Время Ч

В детском саду на утренниках я был моряком, в школе на смотрах строя и песни я был моряком, и, когда меня призвали служить Родине, то направили на Черноморский флот в звании матроса на крейсер управления «Жданов».
Год, крейсер, после длительных морских походов и несения боевой службы в Средиземном море, стоял на ремонте в заводе. Весной 1988 года вышел на ходовые испытания.
После ходовых испытаний,  полгода «ждановцы»  выполняли  боевые задачи для того, чтобы наш крейсер  вошёл в состав кораблей боевой линии. Это были полгода постоянных учений, выходов в море, стрельб, учебных и аварийных тревог. Экипаж «Жданова» за это время стал настоящей боевой командой. Брат-близнец нашего корабля крейсер «Михаил Кутузов» после капитального ремонта, ходовых испытаний и сдачи задач был законсервирован и больше в море никогда не выходил (стоит у стенки Новороссийского порта как музей, рекомендую побывать). М боялись той же участи. Для поднятия боевого духа периодически запускались слухи о том, что наш легендарный красавец-крейсер либо станет «визитным кораблём» и уже на год вперёд расписаны его дружеские заходы в Тулон, Марсель, Сплит, Дубровник, Тобрук, Тартус;  либо будет отправлен на боевую службу в Средиземное море. Оставалось сдать ещё несколько боевых задач. Одна из них – отработка «вводной» - отражение воздушной ракетной атаки. Нам предстояло стать мишенью для ракетного авиаудара нескольких истребителей. Задача – сбить направленные на нас  ракеты  артиллерийским огнём из всех орудий:  главного калибра ( 152 мм – три трёхствольные башни), универсального калибра ( 100 мм - шесть двуствольных башен), огнём малой зенитной артиллерии 37 и 30 калибра), ракетами ЗРК  «Оса-М» класса земля-воздух. Задача трудная и опасная. Если мы не попадаем в ракету, нас подстраховывает ракетный крейсер «Слава» (ныне крейсер «Москва») и сбивает ракеты огнём автоматической пушки «Лев» и зенитным огнём.
Погожим осенним  днём 1988 года  мы должны прийти в назначенное время (ВРЕМЯ «Ч») в определённую точку, где должна была произойти эта боевая операция в рамках учений «Осень-88».
Не помню по какой причине, но мы летели в точку для того, чтобы успеть ко времени «Ч» на максимальной скорости, которую мог выдать наш корабль, которому на днях исполнилось 35 лет! Мы дали 32 узла ( около 60 км/час)!!! Крейсер почти летел над водой, оставляя за собой широкую пенную кильватерную струю. Корабль дрожал от носа до кормы всеми стрингерами, шпангоутами, пиллерсами, трапами, надстройками, марсами, балясинами, леерами и шпигатами. Всем своим могучим, стареющим телом!!! Он дрожал  как воин,  испытывая азарт предстоящего боя! И … загорелся!
Загорелась свежая краска на носовой трубе от раскалённого выхлопа из паровых котлов. Я по боевом расписанию был в команде носовой аварийной партии. Мы должны во время боя обеспечить живучесть носовой части корабля, то есть тушить пожары, заделывать пробоины, откачивать воду, в общем спасать корабль. Командой из шести человек мы, с броневой палубы, открыв все задраенные люки, бросились на надстройки для ликвидации пожара. Быстро вооружили три пожарных рукава и начали струями забортной воды охлаждать эту огромную трубу. Краска на трубе вздувалась огромными пузырями и моментально загоралась. Мы останавливали пламя струями воды, а корабль мчался  на исходный рубеж, чтобы успеть ко времени Ч. Мы успели!
И наградой нам, шестерым аварийщикам, боевой пост которых находится на 20 метров ниже, на броневой палубе стала запомнившаяся картина этого боя!!! Только сказали не закрывать рот, а то можем оглохнуть. И тут такое началось… Это навсегда останется в моей памяти!
События развивались стремительно! Из боевой рубки шли резкие, чёткие   команды «кэпа».  Сначала ухнули залпом все орудия главного калибра, сжигая первым холостым выстрелом смазку каналов орудийных стволов. Затем боевыми выстрелами были уничтожены первые ракеты, пущенные в нашу сторону. «Ура, мы попали!» - как мальчишка заорал наш «кэп» Адам Адамович Римашевский по трансляции. Следующий залп дал универсальный калибр, снова сбили ракету. Следующая ракета должна быть сбита зенитной артиллерией. Частые отрывистые выстрелы зениток «Веди-11»  и своеобразный звук от сверхскорострельной зенитной установки «АК-230» - «фрррррррррррррр». Снова попадание! Ракетный залп из кормовой «Осы» - попали!
Я не могу определить сколько времени длился этот бой, возможно около часа, может больше. Время спрессовалось в густой поток. Все чувства были обострены и переполнены адреналином. Команда из боевой рубки: «Дробь стрельбе»! Огонь прекратили. Дальше серия штатных команд, поздравления с победой… Командир поздравлял команду с победой, но резко оборвал свою короткую поздравительную речь.   «Внимание, полубак правый бок, в башне универсального орудия – затяжной выстрел! Всем покинуть верхнюю палубу, командиру башни произвести  штатные действия при затяжном выстреле!» Это означало возможность взрыва снаряда в башне. По инструкции   все комендоры должны покинуть башню, а командир расчёта, досчитав до тысячи, должен открыть затвор… Мы решили, что свою порцию героизма мы сегодня уже проявили, и ретировались в низы корабля. К счастью всё обошлось!
Вскоре крейсер «Жданов» был включён в состав боевых кораблей, вышел на боевой дежурство, и некоторое время ещё бороздил Чёрное море, выполняя боевые задачи. В силу различных неблагоприятных для него обстоятельств через год корабль закончил свой боевой путь. Мне довелось быть свидетелем и участником одной  из последних битв воина – славного  крейсера «Жданов». 
Слава русскому флоту!


Рецензии