдают данную Пери (P;ri) — имя правительницы, которая правила в этих землях еще до того, как они попали (на некоторое время) под влияние грузинской царицы Тамары, за свою соплеменницу. Этническая принадлежность Пери в их «научных»трудах уже напрямую зависит от того, к какому этносу относится сам автор. На самом же деле, этническая принадлежность предводительницы Пери подлинно не установлена и неизвестна истории. Условно памятник относится к IV—V вв. и считается зороастрийским храмом. Действительно, в Иране тоже встречаются храмы зороастрийцев, высеченные в скалах. Интересен сам портал храма — он резко выделяется на фоне дикой породы скалы. Вероятно, там зажигался огонь… В действительности то, что мы видим снаружи — это всего лишь маленькая часть того, что представляет собой это чудо архитектуры и человеческих трудов. Внутри скалы прорублены три зала, соединяющиеся переходами. Чтобы попасть внутрь, нужно обладать определенными навыками альпинизма, так как подход к башне представляет собой тоннель, уходящий вверх на несколько десятков метров, ступеньки в нем порушены и сообщение между комнатами также затруднено. Загадкой остается и то, как же все-таки строители вырезали здание в скале? Неизвестно, как рабочим удавалось трудиться на большой высоте «на весу», неизвестно также и как они оценивали размеры и масштабы будущей постройки. Поэтому остается только наслаждаться его красотой и мастерством древних камнетесов.

На самом деле совсем не обязательно быть историком или архитектором для того, чтобы захотелось побывать в этих краях. Тут красиво круглый год. Каждое время года в этом районе красиво по своему. Летом и весной вокруг все в зелени, а запах стоит такой, что хочется остаться здесь навсегда. Так же красиво и осенью, когда лес желтеет, затихает, но погода стоит еще теплая и от земли всё еще идет теплый запах прелых листьев и грибов. А зимы здесь просто сказочные.

В Закаталу можно приехать и за культурным наслаждением от памятников старины, можно совершить пешее путешествие по лесам — для любителей хайкинга здесь предостаточно хребтов разной сложности, и только от вашей фантазии зависят длина и сложность маршрута. Для приверженцев более стандартного отдыха в городе построено достаточно отелей и гостевых домов, также местные жители с удовольствием разместят вас у себя за небольшую сумму денег.

Однако стоит повидать еще некоторые интересные места в Закатальском районе. И славится Закатала не только рукотворными, но и природными памятниками. В 1929 году на южном склоне Главного Кавказского хребта был организован государственный заповедник «Загатала», площадь которого ныне составляет 23 843 га. Он включает не только территорию Закатальского, но и Балакенского районов. Здесь, в заповеднике, есть места, где приезжие могут отдохнуть и переночевать. Туристы любят посещать селение Джар, которое расположено в 6 км к северо-востоку от города. Это село знаменито своей крепостью Джингёз XVII века, а также аутентичным бытом и традициями. Это не просто красивый уголок местной природы, здесь сумели сохранить оригинальные, присущие именно этому региону архитектурно-строительные традиции и быт, создав для туристов и зону отдыха «Ляззят».

Возвращаясь к истории...

Территория Закатальского округа составляла некогда часть Кавказской Албании, после её распада вошла в состав Грузии. Местное албанское население было обращено в грузинское православное вероисповедание кахетинской царицей Данарой. В начале XI века кахетинский царь Квирике присоединил Эрети к Кахетии. В XV веке грузинский царь Александр I Великий отдал Кахетию своему младшему сыну Давиду. Считается, незнаю насколько это исторически обоснованно, что в XV веке эти земли, в то время восточную окраину Кахетии, начали заселять прибывавшие из-за Кавказского хребта жители Нагорного Дагестана - представители андоцезских народов. Эту версию ещё нужно изучать историкам. В начале XVII века этому благоприятствовало разорение Кахетии Шах-Аббасом, сопровождавшееся истреблением и уводом в плен жителей, а также расселением в этой области татар.

Остатки прежнего иберийского населения, принявшие ислам, именовались ингилойцами (новообращёнными). Замечу, что на лезгинском языке  «инжил» означает  «Евангелие», в связи с этим, возможно, что грузинских христиан, перешедших в ислам, лезгины, в том числе и цахуры, называли  «инжилар», позднее в русском звучание превратившееся в «инголойцы». После окончательного своего утверждения в начале XVIII века закатальцы (несколько этнических групп со своими уникальными языками) и цахуры (лезгины) образовали несколько вольных обществ (союзов) — так называемые Джаро-Белоканские общества. После присоединения Грузии к России явилась необходимость обуздать своеволие джарских обществ и прекратить их набеги, что и было исполнено, в 1803 году, генералом Гуляковым. После нового возмущения в 1830 году земли джарских обществ были окончательно присоединены к Грузии, и из них была образована Джаро-Белоканская область, впоследствии — Джаро-Белоканский округ, к которому в 1844 году было присоединено Илисуйское султанство.

В 1860 году, Джаро-Белоканский военный округ был преобразован в Закатальский округ во главе с окружным начальником, временно подчиненный начальнику Верхнего Дагестана. 26 мая 1918 после распада Закавказской Демократической Федеративной Республики образуется Грузинская Демократическая Республика. Закатальский округ входит в состав Грузинской республики, но Азербайджан оспаривал это, мотивируя тем, что начиная с XVII века на этой территории живет и азербайджанский народ. 1921 г. — вооруженный конфликт, в котором участвовали: с одной стороны — грузинские большевики и части 11-й и 9-й Кубанской армий РСФСР, с другой — части вооружённых сил Грузинской Демократической Республики, закончился установлением советской власти в Грузии. В начале марта 1922 года решением Закавказского Бюро ЦК ВКП(б) из состава Грузии были выведены четыре района бывшего Закатальского округа бывшей Тифлисской губернии и переданы в состав Азербайджана. В этом большую роль сыграли те же закатальцы и цахурцы, дело в том, что представители РСФСР предоставили решающий выбор представителям дагестанских национальностей, местные старейшины просили войти в состав Дагестана, но представители комиссии, опираясь на имеющийся исторический опыт (бунты), не приняли этого варианта, тогда старейшины выбрали Азербайджан, объясняя свой выбор тем, что лучше быть вместе с мусульманами, нежели с христианами.

Вопрос: Откати сейчас назад историю, то повторили бы они такой выбор?

Из источников этническая картина вырисовывается такая:  «Белоканы упоминаются в исторических хрониках ещё в XII веке, в связи с деятельностью грузинских миссионеров Пимена Блаженного. По данным ЭСБЕ конца XIX—начала XX века Балакан населяли исключительно грузины и лезгины»[Белоканы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.].

(М-цев М.  «О джарджах и лезгинских племенах на Кавказе» СПб., 1858).  «Джары, происхождения лезгинского, никогда не переставали быть в дружественных и родственных сношениях со своими горскими соседями; владея некогда страною, они красивы, богаты и хорошо вооружены, отличаются умом, отвагою, гордостью, доходящей до раздражительности; нравы их по преимуществу военные; ведя непрестанную войну с грузинами, они умели, успехами своего оружия, сохранить независимость и внушить уважение соседям. Мугалы (большей частью этнические тюрки), прежние данники Джаров, большей частью Мусульмане, выселившиеся или по страсти к приключениям и хищничеству, или уклоняясь от преследований правосудия. Ингилаи (грузины)... образовались из военнопленных и переметчиков, давно подчиненных Джарам»

...«Из 47 тысяч жителей, по данным 1826 года, «коренные магометане, составляющие 2/3 народонаселения во владениях Чарских... суть лезгины»(Коцебу М.А. Сведения о джарских владениях. 1826 г. // Сборник документов. История, география и этнография Дагестана (ИГЭД). М., 1958. С. 263.). «Джарские лезгины» (Ган К.Ф. Путешествие в Кахетию и Дагестан // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Тифлис, 1902. Вып. 31. Ч. 2. С. 57-58).(Проекти сакартвелос териториис данацилебиса ахал саадминистрацио ертеулебад (олкебад). Тбилиси, 1920. С. 58-59 (на груз. яз.)) Эти же показатели содержатся и в досоветских работах исследователей. По их данным, в 1916-1917 годах на территории, позже вошедшей в состав Азербайджана, проживало около 116 тысяч  лезгин. В их числе «аварские лезгины»- около 50 000 человек,  «(кура) лезгины» - около 50 000 и «малые лезгинские народы»- около 16 000 человек (Велили (Бахарлы) Мамедгасан. Указ. соч. С. 11). Там же: «часть тюркского населения нагорной части северной полосы Кубинского, Шемахинского, Закатальского уездов суть отюреченые лезгины, узнаваемые как по типу, так и по употреблению в разговоре лезгинских слов»

По всесоюзной переписи 1939 г. население АзССР составило 3 205 тыс. человек, из которых численность собственно азербайджанцев - 1 870,5 тыс. По дагестаноязычным народам следующие данные: лезгины - 111 666 чел., авары - 15 740, даргинцы - 759, лаки (лакцы)  - 495, кумыки - 278, табасаранцы - 122, «прочие народы Дагестана»(большая часть - цахуры) - 6464. В Белоканском районе в 1939 г. официальные цифры: 5,4 тыс. аварцев и 6,2 тыс. лезгин. Тогда же в Закатальском районе было зафиксировано по переписи 1,7 тыс. лезгин, а в Кахском - 3,2 тыс.

Перепись 1970 года продемонстрировала рост нахско-дагестаснких народов по своей численности в Закаталах:  лезгины до 137,3 тыс., аварцы - до 30,7 тыс., цахуры - до 6,2 тыс. Эти данные уже противоречат уже более ранним данным переписи в Закатальском районе: «Но уже в двадцатых годах XX века в городе преобладали тюрки (азербайджанцы) — 55,8% и аварцы — 42,4%» [Перепись 1926 года]. Перепись от 1926 года есть в официальной вики. Уже с 1926 года, закатальцы официально стали обозначаться в переписях как  «аварцы» и в последующем закатальцы стали изучать в школах аварский язык в качестве родного языка. А автохтонный народ Закатальского округа - цахуры - куда-то вдруг исчез из последних советских переписей Закатал, и как этнос упоминается в истории советских Закатал всё реже и реже. Уже с 40-х годов XX века была заложена попытка полного исторического обнуления роли цахурского народа и его этноисторической значимости в регионе Южного Кавказа (Закатала, Белоканы, Иллису). Это имело под собой определённые политические мотивы. Искажение истории цахурцев происходило с двух сторон (ДАССР - АССР) и имело место даже сращивание интересов и целей политических элит, господствующих в обеих республиках. Политические заказы сыграли доминирующую роль в исторической науке. А жертвой оказались беззащитные малочисленные коренные народы юга Дагестана и севера Азербайджана, не только одни цахурцы, но и прочие малочисленные лезгинские народы, которые не имели (не имеют) особых (никаких, по сути) возможностей себя защитить от такого, объединённого с обоих сторон в некий тандем, научно-исторического произвола.

Также надо упомянуть тот факт, что в конце XIX века почти половину населения города Закаталы составляли армяне, что было связано с имперской политикой переселения армян из Персии и Османской империи на Южный Кавказ, но, в связи с известными событиями, в конце XX века здесь не осталось ни одного армянина. Сейчас Закатала - крупный туристический центр, здесь есть много гостиниц, и бакинцы любят отдыхать здесь зимой. Шеки-Закатальская (Закатальская) зона яляется заповедником. Половина территории района, особенно горная зона, покрыта лесами. Здесь отличные условия для экологического туризма. Путешествуя пешком или на лошади по туристическим тропинкам, можно наблюдать за поведением животных и птиц, живущих в заповеднике, делать фото- и видеосъёмки. Да и в целом Закаталу, расположенную на берегу реки Тала, благодаря ее климатическим характеристикам и красоте природы можно назвать настоящим курортом.

Историю Закатал нужно изучать цахурским ( в том числе и лезгинским) историкам, писателям, художникам, и всем творческим людям в том числе, причём изучать серьёзно, чтобы в комплексе изучения совместно восстановить подлинную историю региона. То, что сейчас нам преподносится не имеет, к сожалению, никакого отношения к настоящей исторической науке.


Рецензии