Александр Македонский. Попытка реконструкции

В.Т.Поляковский
Александр Македонский.
Попытка наиболее вероятной реконструкции
В порядке предисловия: следуя традициям статей для покетбуков, рассчитанных на минимальный объем мозга и средний уровень человеческого достоинства, не позволяющих себя в наглую нагружать не вполне достоверной информацией. К  тому же в младенческом возрасте.
Идет попытка разобраться, что же стоит за грандиозными походами Александра Филипповича Македонского, коему приписано завоевание половины цивилизованного мира. С одной оговоркой: еще ему приписан шлем, причем хорошим кинорежиссером, который навсегда от нас ушел в прошлом, 2019 году. Он, бедняга, едва ли подозревал, что имеет дело с мифологическим персонажем…
Условные обозначения:
БСЭ – большая советская энциклопедия
ВО– вероятный оригинал
ТИ– традиционная история
ЭО –эра олимпиад


Эпиграф
Экскурсия в музее в брежневские годы.
– Вот череп Александра Македонского
в возрасте тридцать лет
Выражение приятного изумления на лицах
и открытые от удивления рты
– Вот череп Александра Македонского
в возрасте сорок лет
Выражение приятного изумления на лицах
и открытые от удивления рты
– Вот череп Александра Македонского
в возрасте пятьдесят лет…
Голос одного экскурсанта:
– А вопрос можно? Каким образом у него мог быть
череп возрастом пятьдесят лет, если он
ушел из жизни в сорок восемь?
– А вы откуда?
– Из Рязани !
Идите себе за колбасой !
Предупреждали же: экскурсия для гостей Москвы
из крайнего севера !

Построение статьи лобовое: берем его биографию и переписываем с наиболее существенными замечаниями… Только: сначала, по идее, было бы неплохо перечислить источники его биографии, как это принято в исторической науке.
Здесь мы сталкиваемся с тем, что актовых источников о нем почти нет, в чем автор статьи солидарен с мнением М.Л. Гаспарова, высказанном им на страницах «Занимательной Греции» ([1]): актовых источников по той эпохе или вообще нет, или очень мало. Те, что есть,  не вполне понятно как датированы. Увы, вся эпоху, которой приписываются его деяния, попадает на период, лежащий  задолго до рубежа хронологической достоверности.
А вот когда мы начинаем читать его биографию… В том виде, в котором она представлена и в БСЭ, и в википедии, мы сталкиваемся… с довольно оригинальным подходом. Из ознакомления с которым НЕ следует, что авторов статьи источники не интересуют, излагать слишком радикальную точку зрения не хочется.  Но: об их интересе к источникам, как это представлено, для конкретности, в статье в википедии о нем ([2]),  можно составить представление лишь из пятого раздела статьи под названием «Память об Александре», и при этом список самих (внимание !) изданий переводов источников на русский язык дан в восьмом ее разделе.
Вот в этом месте хочется вернуться к изложенным в первом предложении статьи целям и задачам написания сего творения. Уж если и следовать традициям написания статей для покетбуков, рассчитанных на минимальный объем мозга и средний уровень человеческого достоинства, нужно не просто указать основные источники (в данном случае нарративные, ибо актовые - увы), но  показать весь их, как выражается немецкая историческая наука, Ueberlieferung, т.е. передачу сквозь века. Итак.

Основные источники по житию и деяниям Александра Македонского
Излагаются на основании статьи из англоязычной википедии «Historiography of Alexander the Great» ([3])

– Арриан, философ и историк, которому приписано греческое происхождение и римское гражданство. Главный источник – «Anabasis Alexandri» ([4]), название которого в русскоязычной традиции передается двояко: и как «Анабасис Александра» ([5]), и как «Поход Александра» ([6]). Впервые был напечатан, как ясно следует из статьи о нем в википедии ([4]), в 1575 году на латыни. Повествование разбито на восемь книг и считается наиболее подробным и полным описанием его походов. При этом, как создалось впечатление у автора этих строк, биографические сведения Александра даны не очень роскошно.
Сайт, посвященный писателю Тертуллиану, дает сведения о двух манускриптах Арриана XV века и одном XII-XIII веков. При этом, правда, нет сведений о путях установления его точной даты.

– Плутарх. Подобно Арриану, в ТИ он выглядит как «древнегреческий писатель и философ, общественный деятель римской эпохи». Относительно нашего персонажа у него есть одно его жизнеописание, приписываемое труду его жизни — «Сравнительные жизнеописания», и две его речи, чье название в русскоязычной традиции фигурирует как «О судьбе и доблести Александра» ([7], [8]). Самое раннее печатное издание его произведений, обложку которого удалось найти в И-нете, в данном случае их перевод, на английский, датируется 1727 годом. Есть еще упоминание печатного издания на сайте, посвященном писателю Тертуллиану ([9]) об издании, напечатанном во Флоренции в 1517 г. на основании местных манускриптов.
Здесь можно попытаться бросить взор еще на некоторые манускрипты Плутарха. Сайт, посвященный манускриптам ([10]),  дает сведения об одном из них: «PLUTARCH, Pompei viri illustris vita [Life of Pompey] , Latin translation by Antonius Tudertinus Pacinus [or Jacopo Angeli da Scarperia], in Latin, decorated manuscript on paper. Northern Italy, Lombardy, perhaps Ferrara or Mantova?, c .(cerca – около – ВП) 1470-80 ([11]).
Что характерно, что время жизни и творчества что Плутарха, что Арриана приписывается времени правления римского императора Траяна, которому приписывается посещение в 116 году н.э. в одном из походов гробницы Александра.

– Диодор Сицилийский. Вновь грекоязычный гражданин древнеримской империи, и все традиционное о нем в википедии, в ([12]). Основное его сочинение – «Историческая библиотека» из сорока книг, разбитая на три части, причем вторая часть завершается на Александре Македонском, а третья– на Юлии Цезаре.
На сайте, посвященном Тертуллиану, Диодору Сицилийскому и его манускриптам посвящена весьма подробная статья ([13]). Большинство из них датировано XV веком и позднее, а первые три, датированные несколько более ранними датами, снабжены очень подробными рассказами об их реставрации и попадании в папскую библиотеку, которая, опять-таки, приписывается во второй половине XV века.
Статья в википедии говорит о его массовых переводах и изданиях в XVIII веке. В статье в русскоязычной википедии ([2]) есть упоминание и о его переводе на русский, выставленном на сайт «Симпосий» ([14]).

–  Квинт Курций Руф (Quintus Curtius Rufus). Единственное, чем вообще он известен – это сочинением «История Александра Македонского» ([15], русскоязычная версия [17]). При этом, согласно статье в википедии [2], ссылающейся, в свою очередь, на книгу Гафурова и  Цибукидиса «Александр Македонский и Восток» ([16]), он использовал труды Клитарха, считающиеся утраченными, и Мегасфена, а также воспоминания ряда сподвижников царя. «… его целью было создать занимательный рассказ, и ради этого он регулярно прибегал к преувеличениям и пренебрегал достоверностью».
Согласно англоязычной статье ([15]), это сочинение дошло до нас в весьма ущербном виде, без первых двух книг, и ее первое печатное издание состоялось в 1470 или 1471 г.

–  Каллисфен. Один из самых загадочных летописцев полководца. Ему очень любили приписывать и тот факт, что он оказался учеником Аристотеля, и тот факт, что он был убит во время одного из поздних его походов. Откровенно сказочное повествование об Александре будет приписываться некоему Псевдо-Каллисфену… А, в общем и целом, если говорить об элементах сказочности, иными словами, всяких мифах и небылицах о нем, нельзя забывать о таком достижении российской междисциплинарной естественнонаучной школы, как метод эмотивизма. Кратко о нем в работе автора этих строк «О методе эмотивизма совсем кратко» ([18]).

Сейчас, когда основные источники по жизни и деяниям нашего героя названы, можно бросить взор на другие элементы пестрого и разнообразного информационного потока о нем. Этот поток содержит сведения о нем и как о полубоге, и как о кумире всех времен и народов, и еще немало интересного.
Согласно статье в русскоязычной википедии ([2]), всем без исключения правителям т.н. пост-эллинских государств приписывается подражание ему. С македонским царём сравнивали Селевкида Антиоха III, который тоже совершил походы в Малую Азию и Египет. Последний приписывается году -203, или 573 по эре Олимпиад. Царь Понта Митридат VI Эвпатор чеканил монеты, на которых его портрет был стилизован под изображения Александра, и хранил одеяние македонского царя (со ссылкой на Хаттендорфа «Историческое образы в древности», [19]).
Согласно книге Людмилы Петровны Маринович «Время Александра Македонского» ([20]), «Античные авторы нередко цитировали переписку Александра с друзьями, родственниками и официальными лицами, но бо;льшая часть этих писем представляет собой более поздние подделки.»
Участие в восточном походе приписывается множеству интеллектуалов, и некоторые из них впоследствии опубликовали воспоминания о нем. Согласно той же Маринович «… Харес Митиленский написал «Историю Александра» в десяти книгах; она описывала прежде всего личную жизнь заглавного героя и представляла собой не хронологически правильный рассказ, а собрание анекдотов». Как видите, дорогие читатели, анекдотам об Александре Македонском не одно столетие, и к ним принадлежит и взятый в качестве эпиграфа для этой статьи, а хронология, отнюдь не впервые в традиционной истории, оказывается в загоне.
«Философ-киник Онесикрит из Астипалеи, путешествовавший со штабом Александра до самой Индии, подробно описал этот поход, уделив особое внимание Индии — местной флоре, фауне, обычаям жителей. Несмотря на обилие небылиц и выдуманных историй, в античную эпоху сведения Онесикрита служили одним из важнейших источников при описании Индии географами». Повод для упоминания метода эмотивизма ([18]).
И, разумеется, нельзя не пройти мимо откровенных художественных источников по данной теме. Среди них видное место занимает «История Александра Великого», авторство которому приписывается Псевдо-Каллисфену. Об этом романе одноименная статья из википедии ([21]) начинает рассказ с предупреждения:
«Не следует путать с «История Александра Великого Македонского» — хроникой … Квинта Курция Руфа. «История Александра Великого» (лат. Historia Alexandri Magni) — псевдоисторический греческий роман об Александре Македонском». А  далее просто идет рассказ о трех версиях романа, каждая из которых все больше и больше обрастает обильными художественными подробностями. В частности, третья версия, или версия С, где « … прослеживаются две основные линии: реальная биография и действия Александра Македонского и предания…, полные фантазии и чудес…. По сути дела, этот роман представляет собой фантастическое сплетение исторических сведений с полулегендарными отрывками и вымыслами составителя, роман, в котором соединялись многочисленные варианты легенд об Александре и литература в письмах, как подлинных, так и фиктивных. Эрвин Роде (немецкий филолог XIX века - ВП), рассматривая роман как народную книгу, признал основой его фиктивные письма Александра к Аристотелю и Олимпиаде о диковинных странах, фантастических встречах и невероятных приключениях».
К этому хочется добавить: что касается женщин по имени Олимпиада, то среди близких родственников нашего героя Александра традиционные историки насчитывают таковых две: его мать Олимпиаду Эпирскую и еще одну Олимпиаду Эпирскую, которой был в свое время присвоен номер II. Этой второй Олимпиаде Эпирской в качестве отца приписан полководец Пирр, который, согласно статье о нем в википедии ([22]), был троюродным братом и двоюродным племянником Александра Македонского, ибо  его отец, Эакид, был двоюродный брат и племянник той женщины по имени Олимпиады, которой приписывается материнство Александра. А что касается области под названием Эпир, то она находится в западной части Греции, непосредственно выходя к морю и гранича с Албанией.
Следуя той же статье из википедии ([2]): что касается Западной Европы в т.н. средние века, или, если более точно, Западной Европы времен зарождения цивилизации, то там сюжет «Романа об Александре», наряду со сказаниями о короле Артуре послужил источником материала для ряда рыцарских романов. Для конкретности: у Альберика из Безансона в его романе на старофранцузском языке, а также у Лампрехта Немецкого в «Песне об Александре» главный герой одет в броню, закалённую в драконьей крови, его армия доходит до места, где небо соприкасается с землёй, по пути ему встречаются люди с шестью руками и мухи размером с голубя, наконец, Александр пытается обложить данью ангелов в раю.
Еще известна приписываемая концу XII века поэма «Александреида» на латыни Вальтера Шатильонского с опой труд Квинта Курция Руфа. Александр Парижский создал самую объёмную (шестнадцать тысяч стихов) и одну из самых популярных поэм о царе Македонии, оказавшую огромное воздействие на поэзию в разных странах Западной Европы (со ссылкой на того же Хаттендорфа, [19]). Согласно «Краткой литературной энциклопедии» ([23]), поэмы об Александре начали выходить в Англии, Германии, Испании, и Чехии. Известны еще прозаические романы и дальнейшие переработки текста, пользовавшиеся большой популярностью.
Согласно французскому писателю Фору ([24]), долгое время этот персонаж был образцом правителя для европейской культуры и попал, в частности, в список т.н. девяти достойных. Они являли собой персонификацию идеалов рыцарства и вооружённой добродетели в средневековой христианской католической традиции. Девять человек, избранных в качестве образа для подражания всем европейским дворянам, обязывавшихся с оружием в руках стоять за веру. Более подробно – в [25].

 

Рис. 1. (верхняя часть)
Девять достойных: три праведных язычника: Гектор, Александр Великий и Юлий Цезарь.

Среди оных были три праведных язычника — Гектор, Александр Великий и Юлий Цезарь, три честных иудея — Иисус Навин, Давид и Иуда Маккавей, и три добрых христианина — Король Артур, Карл Великий и Готфрид Бульонский.
 
Рис. 2. (нижняя часть)
Девять достойных на стене Кельнского собора.

В разных версиях романа встречаются намеки на тогдашние актуальные события.  Например, в стихотворной чешской «Александреиде», приписываемой началу XIV века, содержатся отсылки к чешским реалиям, в частности, к засилью немцев и немецкой культуры в Праге. Здесь, кстати, вполне может выйти на первый план нарицательное прочтение его имени с греческого: согласно сайту «Astromeridian» ([118]), Александр переводится как «защищающий людей».
Нельзя пройти мимо упоминаний о нем в Библии. В книге Маккавейской, входящей в Ветхий Завет, ему посвящено первые семь стихов первой главы, а далее повествования на Антиоха, изображенного как врага иудеев.
Есть в Ветхом Завете еще одно интересное место, которое, с точки зрения многих исследователей жизни Александра, может быть связано с ним. Речь идет о книге пророка Даниила.
В этой книге, в первой главе, речь идет о том, что Навуходоносор, царь Вавилонский, осадил  Иерусалим и взял его, и далее выбрал четырех подростков из сынов иудиных, которые производили на него впечатление своим интеллектом. Среди них был и отрок Даниил, которого он навал Балтазаром. А во второй главе Даниил, проявив чудеса телепатии и ясновидения, оказался единственным на всю Вавилонию, кто рассказал царю о том сне, который ему снился, и попытался объяснить его.
Сон состоял в том, что встал перед царем истукан, сделанный из многих материалов, в том числе металлов: голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. На него свалился камень и раскрошил его. Все раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото превратились в прах, и ветер унес их, а камень, разбивший истукана, превратился в большую гору и наполнил всю землю.
Когда царь поинтересовался мнением Даниила в этой связи, то отрок ему ответил, что золотая голова –это именно он, царь, и после него восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. И четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.
Многим исследователям воплощением четвертого, железного царства представляется именно Александр Македонский. Более подробно об этом в ([27]).
Здесь не лишне напомнить, что c Александром Македонским связывается еще поход к т.н. «Железным воротам», причем в обеих географических трактовках этого понятия: как к тем Железным воротам, которым приписывается граница между нижним и средним течением Дуная, сербы это место называют Леповcки Вир, и сейчас там находится совместная сербско-румынская ГЭС, так и к городу Дербента в Дагестане, на берегу Каспия. Что касается име6ни пророка Даниила, то оно нарицательно с древнееврейского переводится как «правда Бога» и подобной трактовки придерживается классик российской естественнонаучной школы Н.А.Морозов в своем труде «Христос», в первом его томе ([28]).
В славянском мире определенную популярность обрело произведение под названием «Александрия», где Александр предстает в виде полу-бога, полу-человека, а само повествование носит сказочный характер, по манере немного отличаясь от русских сказок. В отличие  от традиционного маршрута его скитаний, в качестве места, посещенного им, фигурирует еще Рим, и появлению восточнославянской, или древнерусской версии романа предшествует появление еще т.н. «Сербской Александрии». Один из экземпляров таковой был издан в XVII веке, а появление ее первых экземпляров на сербском приписывается XIV веку.

Наша попытка реконструкции
Этот раздел строим по лобовому принципу: берем хронограф его жизни и деяний, биографию, говоря попросту, и строим вероятные оригиналы по эре Олимпиад. Звездой путеводной будет то обстоятельство, что наш персонаж эллин, и его стране приписывается эта эра, а также то, что именно так звали его мать ! Хочется, правда, еще напомнить, что перу автора этих строк принадлежит еще работа «Тайны возникновения эры Олимпиад» ([29]). При этом, правда, берет спортивный интерес, как абсолютная хронология выглядит у Арриана и Плутарха.
356 году до н. э., или 420 ЭО, с ВО в 1420–его рождение в македонской столице Пелле*. Ровно в ту ночь, когда Герострат поджёг храм Артемиды Эфесской, одно из «Семи чудес света». Александр оказывается в роли «рожденного во время пожара», и персидские маги сразу интерпретируют этот пожар как знамение будущей катастрофы для их державы. О том, что могло стоять за понятием «Персия» в историографии т.н. греко-персидских войн, в работе автора этих строк «Подвиг трехсот спартанцев: разгадка легенды» ([30]). Царь Филипп, в то время осаждавший Потидею, город на Халкидской полуострове в Северной Греции, согласно источникам, получил известие о рождении сына в день взятия города. При этом другие гонцы в тот же день сообщили ему о большой победе македонян в битве с иллирийцами и о том, что его скаковая лошадь оказалась самой быстрой на Олимпийских играх. Последнее еще раз подчеркивает «конную» компоненту правителя Македонии.
*– в филологию и пышность трактовок впадать не хочется, но в этом случае вспоминаются романские языки, где слово «pella» означает  «кожа». В целом получается что-то типа «родился в сорочке»
Еще, кстати, можно сказать о династии Аргеадов, к которой он со своим отцом приписываются. Корни этой династии приписываются городу Аргос на Пеллопонесе, откуда некогда предки Филиппа и Александра изошли. Теоретически возможно нечто более роскошное: происхождение названия их династии от слова «argentum», что на латыни означает серебро. В любом случае, сочетание древнего драгоценного металла с «любителем коней», как нарицательно переводится имя «Филипп» с греческого, может дать интересные ассоциации.
Вернемся к нашему герою. Видимо, не лишне передать сведения Плутарха о частых браках его отца Филиппа и об эмоциях антипатии к отцу, выражаемых его матерью. Можно фразу о их конфликтных отношениях передать как «любитель коней, конфликтовавшей со счетом лет по Олимпиадам», и тогда на первый план может выйти образ любителя коней, а, может быть, предводителя конницы, который не очень любил считать Олимпиады, или, возможно, вообще считать  время. Если при этом он в каких-то отношениях мог оказаться  в роли должника, то тем самым он мог играть на оттягивание сроков оплаты по неким обязательствам.
340 года до н. э.; отец вызвал Александра в Пеллу; царь отправился осаждать греческие города Пропонтиды, сын в столице в качестве регента под присмотром полководцев Антипатра (если Анти-патр, то тот, кто против Родины – ВП) и Пармениона.
338 г. до н. э., или 438 ЭО –боевое крещение Александра. Он рядом с отцом, вторгшимся в Среднюю Грецию. В битве при Херонее возглавил атаку: ему удалось уничтожить фиванский Священный отряд. «После заключения мира Александр возглавил делегацию, привёзшую в Афины пепел погибших воинов».
Самое занятное: как ясно следует из соответствующей статьи в википедии ([31]), священный отряд из Фив, весьма прославившийся доблестью, имел численность в те же триста человек! То есть, у нас опять налицо следы борьбы с группами лиц, не признающих непрерывного солнечного календаря и упорно держащегося за классический римский десятимесячный ! А его поездка в Афины с пеплом погибших воинов –это просто демонстрация  своей силы и назидание всем, не вполне корректно себя ведущим !
Здесь же: название города Фивы созвучно и по этой причине немного напоминает прозвище бога Аполлона –Феб!
336 г. до н. э., или 440 ЭО – загадочное убийство его отца на пиру Павсанием, до этого имел место долгий конфликт с его бывшей женой Олимпиадой … что занятно: просится календарная трактовка, вышедшая на поверхность при разгадке легенды о подвиге трехсот спартанцев ([30]). Полководец  Антипатр посодействовал его быстрому признанию в качестве полководца.
После его смерти Александр проявил властолюбие, расправившись со всеми претендентами на престол.
335 г. до н. э., или 441 ЭО – поход Александра на Истр (Дунай)
334 и 333 г. до н. э., или 442-443 ЭО – поход Александра в Малую Азию. Места битвы: Граника, Милет, Галикарнас. Характер войны в Малой Азии: действия в тылу друг у друга. Победа под Иссом над армией персов, в несколько раз превосходящую его. Захват всей семьи Дария и всей его казны, с которой он почему-то отправился  в поход (эмотивный сигнал? –  ВП). Персам приписывается военный флот весьма мощный, который весьма ослабился из-за возвращения домой финикийцев. В последних Морозов в [28]  очень любил видеть венецианцев.
332 г. до н. э., или 444 ЭО – вступление Александра в Египет
331 г. до н. э., или 445 ЭО – поход на Мессопотамию, битва при Гавгамеллах. Этой битве приписывается и атака колесниц, и персидская ария численностью в один миллион человек. С фантазией у древних летописцев все в порядке.
330 г. до н. э., или 446 ЭО – взятие ряда городов внутренней Персии. При взятии Персеполя казна была захвачена в сумме 120 тыс. талантов. Сумма добычи войска Александра от страны к стране возрастает в геометрической прогрессии.
В этом же году он отпускает домой войска коринфского союза, и начинает личную войну за власть над Азией, т.е. за превращение Аргеадов в наследников Ахеменидов.
330-327 г. до н. э., или 446-449 ЭО –пребывание Александра в Персии, военные действия на территории современных Ирана, Афганистана, Узбекистана.
327-326 г. до н. э., или 449-450 ЭО –его поход в Индию, вплоть до принятия решения на берегах реки Гидасп о прекращении похода. Для названия реки Гидасп характерно, что на языках  местных народов оно звучит совсем фонетически по-другому: Джелам, Вьет, Гурмукхи, Шахмукхи.
326-324 г. до н. э., или 450-452 ЭО –его возвращение в Персию, Сузы. Государственные реформы, начало строительства порта, набор в армию новых юношей. Похороны некоторых соратников.
323 г. до н. э., или 453 ЭО – его смерть в возрасте тридцать три года. Прямо в возрасте Иисуса Христа !
А вот если ко всем его годам в эре олимпиад добавить по тысяче лет, то мы обнаружим весьма занятный ряд их вероятных оригиналов, попадающих на XV век.
И тогда получается, реконструкция военной компоненты его походов: это были просто военные экспедиции европейцев вглубь Азии с целью максимального использования оной в своих интересах. Или с целью колонизации–как кому угодно. И все завершается вообще весело: строится порт на берегах Персидского залива, европейское войско отряд за отрядом возвращается назад, и… самое время бросить хотя бы первый взгляд на то, как бы могло выглядеть наложение полученного нами вероятного оригинала походов Александра на события XV века, которые до нас донесла традиционная история.
Хочется сразу сказать: человечество на этот момент расселилось изрядно, по всему миру событий происходило немало, поэтому в связи с этим лишь три момента, сразу бросающихся в глаза

1. Хронология и особенность политического момента в Греции. В статье о подвиге трехсот спартанцев ([30]) шла речь о княжествах рыцарей западноевропейского происхождения на территории Греции, по сути, не признававших круглогодичный солнечный календарь, что позволяло им весьма строптиво себя вести в вопросах своих финансовых обязательств, или говоря попросту, в погашении долгов. Здесь, в материале этой статьи мы видим следу того же самого.
В этой связи хочется вспомнить исследователя из Швейцарии Кристофа Деппена, автора произведения «Die vergessene Kalenderreform des Nikolaus von Kues» («Забытая календарная реформа Николая Кузанского», [32]). Согласно данным из этой книги, «в 1430-1440-е годы, имела место фиксация номеров лет в календарях с разной системой счета глобальных циклов: считались где лунные месяцы, где кварталы, т.е. промежутки по три месяца, где солнечные годы». Иными словами, юлианский солнечный календарь отнюдь не был одним-единственным. А тут, на примере греческих средневековых княжеств, тщательно замаскированных под древность, мы видим яркий реликты десятимесячного календаря, приписываемого т.н. древнему Риму. Кстати, об этом же речь идет в научно-популярной версии диссертации автора этих строк под названием «Как возникла глобальная хронология» ([33]).

2. Наш герой в 1446-1449 интенсивно наводит порядок (или, по крайней мере, пытается его навести) на той территории, которая в то время принадлежала к империи Тимуридов со столицей в городе Мараканда (Самарканд). Один из Тимуридов, по имени Шахрух, как ясно следует из статьи в википедии о нем, умер в 1447 году, как раз в разгар военных действий вероятного оригинала Александра. Он столицей государства сделал Герат, назначив для Мазандарана наместника.
Кстати, именно он, Шахрух, стал отцом легендарного астронома Улугбека. Который, кстати, тоже ушел при жизни вероятного оригинала нашего персонажа–в 1449 г. Ангажированность и того и другого на астрономию случайна или нет?
Кстати, в мусульманской традиции наш персонаж известен как Искандер Двурогий, и ему посвящена поэма поэта Низами под названием «Искандер-Наме» ([34]). Откуда идет прозвище «Двурогий», не вполне понятно, под одной из гипотезе представителей российской междисциплинарной школы, это может быть связано с образом двурогого молодого месяца и гипотетическим внедрением традиционного мусульманского лунного календаря лишь с появлением на исторической арене нашего персонажа.

3. Год ухода из жизни вероятного оригинала нашего персонажа удивительным образом совпадает с годом взятия Константинополя турками –1453. Может быть, сохранение мира и стабильности в родном регионе, пусть даже под чужим именем, его волновало больше, чем дела персидские? Вполне ведь вероятно. И, если вспомнить  источники по взятию Константинополя, к примеру, того же Мацея Стрыйковского ([35]), то в них в качестве главного виновника оного указывается генуэзец по имени Юстиниан. И почему не предположить в качестве турецких воинов таковых армии Александра Македонского, впитавших в себя отдельные элементы азиатского менталитета?

Вот так… Тема, разумеется обширна, всех деталей охватить нам едва ли удалось… А завершить статью хочется по-пушкински:
«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…»

Литература

1. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М. Греко-римский кабинет Ю.А.Шичалина. 1996
2. Александр Македонский. https://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_Македонский
3. Historiography of Alexander the Great. 4. Arrian. https://en.wikipedia.org/wiki/The_Anabasis_of_Alexander
5. Арриан. Анабасис Александра. https://ru.wikipedia.org/wiki/Анабасис_Александра
6. Арриан. Поход Александра. Пер. с древнегреч. М. Е. Сергеенко. — М.: Миф, 1993.
7. Плутарх. О судьбе и доблести Александра // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Трактаты и диалоги / Сост. С. С. Аверинцев. — М.: Рипол классик, 1997.
8. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — СПб.: Наука, 1994. — Т. 2.
9. Сайт, посвященный писателю Тертуллиану . http://www.tertullian.org
10. Сайт, посвященный манускриптам: https://www.textmanuscripts.com
11.  Манускрипт Плутарха.  12. Диодор Сицилийский. https://ru.wikipedia.org/wiki/Диодор_Сицилийский
13. Diodorus Siculus: the Manuscripts of the "Bibliotheca Historica" 14.  Сайт «Симпосий»:  http://simposium.ru/ru/node/889
15. Quintus Curtius Rufus. https://en.wikipedia.org/wiki/Quintus_Curtius_Rufus
16. Гафуров Б., Цибукидис Д. Александр Македонский и Восток. — М.: Наука (ГРВЛ), 1980
17. Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре. — М.: МГУ, 1993.
18. О методе эмотивизма совсем кратко: http://proza.ru/2019/08/04/1762
19. Hattendorff C. Alexander // Historische Gestalten der Antike. Rezeption in Literatur, Kunst und Musik. — Stuttgart/Weimar, 2013.
20. Маринович Л. П. Время Александра Македонского // Источниковедение Древней Греции: Эпоха эллинизма. — М.: Издательство МГУ, 1982.
21. История Александра Великого. https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Александра_Великого
22. Пирр. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пирр
23. Краткая литературная энциклопедия. М. 1962
24. Фор П. Александр Македонский / Пер. с франц. И. И. Маханькова. — М. : Молодая гвардия, 2011.
25. Девять достойных. https://ru.wikipedia.org/wiki/Девять_достойных
26. https://www.astromeridian.ru
27. Концепция четырех мировых монархий. http://storyo.ru/filo/11_08.htm
28. Морозов Н.А. Христос. Том 1. Небесные вехи в земной истории человечества. М. Крафт+Леан 1997. Репринт с издания 1927 года.
29. Поляковский В.Т. Тайны возникновения эры Олимпиад. http://proza.ru/2019/10/20/1671
30. Поляковский В.Т. Подвиг трехсот спартанцев: разгадка легенды
http://proza.ru/2020/03/08/1521
31. Священный отряд из Фив, https://ru.wikipedia.org/wiki//Священный_отряд_из_Фив
32. Daeppen Christoph. Die vergessene Kalenderreform des Nikolaus von Kues. Mai 2006.
33. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010
34. Низами. Искандер-Наме. М., Худож. лит., 1953
35.  Мацей Стрыйковский "О началах, истоках, деяниях славных рыцарских народа литовского, польского, жмудского, русского". М. Директ-медиа, 2016


Рецензии