2. Происхождение астрологии

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной
для освещения земли и для отделения дня от ночи,
и для знамений, и времён, и дней, и годов;
и да будут они светильниками на тверди
небесной, чтобы светить на землю.
И стало так.

(Бытие, 1:14-15)

      Как бы это ни казалось невероятным, но с астрологией каждый из нас имеет дело ежедневно, и даже, более того, по нескольку раз в день обращается к гороскопам. Вы скажете: не может такого быть! Тогда я вам открою маленькую тайну: когда вы смотрите на циферблат механических часов, вы смотрите на гороскоп. Да-да, именно на гороскоп! Ведь слово гороскоп произошло от древнегреческого «horoskopos» — «наблюдающий время», а если точнее, «наблюдающий часы». Часовой циферблат — это точный аналог гороскопа: 12 знаков Зодиака, 12 домов, 12 часов. Эта схема универсальна, поскольку отражает как суточное обращение небес (иначе: осевое вращение Земли), так и годовое движение небесных тел. В известном смысле движение небесных тел по небосводу можно сравнить с движением стрелок часов, отмеряющих время, но не являющихся причиной его течения.

      Позвольте, скажет читатель, но циферблат разделён на 60 частей (минут), тогда как окружность состоит из 360 частей (градусов). Почему тогда в часе не 360 минут, а только 60? На это могу сказать, что величина окружности в 60 градусов была предложена Евдоксом Книдским, но в геометрии его система не прижилась, а вот в часовом делении используется и поныне. Вероятно, Евдокс заимствовал эту систему у вавилонян, которые оперировали в своих астрономических построениях 60-летними циклами соединений Сатурна и Юпитера.

       Когда же возникла астрология? Думаю, точно ответить на этот вопрос не сможет ни один астролог или историк. Ясно одно: появилась она на заре человеческой истории (предположительно 15 – 20 тыс. лет назад), когда люди стали обобщать и сводить в единую систему элементарные астрономические и метеорологические наблюдения. Именно тогда был заложен фундамент астрологии и, к слову сказать, геометрии.

       Наблюдая за суточным движением Солнца, люди получили представление о сторонах света и разделении суток на день и ночь, а затем на восход – полдень – заход – полночь. Годовое смещение дневного светила породило понятие круга, разделённого на 365 суток — частей, которые впоследствии превратились в 360 градусов. Будь в году другое количество суток, мы имели бы другую величину окружности.
 
       Попробую пояснить свою мысль. Мы имеем большой цикл — солнечный год, равный 365,24 суток, и 12 малых циклов — синодических лунных месяцев примерно по 29,5 суток. Продолжительность лунного года составляет 354 суток (29,5 х 12 = 354). Среднее между ними удобное для вычислений число и есть 360. Иными словами: большой цикл (год) в 360 градусов можно без остатка разделить на 12 малых циклов (лунных месяцев) по 30 градусов.

      Отмечу, что число 360 не только приблизительно соответствует величине года, но и очень удобно наличием в нём большого количества множителей, что позволяет легко делить окружность на разное количество равных частей. К тому же, оно оканчивается на 0, чего не сказать ни о 354, ни о 365.

      Здесь мы не касаемся проблем гражданского календаря с его поправками из-за прецессии и дробных частей небесных циклов. Астрономический и гражданский календари это всё-таки разные понятия (астрономический — научно строг, гражданский — базируется на нём, но вторичен и отчасти произволен), равно как и геометрические расчёты и календарное исчисление. Это важно понимать. У меня нет сомнений в том, что элементарные основы и понятия геометрии как науки возникли из анализа и обобщений опыта астрономических наблюдений, а не каким-либо иным способом.

      Как я уже писал, Евдокс Книдский пытался ввести величину окружности в 60 градусов, но его система в геометрии не получила распространения и осталась только на циферблате часов. Почему? Ведь 60 тоже удобно делится на 2, 4, 6, 12 и 30. Но если годовой цикл мы определим в 60 градусов, то месячный будет соответствовать 5 градусам (по 6 суток в одном градусе), а это уже явный диссонанс с месячными циклами Луны.
Важно понять, что геоцентрическая система как математическая модель создавалась не произвольно из головы (а возьмём-ка мы число 360, ибо удобно оно наличием большого количества множителей), а в процессе астрономических наблюдений, анализа их результатов, систематизации полученных данных, обобщений, выдвижения научных гипотез и построения общей теории. Эйнштейн отмечает: «Чисто логическое мышление не могло принести нам никакого знания эмпирического мира. Всё познание реальности исходит из опыта и возвращается к нему. Положения, полученные при помощи чисто логических средств, при сравнении с действительностью оказываются совершенно пустыми» («О методе теоретической физики»). То есть, если бы геоцентрическая модель была всего лишь плодом фантазии и абстрактных умозаключений, она не могла бы адекватно описывать реально воспринимаемую картину мира с точки зрения жителя Земли и уж тем более строить точные астрономические карты настоящего, прошлого и будущего с определением положения небесных тел относительно земных и небесных центров и плоскостей.

       Геоцентрическая система — это математическая модель, описывающая известную реальность. Она не плод эзотерических измышлений и арифметических спекуляций с числами. Она опирается исключительно на факты. Мы можем только предполагать, какой она была бы, если бы Земля вращалась в два раза быстрее вокруг своей оси и в три раза медленнее вокруг Солнца, а на её орбите находилось бы четыре Луны, но в этом нет необходимости. Видимая невооружённым глазом Солнечная система могла быть какой угодно, математически же описана древними астрономами та, которая была и каковая есть и поныне. Поэтому 360 градусов окружности напрямую связаны с количеством суток в году, и это железный факт.

       Я полагаю, что становление геометрии как науки происходило благодаря астрономии, и само геометрическое представление о величине окружности, возникло в результате астрономических наблюдений за годовым циклом Солнца.

       К слову, когда египтяне примерно в V тысячелетии до Р. Х. ввели у себя эту систему (солярный год, равный 360 суткам), то пять «лишних» дней они посвятили богам, об этом в своей «Истории» упоминает Геродот (кн. 2, 4). Египетский календарь давал ежегодное отставание на четверть суток или на 1 год за 1460 лет. Позже, в юлианском календаре, это исправили добавлением к 365 суткам одних суток каждые 4 года — эти года, номер которых делится на 4, получили название високосных, от латинского «bissextus».

       Согласно Птолемею, систематические наблюдения за небесными явлениями велись в Вавилоне уже в VIII веке до Р. Х., и он пишет, что «начиная с этого времени, мы имеем большое число древних наблюдений, сохранившихся и до сих пор» («Альмагест», 3, 7). Но я полагаю, что в действительности астрономические наблюдения велись и фиксировались задолго до Вавилона и Древнего Египта (возможно, на протяжении нескольких тысячелетий), а о чём упоминает Птолемей — это сохранившиеся или известные ему записи.

       Следует отметить, что частные наблюдения за небесными телами постепенно систематизировались и послужили базой для выведения общих астрономических законов, составивших основу геоцентрической картины мира. Таким же образом накапливались и систематизировались и астрологические знания о влиянии светил и планет на земные явления и объекты. В известном смысле астрономию можно сравнить с анатомией, а астрологию — с медициной. Как астрономия описывает устройство небесной сферы и характер движения светил и планет, так и анатомия даёт точное описание формы и физического строения человеческого тела в целом, а также отдельных его органов и систем. В свою очередь, медицина, опираясь на эти знания, исследует функции, жизнедеятельность и патологии человеческого организма, разрабатывая теоретические воззрения на психосоматику и специальные методы терапии. Судя по всему, накопление и систематизация астрономических и астрологических знаний происходило одновременно, в тесной взаимосвязи друг с другом.

       Ещё раз хочу повторить свою мысль: в фундаментальном базисе астрологии нет произвольных элементов, все они выведены из опыта наблюдения за реальными фактами. Абстрактные и спекулятивные построения появились значительно позже, в процессе развития астрологической теории. Но это требует отдельного рассмотрения.
Альтернативные взгляды на продолжительность недели и месяца, например, так называемый «древнеславянский календарь», оперирующий 9-суточными «неделями» и 40-суточными «месяцами», так же как и попытка новаторов времён Французской революции ввести исчисление декадами, оказались нежизнеспособными именно потому, что в их основе нет реальных природных циклов, тогда как неделя аналогична 7-суточным циклам Луны.

       Названия дней недели происходят от древней системы, основанной на так называемой «звезде магов», согласно которой, понедельник — это день Луны, вторник — день Марса, среда — день Меркурия, четверг — день Юпитера, пятница — день Венеры, суббота — день Сатурна и воскресенье — день Солнца (наиболее явно это отражено в английских названиях дней недели). Эта модель включает в себя и деление суток на день и ночь, и на соответствующие планетарные часы — по 12 дневных и 12 ночных часов.

       Часы эти неравномерные, и их величина зависит от времени года. Летом дневные часы продолжительней ночных, а зимой — наоборот. Более того, в одной системе отсчёта понедельник начинается с захода Солнца в воскресенье, а в другой — с восхода Солнца в понедельник и т. п.

       Замечу, что величина года параллельно с наблюдением за солнечным циклом могла определяться и по количеству суток между появлениями той или иной яркой звезды, например, Сириуса, как в Древнем Египте.

       Установив, что Солнце движется вокруг Земли по окружности, древние разделили окружность сначала на четыре квадранта — по точкам равноденствий и солнцестояний. Затем каждый квадрант они разделили на 3 части по среднему количеству полнолуний (вариант: новолуний), происходящих в каждом из квадрантов. Согласно общему количеству знаковых событий (новолуний или полнолуний), происходящих в течение тропического года, в среднем получилось число 12. Отсюда понятие о количестве знаков Зодиака, которые есть не что иное, как 12 отрезков солнечного пути на небосклоне (эклиптики). Особо отмечу, что зодиакальные знаки не имеют непосредственной связи с пресловутыми зодиакальными созвездиями.
 Пребывание небесных тел в том или ином знаке Зодиака означает их нахождение в том или ином секторе эклиптического пояса; если более строго: их положение относительно точки весеннего равноденствия (нулевого градуса Овна). В зависимости от положения в том или ином секторе эклиптики меняется активность небесного тела и природа его влияния на земные объекты. Простейший пример: Солнце в летних знаках даёт в Северном полушарии максимум тепла, а в зимних — минимум (исключения — экватор и полюс).

       Таким образом, представление о 12 зодиакальных знаках как 12 секторах эклиптики возникли путём систематических наблюдений за годовым движением Солнца и Луны. Во-первых, было установлено, что зимой Солнце занимает самое нижнее положение относительно горизонта (и ночь в это время длится максимально дольше дня), а летом наоборот — Солнце достигает наивысшей точки над горизонтом (а день длится максимально дольше ночи). Весной же и осенью, когда Солнце восходит точно на востоке (пересекает линию небесного экватора) — день и ночь равны по продолжительности. Так возникло представление о годовом, или солярном, цикле, а также об эклиптике и экваторе и их взаимном расположении. Округлённая величина в З65 суток дала величину окружности в 360 градусов. Будь, например, в земном году 483 суток, полагаю, геометрия знала бы величину окружности в 480 градусов.

      Во-вторых, по новолуниям и полнолуниям было отмечено, что в течение годового цикла происходит в общей сложности 12 новолуний и полнолуний (иногда 13, но для солярного цикла это несущественно), разделённых периодами примерно в 30 суток (лунный месяц). Это дало представление о 12 секторах эклиптики в 30 градусов, которые затем трансформировалось в деление года на 12 месяцев. Из этого следует, что в астрологической теории нет произвольных понятий, все они имеют основу в астрономических фактах. И разглагольствования о пресловутом 13-м знаке суть явное свидетельство полного непонимания подлинной структуры астрономической модели.

       Что же касается расположенных вдоль эклиптики созвездий и их названий, в равной мере можно предположить и то, что на уже известные созвездия были наложены сектора эклиптики, и то, что созвездия в эклиптическом поясе получили свои имена от символических знаков Зодиака. Я склоняюсь ко второму мнению, но в двух словах это не объяснить, поскольку требуются обстоятельные рассуждения о природе знаков Зодиака и генезисе этих представлений, что выходит за рамки данной статьи.
Итак, представление, что каждый знак Зодиака соответствует 30 градусам, связано с округлённым количеством суток в одном синодическом лунном месяце, коих 29,5. Умножив 30 на 12, древние астрономы получили число градусов в полной окружности — 360, что соответствует величине солярного года (не считая пяти «дней богов»).
Понятие о четырёх сезонах возникло также из наблюдений за годовым перемещением Солнца по небосводу, в результате которых были определены точки солнцестояний и равноденствий. Отсюда, в свою очередь, можно заключить,  что данные наблюдения производились в средних широтах, где положение Солнца относительно горизонта и небесного экватора отличается разнообразием, а разделение на сезоны наиболее выражено.

       Мы установили, что движение Луны в течение года дало представление о 12 месяцах, а её месячные циклы (новолуние – первая четверть – полнолуние – вторая четверть – новолуние) дали понятие о семисуточных периодах, т. е. неделе, поскольку каждая фаза длится около семи суток. Таким образом, гражданский месяц состоит из полных четырёх семидневных недель (7 х 4 = 28 — число, почти равное синодическому лунному месяцу) и двух – трёх дополнительных дней. Отметим, что по представлениям древних неделя состояла из шести активных суток и одних суток покоя.

Рис. 2. Зодиак и сезоны. (см.. http://proza.ru/2020/04/16/2385)

       Только потом дни недели соотнесли с семью видимыми небесными телами. Что бы ни утверждали мистики и оккультисты о сакральном значении чисел 7 и 12, свою значимость в жизни человека они приобрели  именно благодаря Луне.
Смещение Солнца и Луны относительно звёзд, а также видимое обращение созвездий вокруг Полярной звезды дали представление о вращении небес вокруг Мировой оси, что стало первым шагом к теории осевого вращения Земли. Это же явление породило первоначальное представление о небе, как о вращающемся над Землёй куполе (полусфере), а затем и представление о сферической форме небес, и — как следствие — шарообразности Земли.
Данный факт красноречиво свидетельствует о том, что наблюдения, лёгшие в основу астрономии и геометрии, производились в средних широтах Северного полушария, где имеется возможность наблюдать не только Полярную звезду, но и очевидное годовое смещение Солнца по дуге Северный полюс (Полярная звезда) — горизонт.
Сферическое небо, обращающееся вокруг Мировой оси в направлении с востока на запад, привело к появлению представления о Небесном экваторе.

Рис. 3. Ось мира.(см. http://proza.ru/2020/04/16/2387)

       Наблюдение за годовым движением Солнца дало понятие об эклиптике (пути Солнца по небесам) и её пересечении с Небесным экватором под углом 23°26’ в точках равноденствия. Это помогло научно объяснить изменение продолжительности дня и ночи в зависимости от положения Солнца в Зодиаке.

      Обнаружение прецессии — смещения точек равноденствия с востока на запад со скоростью 50,27 угловых секунд в год — позволило построить модель спиралеобразного обращения полюсов эклиптики вокруг мировых полюсов.
Представление о природе аспектов: соединении (0°), секстиле (60°), квадратуре (90°), трине (120°) и оппозиции (180°) — было выведено из наблюдений за фазами ближайшего к Земле небесного тела — Луны, поскольку лунные фазы напрямую зависят от её углового положения по отношению к Солнцу. Затем стали использовать эту систему для определения взаимодействия планет, расположенных относительно Солнца и друг друга под различными углами.

Рис. 4. Эклиптика.(см. http://proza.ru/2020/04/16/2388)

      Наблюдение за видимыми планетами: Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном — их остановками и ретроградным движением, в результате которого они описывают замысловатые петли на небосводе, привели к построению геоцентрической модели Космоса, объясняющей это явление и позволяющей с большой точностью рассчитывать положение небесных тел относительно звёзд и горизонта в любой период времени. Таким образом, в основе геоцентрической модели Вселенной лежит реальное положение вещей, рассматриваемое с позиций земного наблюдателя.

       Можно перечислять и дальше, но полагаю, и этого вполне достаточно для понимания, что астрология родилась из опыта, из систематизации наблюдений за реальными астрономическими явлениями, а не из мистических прозрений или через откровения «высших сил». Геоцентрическая модель Мира полностью доказывает земное происхождение астрологии (а также астрономии и геометрии), и опровергает все гипотезы о её неземном происхождении. Поэтому те, кто утверждают, что астрологическое знание люди получили от сверхсуществ и потому оно оккультно по природе, либо недостаточно хорошо разбираются в астрологии, либо являются шарлатанами.

                Продолжение: см.http://proza.ru/2020/04/18/2116   


Рецензии
Чёткое повествование, обоснованность выводов делают Вашу, Лео, работу интересной даже для неспециалистов.
Как мне кажется, геоцентрическая модель мироустройства соответствует представлениям человечества о его первостепенной роли в природе.
С глубоким уважением,

Светлана Лось   03.05.2020 15:34     Заявить о нарушении
Уважаемая, Светлана, текст обращён именно к читателю, не обладающему специальными знаниями по данной теме. Будь он предназначен для специалистов, то был бы написан другим языком. Рад, что моя работа Вас заинтересовала.
Всего доброго!

Лео Корсо   03.05.2020 16:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.