Теплоход Адастра 3. Порт-Судан

Продолжение. Начало - http://proza.ru/2020/04/14/1949

От захода в Николаев осталось и разочарование (очень уж короткая стоянка), и полученное персональное «снабжение»- спиртное, украинское сало, сырокопчёная колбаса, сухофрукты, свежие газеты. Денис Шемет, вернувшийся в компанию после отпуска, привёз с собой жёсткий диск, нафаршированный видеофильмами. «Жить стало лучше, жить стало веселее».

Рейс из Тамани в Порт-Судан утвердили, но швартовку под погрузку назначили через неделю, и мы встали на якорь в Черном море неподалёку от Керченского пролива. Воспользовавшись ситуацией, Женя Дворник, который стал третьим механиком и ответственным за состояние дизель-генераторов, взялся за моточистку первого «движка», как мы сокращённо-любовно называем ДГ. И Денис Шемет, и новый сварщик, и мотористы активно ему помогали, и за пять дней двигатель отремонтировали и обкатали.
 
Якорная стоянка продолжалась, появилось свободное время, которое ведёт иногда к глупым затеям. Вот и я решил попробовать просепарировать «сладж», находящийся в первом танке с тем, чтобы потом его использовать в дизелях. Помучились с настройкой самоочищающегося сепаратора и с его периодической полной разборкой. Из пяти тонн смеси получили около трёх какой-то субстанции, которую отправили в расходную цистерну дизелей и очень скоро об этом пожалели. Топливная аппаратура третьего дизель-генератора эксперимента не выдержала, пришлось перебирать все форсунки. Скорее всего, и на главном двигателе было бы то же самое, но с ним шутить было опасно. Наконец, встали к причалу. Связи с берегом после оформления прихода, практически, не было. Пшеницу грузили в мешках, и не быстро.

В рейс вышли только первого марта, так что и водку допили, и сало съели, и газеты все прочитали. Новый электромеханик, Дмитрий Половой, безболезненно влился в коллектив. Он оказался прекрасным парнем и классным специалистом. Без суеты, но очень быстро решил все накопившиеся в машине мелкие электрические проблемы, а с выходом в тёплые края взялся за профилактику грузовых кранов. Им предстояло хорошо потрудиться в условиях песчаных ветров и высокой температуры, на береговые краны мы могли надеяться, но не рассчитывать. Раз грузовые краны на борту есть, они всегда должны быть готовы к работе.

В далёкой молодости я в Борт-Судане был. Кажется, заходили на «Салавате» туда заходили, мы тогда все порты Красного моря обошли, но когда это было? Сорок лет назад? Смешно. Очень часто мы понятия тогда не имели о том, что за страна вокруг, особенно, если в город не ходили. Сейчас с этим стало много лучше, и уже в Суэцком канале, купив египетскую сим-карту, я отыскал всё, что можно было найти в интернете о Судане. Писали о нём удивительно мало, страна для широкой публики малоизвестна, туристами не обследована, хотя для любителей подводного плавания очень привлекательна, только не разрекламирована, не «раскручена».

«Порт-Судан - второй по величине город Судана. Это крупный порт на Красном море, построенный англичанами в 1905 году вместо старого порта – Суакина, которым стало невозможно пользоваться из-за кораллов (привет аквалангистам)! Сам город выделяется необычной для Африки «европейской» застройкой. Здесь два порта - сухогрузный северный Шамаль Мина и южный контейнерный Жануб Мина, где стоит огромный элеватор, построенный советскими специалистами в 1950-х гг».

О климате – «Так как Судан является самой большой страной Африки, то климат здесь очень разнообразен. На севере страны преобладает сухой климат. Дождей практически не бывает, особенно в летнее время. В центре страны летом часто идут дожди, и территория покрывается зеленью. Именно здесь расположен национальный парк, в котором обитает большое количество животных. Климат в центре страны скорее умеренный. На юге Судана климат жаркий и влажный с большим количеством осадков зимой и невыносимой жарой летом. Лучшее время для поездок в Судан – с ноября по январь.Температура воздуха зимой – около двадцати пяти градусов».

Так это курорт просто. Повезло нам, похоже. Читаем дальше.
«Экономическое положение. Судан - одна из самых слаборазвитых стран с низким уровнем развития экономики. Приоритет государство отдает развитию сельского хозяйства и промышленности. Быстрыми темпами развиваются телекоммуникационный и строительный секторы». В Википедию теперь кто угодно пишет, замучился ошибки исправлять. Но ведь и смысл тоже нужно править – если страна развивает промышленность, сельское хозяйство, строит дороги, дома, коммуникации, я бы такую САМОЙ слаборазвитой точно не назвал.

«Политическая обстановка. Стоит сказать, что Судан не совсем хороший выбор для проведения отпуска, так как он небезопасен благодаря межплеменным столкновениям, повстанческим действиям, террористическим угрозам. Все эти обстоятельства говорят о том, что большая часть страны просто непригодна для туризма».

Ну, мы не в отпуск туда, и ненадолго. Как бы то ни было, получше, чем Камерун, Нигерия, Конго или Гвинея-Биссау. Надеюсь, что уж здесь дизтопливо власти не будут клянчить. А пока что впереди был Египет, Суэцкий канал – тоже испытание, за торговцами сувениров и швартовщиками глаз да глаз нужен.

От канала, из которого мы вышли восьмого марта, до Порт -Судана ходу меньше трёх суток, сначала по узкому Суэцкому заливу, потом по протянувшемуся с севера на юг Красному морю. Прошли Египет, и с того же, правого борта открылся  Порт-Судан, расположенный посередине суданского побережья.

Мы привыкли к тому, что в Красном море всегда жарко, но в Судане и в самом деле температура зимой была вполне умеренная. Поставили нас как раз к упомянутому уже элеватору, и в тот же день организовали выгрузку нашими кранами на автомашины, которые подвозили мешки вплотную к транспортёру элеватора. Машины разгружали вручную грузчики в длинных светлых рубахах в ста метрах от борта. Смотреть на это было интересно, вспоминались времена далёкой молодости, Бомбей, Джакарта, Сингапур.

На третий день стоянки в Судане отмечали какой-то праздник, порт не работал,  и мы с четвёртым и электромехом решили съездить в город, расположенный на другой стороне бухты. Шофёр спросил, куда нас везти: на набережную, на базар,  или в обменный пункт. Выбрали обменник, так как наши деньги даже таксисту не годились, а поменяв американские доллары на суданские фунты, вышли на широкую солнечную набережную, посреди которой был установлен высокий затейливый памятник. Наверное, борцам за независимость, не иначе. Параллельно набережной тянулись зелёные травяные газоны, на которых играли дети и валялись взрослые. Народу по случаю праздника было полно, а над головами развевались флаги. По городу можно было проехаться на карете с лошадиным приводом, но мы с удовольствием прогулялись по набережной пешком.

Порт-Судан оказался очень приятным, совершенно не похожим на города Западной Африки. Никто нам не предлагал свои услуги в качестве гида, никто не просил милостыню, центр выглядел чистым и опрятным. Потом отправились искать базар, и обнаружили его рядом с автостанцией. Торговали там фруктами, орехами, арбузами, дынями, знаменитым чаем каркаде, иначе называемым суданской розой, лекарствами, национальной одеждой – длинными за колено рубахами, аксессуарами для мобильников. 

Взяли всего понемногу, решив купить арбузы в другой раз, а пока вернулись на так нам понравившуюся набережную и уселись в кафе полакомиться мороженым. Вдали была видна длинная полоса песчаного пляжа, но никто не купался, только мальчишки гоняли футбольный мяч. Отдохнули хорошо, всё же жизнь в металлическом корпусе на человеческий организм действует угнетающе.

Стоянка в Судане мне понравилась во всех отношениях. Краны работали безукоризненно, дизель-генераторы тоже не подводили, коллектив собрался дружный. По вечерам дневная жара спадала, и я часто гулял в одиночестве по безлюдному порту. Ещё раз съездил в город, набрал в рейс каркаде, манго, бананов, арбузов и дынь. Экзотические фрукты покупать побоялся. А самая большая удача – мы сумели сдать на берег двадцать кубометров сладжа на взаимо-выгодных условиях: никто никому не платил. Больше, к сожалению, они не взяли, но пообещали приехать в следующий раз. О том, что в Судан мы вернёмся, слух по пароходу уже ходил.Что же, я не был против.


Рецензии
Интересно было читать, Михаил! Вы НАСТОЯЩИЙ МОРЕМАН! Снимаю шляпу (простите - ФУРАЖКУ!). С уважением, Николай.

Николай Кирюшов   25.04.2020 18:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай! Обычный очерк о последнем моем контракте, никак его не завершу. Повести мои поинтересней. Всего наилучшего!

Михаил Бортников   25.04.2020 19:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.