Варачан

Города призраки Руси, России, СССР.
==================================
     Это была столица царства гуннов и савир в Древнейшей Хазарии в 7-м веке. Расположен город был где-то на территории Дагестана.
     В арабских источниках Беленджер именуется страной многих городов, а её главным городом арабы называют Варачан.
     Называли Варачан по-разному: Вараджан, Беленджер, Семендер, а летописи сообщают также, что одно и тоже название носили разные города.
     По одной версии размещают Варачан в районе Буйнакска, на месте городища Урцаки, на котом сохранились отложения средневекового периода, которые археологи соотносят с Варачаном. Вокруг города в этом месте было несколько кладбищ, в которых археологи нашли ямные могилы, были там и катакомбные могилы под небольшими насыпями. Все они датируются промежутком между 7-м и 9-м веками, когда городом владели хазары.
     Группа исследователей поддерживает идею Минорского, который размещает город Варачан на городище неподалёку от села Баршли. Они считают, что название села претерпело тюркоязычную многовековую реконструкцию от слова «варачан», имеющего ирано-армянское происхождение.
     По другой версии Варачан идентифицируют с Беленджером, который в свою очередь сопоставляют с селением Тарки вблизи Махачкалы, недалеко от моря. Хотя арабские писатели упоминают Тарки отдельно от Беленджера.
     Некоторые историки Беленджер идентифицируют на городище у села Чир-Юрт, что на реке Сулак в Дагестане, предполагая, что это был Варачан.
     Армянская География размещает Варачан в местности к северу от Дербента, называя город столицей Древнейшей Хазарии в 7-м веке. Здесь находилось царство гуннов, а дальше на север от Варачана стояли города гуннские Чуигарс и Мсндр, по всей видимости Семендер. Армянские источники часто называют Беленджер Варачаном, когда город был столицей Берсилии.
     Армянские, византийские, арабские, еврейские источники упоминают Варачан, как столицу Гуннского царства, частью которого была Барсилия.
     Масуди, арабский писатель 10-го века, под Варачаном понимает царство гуннов Джидан, называя его города самыми могущественными в этих местах Кавказа.
     В 682-м году правитель Албании Вараз-Трдат отправил посольство епископа Исраэля к Алп-Илитверу в страну гуннов, который встретил главу армянского посольства в своей столице Варачане, названный армянами великолепным. Целью посольства было наладить христианизацию населения этой страны и её городов.
     Масуди отмечает, что жители Дербента терпят неприятности от соседства с неспокойной страной Варачан, столицею которой Масуди называет город Семендер, населённый хазарами, из которых наиболее крупной группой была та, что состояла из барсил-берсула, подразделения булгар.
     В 722-м году, по сообщению Ибн ал-Асира, арабский военачальник Джаррах во время первой войны с Хазарией расположился у города Ванандар, который сами хазары называли Беленджер, булгары, в нём проживавшие, называли его Булкар. Арабы насчитали в нём 40 тысяч домов, в которых жили тюрки. В армянских известиях о стране гуннов этот город называется Варачан.
     В 723-м году, когда арабы взяли Беленджер, то оказалось, что пленных нечем было кормить. Тогда арабские полководцы решили их всех утопить, чтобы они не разбежались. Это сообщение похоже на легенду, поскольку по информации тех же арабов город Варачан отстоял от моря на день пути, а рядом больших вод не наблюдается.
     В 730-м году Мерван осуществляет очередной поход в Хазарию. Армянские историки, со слов армянских воинов, участвовавших в арабской армии, отмечали, что одной из главных целей этого похода было взятие города Варачан, с помощью которого гунны могли контролировать все торговые и военные перемещения севернее Дербента. Вардан, армянский автор, тоже пишет о некоей большой воде, куда кидались жители города при приближении Мервана.
     По всей видимости на Варачане участие армянских дружинников в этой войне и закончилось, дальше они не пошли, оставшись в городе и его окрестностях. Это говорит о культурной и этнической близости армянских воинов и какой-то части жителей города на тот исторический момент.
     Масуди, арабский историк, писавший в 10-м веке, называл Варачан столицей царства Серир, объединившего Князей местных гор, называя его самым значимым в этих краях. После ухода Мервана в 730-м году из пределов Хазарии, царство Серир распалось на Савирское и Барсилское царства, которые продолжали оставаться под политическим и торгово-экономическом влиянием хазарской знати.
     В 732-м году разразилась третья война между Хазарией и Халифатом. В Хазарское царство вторглись армии Масламы. По сообщениям его писарей, Маслама взял Хамзин, Беленджер и Семендер. Сообщая о том же событии, Я'куби, тоже арабский автор 9-го века, называет город не Беленджером, а Варачаном, где арабов встретило войско хазар, возглавляемое самим каганом.
     Когда Маслама в 732-м году разгромил Варачан, его крепость и посады, которые арабы относили к стране Беленджер, хазары решили перенесли свою столицу на Итиль, а Беленджер с Варачаном получили именование Семендер.
     В Дагестане есть гора Варсан, название которой намекает на существовании в её видимости города Варачан. Дагестанские историки считают Варачан древней столицей дагестанских гуннов, а Баршалию или Варсалию они называют древней родиной хазар, откуда они вышли и создали крупнейшее объединение послегуннских племён.
    Знали о древней родине хазар и арабские писатели. Балазури и Кудама, сообщая о встрече персидского шаха и хазарского кагана, называли местом их беседы ал-Варшалию, что располагалась к северу от Дербента.
     По хазарскому преданию в горе Варачан была пещера, о которой рассказывает Галеви в «Хазарской Книге» в связи с обращением хазарской знати в иудейство.
     Согласно Галеви, одному из хазарских царьков по имени Булан было несколько видений. Хазары тех времён были самыми лучшими толкователями сновидений. Ему растолковали, что Булан должен ехать на гору Варсан, которая стояла у моря, где он найдёт то, что сделает его величайшим царём всех хазар. Явившись туда, Булан нашёл пещеру, в которой были старцы, растолковавшие ему Старое писание, оказавшимся Торой.
     В этой пещере Булан и его окружение приняли новую веру и совершили обрезание.
     По описаниям персидских хронографов деяний Ануширвана времён гунно-персидских войн начала 6-го века за обладание Прибрежьем Каспия Варачан был заложен в 5-м веке на холме в дневном переходе от берега Каспийского моря. Он возник в гуннскую эпоху, когда здесь был проложен торговый путь из Малой Азии на Итиль и далее через переволоки на Север и Запад.
     Персы заложили город с перспективой на будущее, не пожалев средств на возведение Крепости со стенами и валами. Здесь возникла перевалочная база для купеческих караванов на торговом пути из Малой Азии в Гуннское царство.
     Табари отмечал, что с башен этого города хазары постоянно наносили арабам чувствительный урон, когда они вступали на территорию Хазарии в начале 8-го века.
     Исходя из известных истории данных, Варачан имел каменные постройки, деревянные жилища имели каменные фундаменты. Стены жилищ обмазывались глиняной обмазкой.
     В городе Варачан было множество ремёсел, одним из самых популярных было гончарное ремесло. Окружающее население занималось овцеводством и земледелием.
     По описаниям, данным в Истории Албан, вблизи города Варачан находился гигантский дуб, которому гунны поклонялись как Богу громовику Куару, который почитался Князем города и его дворянами и считался ими спасителем богов, жизнеподателем и дарователем всех благ.
     Сам Варачан и окружающая его территория обживалась либо самими хазарами, либо близко родственным хазарам племенем, которое было оседлым, земледельческим, скотоводческим.
     По всей вероятности, Варачан-Беленджер не всегда находился в составе Хазарии, а представлял особое владение, находившееся в вассальной зависимости у хазарского царя, который в мирное время не вмешивался в дела города.
     Может быть поэтому Хазарский царь во время своего весенне-летнего кочевания не приходил в Варачан, не считая его своей территорией, которую он обязан был посетить.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии