От Ватто до Давида Ж. О. Фрагонар
Пожалуй, самым блестящим импровизатором во французской живописи XVIII века был Фрагонар. Он родился на юге Франции, в Провансе, что, вероятно, объясняет пламенный и несдержанный темперамент художника. Стремительность его натуры проявлялась не только в редкостной свободе кисти, но даже в краткости его подписи – Фраго. Он был учеником Буше, и в его живописи, пожалуй, в последний раз озорно и насмешливо проявил себя капризный и прихотливый стиль рококо. Однако рококо не исчерпывает искусства Фрагонара, в нём уже явственно видны новые тенденции, которые проявляются и в обращении к темам бытового жанра, и в том, что он отдаёт дань увлечению классическим искусством.
Фрагонар учился несколько месяцев у Шардена, глубокое и искреннее искусство этого мастера, видимо, произвело на молодого художника неизгладимое впечатление, что позднее проявилось в обращении Фрагонара к жанру семейных сцен.
С 1756 по 1761 год Фрагонар жил в Риме. Воспоминания о прогулках среди античных руин, а также влияние творчества его римского друга Гюбера Роббера ощущается в этюде «Прачки» (Амьен, Музей Пикардии), написанном в 1761 году вскоре после возвращения из Рима. Отношение Фрагонара к классическому миру чуждо педантизма. Изображая полуразрушенную античную лестницу, он наделяет улыбкой дремлющего мраморного льва и сообщает столь заразительное веселье двум прелестным итальянским прачкам, развешивающим бельё, что даже статуя Аполлона, затерявшаяся в тени кипариса, не может, кажется удержаться, чтобы не обменяться с ними беглой репликой. Но всё это увидено как бы вскользь. Главное, что привлекало Фрагонара в этом этюде, была живая игра пятен света и воздушность прозрачных теней. Не случайно центром композиции является изображение ослепительно сверкающего на солнце белоснежного белья. Живописный талант Фрагонара раскрывается здесь с неподражаемым артистизмом.
Истинный сын XVIII века, Фрагонар писал и портреты. Его привлекали натуры поэтические и одухотворённые. Однако пылкому воображению художника недостаточно былдо просто передать портретное сходство. Портрет господина де ла Бретеш, названный Фрагонаром «Музыкант» (Париж, Лувр, 1769), входит в серию «Воображаемые образы». Здесь нет никакого декора или символики, только музыкальный инструмент определяет позу модели. Однако богатейшая оркестровка цветовых сочетаний, бурность импровизационного исполнения этого эскиза ассоциируется с яркой стихией музыкальных звуков. Художник был так захвачен своим замыслом, что исполнил эту картину за один час, о чём свидетельствует надпись на обороте холста. Виртуозность, свобода письма вызывают в памяти искусство таких мастеров XVII века, как Хальс и Вермеер Дельфтский.
Портрет прославленного Денни Дидро (Париж, Лувр), руководившего созданием Энциклопедии, представляет одно из лучших полотен не менее знаменитой серии «Вдохновенные образы» и был создан в тот же период, что и предыдущая картина. И хотя портретное сходство здесь безусловно, Фрагонар создаёт образ более широкий и обощённый. Подвижность мазков и удивительная точность ударов кисти призваны передать вдохновение и живую игру мысли. Следует вспомнить, что Дидро, так же, как его соотечественник скульптор Фальконе, имел многочисленные связи с Россией. Екатерина II в переписке с ним обсуждала многие интересовавшие её вопросы, связанные с философией и искусством. Она пользовалась советами Дидро при приобретении картин французских художников для своих коллекций. Благодаря её энергии и вкусу в России оказалось первоклассное собрание произведений французской живописи. В 1773 году Денни Дидро по приглашению Екатерины II посетил С.-Петербург и провёл там пять месяцев, занятый, по его собственным словам, тем, чтобы «свидетельствовать государыне своё усердие, преданность и признательность».
Дидро оказал огромное влияние на формирование художественных вкусов своей эпохи. Его регулярные обзоры «Салонов» отличаются идейностью и страстностью. Он поднимал искусство, являвшееся провозвестником новых идеалов. С одной стороны, это были бытовые жанры Грёза, с некоторой театральной тенденциозностью создававшего циклы из жизни добропорядочных представителей третьего сословия, с другой – произведения в классическом духе, вроде пейзажей Верне и Гюбер Роббера. Идеи, выдвинутые Дидро, во многом предвосхитили поиски мастеров эпохи кануна революции.
Картина Грёза «Выбор «бобового» короля» (1774, Монпелье, Музей Фабра) – один из лучших примеров серии нравоучительных картин из семейной жизни, которые принесли художнику славу. Каждый персонаж, включая самых юных, является носителем определённых чувств. Сейчас эти чувства нам кажутся слишком театральными и рассчитанными на эффект, но современников они увлекали, и картина вызывала неподдельное восхищение.
Свидетельство о публикации №220041600424