Трагедии двух кораблей

Апрель… Какие знаковые события этого месяца на долгие времена будут памятными для всего мира? Нынешний апрель запомнится страшной эпидемией. Апрель 2019 года- пожаром на Нотр Дам. Апрель 1986 года -аварией на Чернобыльской АЭС. Апрель 1962 года- полетом Гагарина. Апрель 1945 года- высвобождением практически всей Европы от гитлеровского нашествия, Апрель 1912 года- трагедией «Титаника».

У меня в руках два факсимильных воспроизведения посадочных билетов на борт «Титаника». Проставлена дата: 10 апреля 1912 года - это гениальное решение устроителей всемирно известной выставки, посвященной 100-летию с даты  крушения парохода:
 White Star Line
 R.M.S. TITANIC
  Wednesday, 10 th April, 1912
  Southhampton, England

Пассажирский билет 3 класса    Стоимость для 2 пассажиров-7 1 фунт
Пассажир: Хосе Нетто Жардим , Возраст 21 год, прибыл с острова
Мадейра, Португалия, садовник.
Находился на  борту в сопровождении друга  Домингоса
Фернандо Коельо.
Был неграмотным, не умел ни читать, ни писать, решил эмигрировать в Америку
к старшему брату, чтобы работать по профессии и позже вывезти жену и
дочь.
Эти пассажиры, скорее всего, погибли, как и все пассажиры 3-го класса,
запертые на нижней палубе.  Из 462 пассажиров-мужчин погибли 387 человек.

Пассажирский билет 1 класса
Стоимость для 4 пассажиров (включая 2 детей) -1511 фунтов
Пассажир: Беси Уолдо Дениелс Элиссон, Возраст: 25 лет, домохозяйка
Находилась на борту в сопровождении супруга Хадсона Дж.К. Эллисона
 И младенцев Тревора и Лорейн Эллисон.
Супруг был состоятельным биржевым маклером из Монреаля. Молодая семья
отправилась в путешествие на «Титанике» после поездки в Европу для найма
слуг в их новые дома в Монреале и Онтарио 
Эти пассажиры, по крайней мере, молодая мать с детьми, наверняка  спаслись:
Из шестерых деток из первого класса спаслись пятеро, из 144 женщин спаслись
140.

Всего же, как известно, погибло, по разным источникам, от 1945 до 1635
человек.
До настоящего времени люди объединены общей скорбь по жертвам. Восхищает
то, что память о событии бережно и тщательно хранится и поддерживается. И
выставка по случаю трагического юбилея сделана чрезвычайно тщательно,
тактично и поражает мастерством  авторов материала и дизайнеров.


И вот теперь приходят мне в голову ассоциации, в принципе, не в полной мере совместимые со известной всем историей «Титаника»: 

В конце 1985 года работала я на Рижском ордена Трудового Красного Знамени судоремонтном заводе Министерства морского Флота СССР. Вот такое гордое название носил в то время флагман судоремонтных заводов в северо-западном регионе страны. Суда на ремонт приходили во множестве, в том числе и самые крупные, флагманские. Но когда прибыл красавец-теплоход «Михаил Лермонтов», гордились этим все заводчане. Белоснежный круизный лайнер длиной 155 метров, шириной почти 24 метра, высотой 13 с половиной метра, восемь палуб- чудо настоящее!  Заказ на ремонт был не только почетным, выгодным, но и очень срочным- надо было этот белоснежный красавец выпустить с завода с тем, чтобы он смог пойти в Рождественский круиз.

 Вахтенный режим на судне был строгим, вход на борт  разрешался по пропускам и только непосредственно занятым на ремонтных работах, ну и руководству, конечно. Группе  из какого- то научно-исследовательского института удалось все-таки добиться экскурсии на судно. Я в силу своих тогдашних обязанностей руководителя информбюро время от времени водила по заводу группы экскурсантов, практикантов, командированных. Повела и на этот раз и с большим удовольствием.

Ремонт только- только закончился, «Михаил Лермонтов» красовался на причале, как новенький, вымытый, до блеска выдраенный. Казалось, ощущались еще запах краски и лака.«Лермонтов» был полностью модернизирован  в ФРГ в 1982 г. и стал круизным трансатлантическим лайнером первоклассного уровня. А на нашем заводе выполнялись плановый профилактический ремонт механизмов, ремонт и отладка судовой автоматики. Международные круизные суда такого уровня в те годы и в кино редко можно было увидеть. В СССР были, конечно, пассажирские суда, достаточно солидные и советским людям порой доводилось бывать в круизах (достаточно вспомнить заграничный вояж незабвенного Семена Семеновича Горбункова). Теплоходы «Максим Горький» и «Александр Пушкин» проходили ремонт на нашем заводе, а вот такого, как «Михаил Лермонтов» - не было. Зеркально-полированная -хромированная отделка, красное дерево –все восхищало. А бассейн под стеклянной крышей каков! Лазоревая плитка, нежно-изумрудный травяной искусственный газон, вдоль газона- элегантные белые шезлонги. Так и представлялся весь романтизм такого вот путешествия, с прогулками в зимнем саду под настоящими (!) деревьями,  со спортивными занятиями, с вечерами в музыкальных салонах, кают –компаниях, шикарных барах. Бары и салоны имели как типично морские и ленинградские наименования Садко, Невский, так и «Лермонтовские», например –Мцыри. Ряд кают- люкс также назывались в честь героинь его литературных произведений- и Бэла, и Мери, и Вера.  Вызывали восхищение кресла и диваны, обитые белоснежной бархатной тканью, и я чисто по женски размышляла- а как такое мыть-чистить?

Сопровождавший нас офицер из команды извинялся за то, что уникальные по исполнению ковры с восточными мотивами еще не были расстелены в салонах поверх сверкающего паркета.   Наш щеголеватый, подтянутый  офицер-экскурсовод явно был горд своей службой на сказочном судне, на вопрос, трудно ли было попасть сюда на службу, с располагающей скромностью ответил, что набирают сюда выпускников высших морских училищ исключительно с красными дипломами и все специалисты и сотрудники отбор проходят строжайший.  Численность судового экипажа -347 человек, и это на максимум 700 пассажиров!

«Лермонтову» предстояло дойти до Ленинграда-порта приписки, принять экипаж, закачать воду, топливо, загрузить продукты, напитки, посуду, товары для разнообразных судовых магазинов, да мало ли чего!  И взять курс сначала на Лондон, а затем- к красивейшим местам мира в южном полушарии… Как оказалось, в последний свой рейс….

…16 февраля 1986 года теплоход «Михаил Лермонтов» потерпел страшную катастрофу.

Дальше для полноты картины этой трагедии я позволю себе краткое изложение материалов, взятых из различных интернет- источников:
В 15:30 теплоход, имея на борту 405 пассажиров и 330 человек судовой команды, покинул новозеландский порт Пиктон и последовал проливом Королевы Шарлотты. В 16:35 капитан судна ушел в каюту, на мостике остались штурман, второй помощник капитана, два матроса и новозеландский лоцман.В 17:30 теплоход вышел  В открытый океан ,но неожиданно, по команде лоцмана, вошел в узкий пролив между мысом Джексон и каменистой отмелью, и теплоход в 17:38 на полном ходу врезался в подводную скалу. Образовалась пробоина длиной в 12 метров! Были повреждены водонепроницаемые переборки, теплоход по инерции продолжал двигаться вперед. Спешно прибывший на мостик капитан Воробьев решил выбросить теплоход на песчаную отмель.
В это время пассажиры были в музыкальном салоне. В 17:43 была объявлена общесудовая тревога. В 17:45 крен судна составлял уже 5 градусов. Вода стала поступать в рефрижераторное отделение, спортивный зал, продуктовые кладовые, прачечную и типографию. Вода просочилась через плохо запертые водонепроницаемые двери машинного отделения. В 18:20, когда аварийная группа пыталась закрепить двери, крен судна уже составлял 10 градусов. Капитан отдал приказ о подготовке спасательного снаряжения. Основные двигатели остановились и электричество пропало. В 19:10 крен судна составлял 12 градусов и капитан отдал приказ покинуть машинное отделение. В 19:18 крен судна уже составлял 13 градусов, на теплоходе включилось аварийное освещение. В 19:20 на помощь к тонущему судну прибыли танкер «Tarihiko» и морской паром «Arahura». Была дана команда срочно высадить пассажиров. Многих пожилых пассажиров выносили буквально на руках.В 21:15  поступил доклад, что все пассажиры доставлены к берегу на «Tarihiko» и «Arahura». Капитан отдал приказ проверить помещения и эвакуировать экипаж.

В 21:30 крен судна достиг 23 градуса. В 22:10 спасательная операция завершилась.  Лоцман под присмотром двух членов экипажа был доставлен на паром «Arahura», но как только судно пристало к берегу, он исчез. Полиция долгое время не знала, где его искать и каким образом он сумел скрыться.
Когда наступила ночь, лайнер уже лежал на правом  борту и В 22:10 затонул. Члены команды, плавающие рядом с кораблем в шлюпках, смотрели на эту трагедию и не верили, что такое могло случиться, многие плакали. Когда провели перекличку, не отозвался один человек. Рабочее место Павла Заглядимова было в рефрижераторном отделении. Именно там судно получило ужасную пробоину.

В истории гибели «Михаила Лермонтова» оказалось много неясного- почему лоцман повел судно на скалы, почему старпом допустил изменения курса, и. вообще, можно ли было спасти теплоход…
Обвинение было предъявлено старшему помощнику за передоверие своего права управления судном, он был осужден 4 года исправительных работ. Суд учел  по сути, преступные действия  лоцмана. Лоцман осужден не был, он объяснил свои действия умственным и физическим переутомлением и лишь добровольно сдал  лоцманскую лицензию. Словом, отделался, как говорится, легким испугом.

Иностранные пассажиры, естественно, предъявили миллионные иски к Балтийскому морскому пароходству.
Расходы на восстановление превышали стоимость судна и оно было списано. Новозеландское руководство лишь подняло на поверхность сейф с драгоценностями пассажиров и передало пароходству корабельный колокол-рынду. Где он находится сейчас - неизвестно.
Теплоход не был застрахован, так как в советских компаниях весь морской транспорт принадлежал государству. Средства на выплату принесенного ущерба пассажирам -45 миллионов долларов попытались взыскать с Новой Зеландии. Судебный процесс длился несколько лет.В конце концов Балтийское морское пароходство получило около 3 миллионов долларов США.

До места гибели теплохода можно добраться на катере за три часа.  Судно лежит на глубине 36 метров. В ясную погоду его борт можно увидеть с поверхности моря. Некоторое время после катастрофы одна из мачт даже выходила над поверхностью воды, ее некоторые очевидцы сравнивали с рукой, зовущей о помощи…
К лайнеру бросились мародеры- «черные дайверы», они хватали спиртные напитки, икру в железных банках, посуду, сувениры, парфюмерию, золотые и серебряные изделия, отдирали рамы красного дерева от иллюминаторов кают, растаскивали палубные шезлонги, всплывавшие на месте катастрофы. Коллекционирование предметов с теплохода «Михаил Лермонтов» стало любимым занятием местных. Международные законы запрещают поднимать любые предметы с погибших судов. В ряде стран наказание за это крайне суровы - до 6 лет тюрьмы, но Новая Зеландия живет по своим островным законам. И лишь однажды случайно мелькнул телевизионный сюжет о небольшом частном музейчике, где собрано немного извлеченных из воды предметов судового обихода. На фарфоровых изделиях надпись: «Михаил Лермонтов»    

Трагедию с «Михаилом Лермонтовым» на нашем заводе восприняли, как глубоко личное событие. Отремонтировали, выпустили его обновленным, «с иголочки» -и вот тебе! И еще один курьезный и грустный момент: кончился первый квартал 1986 года, мне надо было выпускать приказ о выплатах по рацпредложениям, По «Лермонтову», они, естественно, тоже были. Что ж, ребята заводские – не виноваты, тем более согласования и решения по рацпредложениям были приняты до известия о крушении.  Все - таки название теплохода я из наименований предложений убрала, уж больно глаз резало.

 Кораблекрушений, К несчастью, в истории было множество, они случаются и сейчас, и увы, будут. К тому же историю трагедии лайнера вскоре заглушили сообщения об ужасающей Чернобыльской катастрофе, затем о трагедиях с судами Черноморского флота. И пассажиров с «Лермонтова», к счастью, спасли. А у меня и, возможно, у многих - отношение к «Михаилу Лермонтову» все же какое-то особенное, как к одушевленному существу. Лежит он, бедный, на правом борту, совсем неглубоко без надежды на внимание телевидения, кино, прессы.






 


 


Рецензии