Кричинские, Крычынские

Кричинские, Крычынские


***

Компиляции

Примечание.

Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.

В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Князь Айдар из Кричина

***

Статья Рахмет Baitasau-

По С. Дзядулевичу Завадские (Завацкие), князья, имеющие общее происхождение с Кричинскими.

Их родоначальник, князь Айдар из Кричина, известный около 1506г., отец Хуссейна, предка рода Токош и Казка, который около 1520г. владел землями в Прудзянах за рекой Вака и поэтому назывался Завацким.

https://www.picbear.org/media/BjmS53AgdzO




Беларуская (літоўская) татарская шляхта

***

« : 01 Октябрь 2008, 17:04:51 »

Список фамилий татар Речи Посполитой
Сайт TATARZY POLSCY

Кричинские
KRYCZY;SKI [NAJMAN-MURZA-NAJMA;SKI] herb;w Radwan i Radwan odm.
http://www.tatarzy.tkb.pl/
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0




Список фамилий татар Речи Посполитой

Сайт
 TATARZY POLSCY

,
Крыницкие
 ,
Крычынские
,
Кубачевские
,…

http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf



Chor;giew tatarska Aleksandra Kryczy;skiego

***

Po ;mierci Jaremy Wi;niowieckiego to Jan II Kazimierz prowadzi; armi; koronn; przeciwko powsta;com kozackim.
Chor;giew tatarska Aleksandra Kryczy;skiego – chor;giew tatarska jazdy koronnej II po;owy XVII wieku.

Rotmistrzem chor;gwi by; Aleksander Kryczy;ski. Jej ;o;nierze brali udzia; w dzia;aniach zbrojnych powstania Chmielnickiego 1648-1655.

Wchodzi;a w sk;ad wojsk koronnych prowadzonych jesieni; 1654 przez hetman;w Stanis;awa Potockiego i Stanis;awa Lanckoro;skiego.

W 1672 ;o;nierze chor;gwi przeszli na stron; Turcji i su;tana Imperium osma;skiego Mehmeda IV.

Bunt Tatar;w w 1672

Pierwsze chor;gwie tatarskie zacz;;y porzuca; swoje le;a pod koniec 1671, jednak dopiero wiosn; 1672 dosz;o do prawdziwego buntu jazdy tatarskiej, kiedy to na stron; tureck; przesz;o kilkunastu rotmistrz;w tatarskich wraz ze swymi chor;gwiami.

Byli to m.in.: Adamowicz, Aleksandrowicz, Murza Korycki, Samuel Krzeczowski, Adam Murawski, D;afar Murawski, Hussejn Murawski, Samuel Murza, Samuel Sulimanowicz, Daniel Szab;owski, Lechtezar Szab;owski [1].

Wyst;pieniem tym kierowa; rotmistrz Aleksander Kryczy;ski. Jako jeden z nielicznych do buntu nie przyst;pi; rotmistrz Krzysztof Szachmancer, kt;ry nakaza; swym ;o;nierzom powr;t do Ostroga.

Bejostwo barskie w 1673

J;zef Brandt, Walka o sztandar turecki
Wojna polsko-turecka 1672–1676

;ady;yn (1672) – Huma; (1672) – Kamieniec Podolski (1672) – Korzec (1672) – Lw;w – wyprawa na czambu;y (1672) – Krasnobr;d (1672) – Narol (1672) – Niemir;w (1672) – Komarno (1672) – Petranka (1672) – Ka;usz (1672) – Chocim (1673) – Lesienice (1675) – Trembowla (1675) – Wojni;;w (1676) – ;urawno (1676)
Kiedy armia koronna pod Janem Sobieskim wyruszy;a pod Chocim, zacz;; si; propolski spisek rotmistrz;w lipkowskich. W Barze wybuch;y walki mi;dzy Tatarami, w kt;rych to zamordowano samego beja barskiego Aleksandra Kryczy;skiego. ;mier; przyw;dcy nie za;ama;a jednak protureckiego stronnictwa Tatar;w.

Komend; nad zamkiem w Barze obj;; syn zamordowanego, kt;ry zamierza; kontynuowa; dzie;o ojca. I faktycznie, gdy chor;;y koronny Sieniawski dowiedzia; si; o ;mierci Kryczy;skiego, uderzy; oko;o 20 pa;dziernika 1673 na Bar z cz;;ci; zmierzaj;cego pod Chocim wojska. Spotka; si; tam ze zdeterminowan; obron; i na hetma;ski rozkaz odst;pi; od obl;;enia.

Bar pozostawa; wci;; wierny Imperium osma;skiemu. Nominacj; na nowego beja barskiego otrzyma; rotmistrz Hussejn Murawski, kt;ry utrzyma; twierdz; jeszcze przez rok.

Wydarzenia te zosta;y artystycznie przetworzone w powie;ci Henryka Sienkiewicza Pan Wo;odyjowski, w rzeczywisto;ci mia;y mniej dramatyczny przebieg[2].

Przypisy

; Kolejno;; nazwisk - alfabetyczna.
; Bunt Lipk;w
Bibliografia[edytuj | edytuj kod]
Borawski P., Tatarzy w dawnej Rzeczypospolitej, Warszawa: Ludowa Sp;;dzielnia Wydawnicza, 1986, ISBN 83-205-3747-9, OCLC 830218869.
Konstanty G;rski, Historia jazdy polskiej, Krak;w 1894.

https://pl.wikipedia.org/wiki/Chor




Дворянскоге Депутатское собрание Виленской губернии.

***

Заблоцкие (татарский род; 6),

Криницкие (татарский род),

Кричинские (татарский род),

Лебедзи (Лебедзь, Лебедзя)(татарский род),

Милькамановичи (татарский род),

Михаловские (татарский род; 1; 6),

Мурзы-Мурзичи (Мурза-М.)(татарский род),

http://baza.vgdru.com/11/82054/?pg=1




Каскевич (Казкевичи) - ветвь Кричинских

***

Статья Рахмет Baitasau-

Герб Каскевич князей Каскевич (Казкевич). Каскевичи - ветвь Кричинских.

Их родоначальник, Щесны Олишкевич Кричинский, сын которого Казко, в 1560-1580гг. служивший в почте (отряде) великого литовского гетмана, имел имение в Ошмянском повете, названное от его имени Казкевичами.

Казко жил ещё в 1597г.

Его сыном был Ассан Каскевич.

Сын Ассана Яхья в 1600г. продал большую часть имения Каскевичи князю Бружынскому. Яхья и его потомки взяли фамилию Асанович и до сих пор известны под ней.

Второй сын Ассана Роджко (Родлин) стал родоначальником Рацко .

https://deskgram.net/p/1829736008317483847_3134560184





"В период правления "белых ханов"

***

В начале XIX века один из выдающихся польских историков Тадеуш Чацкий обнаружил в архивах какое-то прошение, в котором польско-литовские татары называли представителей династии Ягеллонов «белыми ханами». Свою точку зрения на эту тему он высказал в статье, опубликованной в «Виленьском еженедельнике» в 1816 году. Гипотезу Т.Чацкого развил в 30-е годы XX века молодой талантливый историк Станислав Крычиньский. «Знаю,— писал он,— что литовские татары называли ханами или «белыми ханами» в своих прошениях и мемориалах королей из династии Ягеллонов. Это характерно для данной этнической группы, к которой относятся наши татары. Они, называя Ягеллонов «белыми ханами», хотели таким образом подчеркнуть их независимость, суверенность и силу».

http://www.misharlar.ru/ttrpolsk.html
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0

Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название происходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман.

Однако мы не находим среди племен Золотой Орды соответствия для уланской хоругви, ибо ее название происходит от княжеского титула улан (улан-оглан — сын), который носили потомки Чингизхана. В польско-литовском государстве этим титулом вначале пользовались лишь князья Ассанчуковичи. Они происходили от жившего в первой половине XV века князя Ассанчука, возможно, одного из многочисленных потомков хана Джучи. Можно предположить, что уланская хоругвь состояла из воинов князя Ассанчука.
Известно, что татарское население на всей территории Речи Посполитой руководствовалось собственным религиозным правом — шариатом, опирающимся на Коран. Оно функционировало во всех религиозных гминах.

До середины XVI века татарское население на польско-литовских землях делилось на три категории, отличавшиеся друг от друга как правами, так и наличием недвижимости. Первую группу, наиболее привилегированную, составляли потомки ордынских султанов и мурз. Титул султана принадлежал в Речи Посполитой только двум татарским родам: Острыньским и Пуньским. Старших представителей рода постоянно именовали царевичами, как потомков господствовавших ханов. Остальные татарские роды происходили от ордынских мурз. Им принадлежал титул князя. Во главе княжеских татарских родов стояли:
Ассанчуковичи,
Баргынские,
Юшыньские Кадышевичи,
Корыцкие,
Крычиньские,
Лостайские,
Ловчицкие,
Смольские,
Ширинские,
Тальковские,
Тарашвиские,
Уланы и Завицкие.

Потомки ордынских султанов и мурз владели большими вотчинами и в них подчиненными холопами. За это они были обязаны нести конную военную службу. Они пользовались правами господствующей шляхты <--// Шляхта — польское дворянство //-->. В документах XVI века их называли богатыми татарами. Ими выставлялось на военную службу по одному или по несколько конных воинов, в зависимости от числа имеющейся прислуги или холопских хозяйств.
В списках войска нередко встречаем татар, которые выставляли значительное число кавалеристов.
Богатые татары, особенно князья, кроме подданных холопов, имели также собственных бояр, входивших в состав различных служб.

http://www.misharlar.ru/ttrpolsk.html
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0





От татарских ханов и мурз произошли польские князья

***

Ассанчуковичи (прямые потомки Джучи),

Барчынские,

Юшыньские,

Кадышевичи,

Корыцкие,

Крычиньские,

Лостайские,
Левчицкие,
Смольские,
Ширинские (одна из ветвей),
Тальковские,
Тарашвиские,
Уланы и Завицкие.

Два татарских рода в Литве и Польше сохранили султанские титулы:

Острыньские (от Азубек-Солтана)

и

Пуньские.

Их потомков называли царевичами. Они участвовали в Грюнвальдской битве. Знатных татар называли в Польше магометанской шляхтой — Фурсов-Белицких, Карачевичей, Рудницких и других.

https://vk.com/topic-3760513_23658270




Татарские князья в Российской Империи

***

Статья написана С.В. Думиным

…Особую группу татарских княжеских родов в Российской империи составляют некоторые роды литовско-татарского дворянства.
Литовские татары, как группа служилых людей, сложились в конце XIV – начале XVI вв. из переселенцев и пленных ордынцев, среди которых были и представители улусных князей, и рядовые воины. Смешанные браки, разрешенные им первое время, уже в середине XVI в. привели к их славянизации. Как и для боснийских мусульман (но по противоположной причине), родным языком для них с этого времени является славянский (старобелорусский, позже польский, белорусский и теперь также русский) язык. Сохраняя магометанское вероисповедание, литовские татары не пользовались политическими правами шляхты (правом избирать короля, депутатов сейма), в остальном же были уравнены с литовской и польской шляхтой-христианами. Они имели право владеть крепостными крестьянами, сохранив его (в изъятие из общих российских законов) и после присоединения восточных земель Речи Посполитой к Российской империи. Многие татарские роды в Великом княжестве Литовском носили княжеский титул и титул мурз (причем последний, как ни странно, был распространен меньше, и считался достоянием наиболее знатных родов).

С княжеским титулом доказали дворянство в Виленской, Гродненской и Минской губерниях и в Царстве Польском в первой четверти XIX в. и употребляли его в официальных документах следующие роды:

АЛИЕВИЧ (герба Стржала);

БАЗАРЕВСКИЙ (герба Сверчек);

БАЙРАШЕВСКИЙ (герба Лук);

БАСАРЖЕВСКИЙ (герба Сверчек);

БОГУШЕВИЧ (герба Гоздава);

ВЁСНОВСКИЙ (герба Ксенжиц);

ДЗЕНАЕВИЧ (герба Топур);

ДОВГЯЛЛО (герба Кайшылы);

ЖДАНОВИЧ (герба Пржияцель);

КЕНСКИЙ (МИНЬКЕВИЧ-, герба Радван);

КОРИЦКИИ (герба Циолек);

КРИЧИНСКИЙ (НАЙМАН-МУРЗА,

МУРЗА-НАЙМАНСКИЙ-, герба Радван и Радван с изменением);

КУРМАНОВИЧ (герба Тржаска);

ЛЕБЕДЗЬ (герба Ла-бендзь);

ЛОВЧИЦКИЙ (БОГАТЫРЕВИЧ-, герба Сас);

МЕЛЕХ (герба Пржияцель);

МИЛЬКОВСКИЙ;

МИСКЕВИЧ (МИСЬКЕВИЧ, герба Правдзиц);

МУСИЧ (герба Лелива);

ОБУЛЕВИЧ (КОНДРАТ-МУРЗА-, герба Радван),

РОМАНОВИЧ (герба Котви-ца);

РЫЗВАНОВИЧ (герба Пржияцель);

СЕЛИМОВИЧ (герба Акшак),

СУЛЬКЕВИЧ (герба Прасса);

СУЛЕВИЧ (СЮЛЕВИЧ, герба Ксенжиц);

УЛАН (герба Улан);

УЛАН-МАЛЮШИЦКИЙ (герба Улан);

ШАГУНЕВИЧ (герба Тржаска);

ШУМСКИЙ (герба Погоня-4);

ЮШИНСКИЙ (герба Гарчинский);

ЯБЛОНСКИЙ (герба Ясеньчик) [98].

Титул мурзы употребляли (прибавляя его к фамилии) следующие литовско-татарские семьи:

АХМАТОВИЧ (МУРЗА-, БИЛЯЛ-МУРЗА,- герба Ахмат);

БАЗАРЕВСКИЙ (герба Базан, он же Баженский);

БАРАНОВСКИЙ (ТУГАН-МУРЗА-, МУРЗА ТУГАН-СКИЙ, герба Туган);

БАСАРЖЕВСКИЙ (см. выше);

БУЧАЦКИЙ (ТАРАК-МУРЗА, герба Тарак);

ДОВГЯЛЛО (см. выше);

ЖДАНОВИЧ (см. выше);

ЗАБЛОЦКИЙ (МУРЗА ИЛЛОРИЙСКИЙ, герба Иллория);

КОРИЦКИЙ (герба Корица);

КРИЧИНСКИЙ (см. выше);

КРЖЕЧОВСКИЙ (герба Нурсеит);

МУРЗИЧ (МУРЗА-, из мурз, герба Лук);

МУСТАФИЧ (герба Месяц);

МУХА (герба Кена);

ОБУЛЕВИЧ (см. выше);

РЕЙЖЕВСКИЙ (герба Мохырин);

СОБОЛЕВСКИЙ (КОНКИРАНТ-МУРЗА-, герба Месяц);

ТАЛЬКОВСКИЙ (герба Радзич);

УЛАН-МАЛЮШИЦКИЙ (см. выше);

ХАЗБИЕВИЧ (герба Божаволя);

ЮШИНСКИЙ (см. выше) [98].

Семьи, перечисленные здесь с титулами мурз, и некоторые из родов, употреблявших княжеский титул, происходят от ордынских князей, и их предки пользовались этим достоинством в литовских владениях с конца XV – начала XVI вв.
Известны и другие литовско-татарские семьи, в XIX в. и позже не употреблявшие княжеский титул, которые в польской генеалогической литературе считаются ветвями княжеских родов. Так, например, род татар Мухля (герба Рудница), утвержденный указом Правительствующего Сената 21 июня 1861 г. в потомственном дворянстве без титула со внесением в особый для татарских родов список по Минской губернии [1. Оп. 25. Д. 6385], считается ветвью рода князей Тимирчичей-Юшенских (идущей от князя Мухлядина Кульзимановича, толмача и писаря королевской канцелярии, упоминаемого в 50–60-е гг. XVI в.; того же происхождения – от улусных князей племени юшин, уйшун, в Литве в XV–XVII вв. наследственно стоявших во главе стяга татар Трокского воеводства – Юшинского хорунжества, – упоминавшийся выше род князей Юшинских) [226. С. 223].
Употребляли княжеский титул в конце XVI–XVIII вв. предки многих других литовско-татарских дворянских родов: Бабашей, Давидовичей (герба Стржала), Маковецких (герба Помян), Смольских (гербов Араж, Лелива и Лук), Токошей (герба Пелеш) и др. Род Тупальских носил родовое прозвание Сеит (так же назывался герб этой семьи); т. е. присоединил к фамилии титул, присвоенный в мусульманских странах потомкам пророка Мухаммеда; кстати, эта семья, как можно судить по документам литовской канцелярии начала XVI в., одного происхождения с русскими князьями Юсуповыми и Урусовыми и также восходит к князю Эдигею [98].
Из всех этих семей только одна из ветвей князей Кричинских (прямых потомков улусных князей племени найман, чья непрерывная родословная прослеживается в Литве с середины XV в.), сравнительно крупных помещиков Виленской губернии, до самой революции продолжала хлопотать об утверждении в княжеском достоинстве; ее представители именовались князьями и на военной службе, и в имущественных документах, хотя окончательного решения Сената по их делу не последовало. Остальные литовско-татарские роды были признаны Сенатом в дворянстве без княжеских титулов.
В качестве примера родословной литовско-татарского княжеского рода в этом томе приведена литовская ветвь князей Ширинских.
Более подробные сведения о других татарских князьях этой группы мы надеемся поместить в одном из следующих томов нашего издания, посвященном титулованным родам, не получившим окончательного утверждения в этом достоинстве.

Источник: Дворянские роды Российской Империи. – Т. 3. – СПб., 1999.

http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0




Кричинские

***

Из числа польско — литовских татар, записанных в шляхту в XVII веке, особенно после восстания под Липками . В русских дворянах с XVIII века.
(Источник: «Татарские, тюркские, мусульманские фамилии». EdwART, 2009.)
http://dic.academic.ru/dic.nsf/lastnames/16306



Кричинский — фамилия:

***

Кричинский, Ельяш Иосифович — Георгиевский кавалер; майор; № 5256; 1 декабря 1835.
Кричинский, Самуил Борисович — Георгиевский кавалер; полковник; № 7561; 1 января 1847.
Кричинский, Степан Самойлович

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Aleksander Kryczy;ski

***

Aleksander Kryczy;ski (zm. 1673 w Barze) – tatarski wojskowy, rotmistrz chor;gwi jazdy tatarskiej, najpierw po stronie Rzeczypospolitej, a nast;pnie od 1672 po stronie Imperium osma;skiego.

Uczestnik dzia;a; zbrojnych okresu powstania Chmielnickiego i wojny polsko-tureckiej 1672-1676.

Bej twierdzy w Barze, zamordowany w 1673 przez uczestnik;w propolskiego buntu Tatar;w. W;adz; na barskim zamku obj;; w;wczas jego syn.

Dzieje Kryczy;skiego mog;y dostarczy; inspiracji do wymy;lenia postaci Azji Tuhajbejowicza.

Bibliografia

Borawski P., Tatarzy w dawnej Rzeczypospolitej, Warszawa: Ludowa Sp;;dzielnia Wydawnicza, 1986, ISBN 83-205-3747-9, OCLC 830218869.

https://pl.wikipedia.org/wiki/Aleksander_Kryczy




Кричинские (Крычинские)

***

…Однако в конце 16-начале 17 веков пришла новая волна. Татар на белорусских землях, укоренившихся здесь и живших очень мирно, несмотря на их воинственный характер, стали ущемлять и требовать принять христианство. Тогда около трехсот родов перешли в христианство. Лишь некоторым позволили и дальше исповедовать ислам. Принятие христианства помогало сохранить шляхетское звание.
 
- Так было до 1674 года. В том году татарский полковник Ян Крычинский поднял бунт липок. Бунт не был воинственным – просто вся воинская элита поднялась и мигрировала в Османскую империю, - говорит эксурсовод.
 
Липка – так называли на Востоке ВКЛ. И татары, живущие на территории княжества потому звались "липки", или - "татары липковы".
 
С их уходом наша земля потеряла сильных офицеров – полковников, ротмистров, хорунжих.
 
- В результате переговоров татары, которые уехали вместе с Крычинским, возвращаются назад. Их полностью восстанавливают во всех правах, потому что кроме них, по сути, некому было воевать, - рассказывает непростую историю своих предков Арсэн.
 
Известно, что белорусские татары всегда являлись последовательными сторонниками независимости Беларуси. Как только подворачивалась возможность повоевать за независимость и суверенитет нашей страны – они тут же ввязывались в бой. Восстание Тадеуша Костюшко, восстание Кастуся Калиновского – оба были активно поддержаны белорусским татарами.

Читать полностью: 
https://news.tut.by/society/345245.html




Кричиньский   Константин

***

Бригадный генерал

Одним из первых польско-литовских татар, получивших высокое звание генерал-лейтенанта российской армии, был Константин Кричиньский (1847-1924). Он являлся выходцем из знаменитого княжеского рода с Виленщизны, потомки которого прославили себя в ратном деле. Следуя семейным традициям, Кричиньский закончил военное училище и с 1868 года начал свою карьеру в российской пехоте. На его долю пришлось две войны: русско-турецкая (1877-1878) и русско-японская (1904-1905).

В данном очерке речь пойдет об участии Кричиньского, его дивизии и бригады, которой он командовал, в войне с Японией. Основным источником послужили сборники приказов, исследования военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны, доклады, сделанные в Николаевской академии Генерального штаба, ежемесячный журнал "Военный сборник" за 1904-1905 годы, различного рода мемуары и т.д.

К сожалению, даже по ним невозможно до конца проследить боевой путь генерала, ибо на протяжении всей войны в российской армии царила страшная неразбериха, в том числе и в управлении войсками. Чтобы не показаться предвзятыми, приведем донесение командира корпуса генерала Соболева генералу Сахарову: "...генерал Церпицкий в последних боях не имел под своей командой ни одной части своего корпуса. Многие начальники ездили с одним конвоем. Ибо части их были рассыпаны по полкам, батальонами и даже ротами по разным отрядам. Шли толпы, составленные из разных армий, корпусов и дивизий. За все время войны я одни сутки, и то неполные, не имел в своих руках корпус в полном составе..."1 Под этими словами мог бы смело подписаться и генерал-лейтенант К. Кричиньский.

Как свидетельствуют документы, он в качестве командира бригады на войне оказался практически с ее начала. Уже с 22 февраля 1904 года его воинское подразделение входило в 6-ю Восточно-Сибирскую стрелковую дивизию2.

Летом 1904 года генерал Кричиньский принимал участие в боях в составе Восточного отряда под командованием Келлера3. В середине июня подчиненные ему подразделения входили в авангард, которому предписывалось производить разведку противника мелкими партиями.

В первой половине июля, находясь на Янзелинском перевале, Кричиньский временно вступает в должность командира 6-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии вместо отправленного в госпиталь генерала Романова4. 11 июля в 23.00 Келлер шлет ему телеграмму, в которой требует как можно "скорее привести в исполнение постройку 3-х или 4-х укреплений на левом фланге"5. Речь шла о срочном усилении Тхавуанской позиции. Кроме того, ему предписывалось "отвести 4-ю батарею 6-й артбригады с занимаемых позиций и отправить ее за Янзелинский перевал"6.

Последующие дни ушли на выполнение этих распоряжений. В ночь с 17 на 18 июля исполняющий должность командира 6-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии генерал-майор Кричиньский отдал приказ о занятии его подразделениями обозначенных позиций7, ибо японцы активизировались и начали наступление, причем там, где стояли полки его бригады. В отражении атак противника особенно отличался 21-й полк, показав доблесть и храбрость8. Хуже дела обстояли в 23-м полку (командир полковник Волков). В полдень 18 июля Кричиньский получил сообщение от подполковника Покатило (командир 3-ей батареи) об отступлении двух рот этого полка. Комдив сразу же отреагировал полевой запиской: "Полковнику Волкову. 1 час 35 минут... Начальник отряда приказал держаться на позициях во что бы то ни стало. Окопы, которые вы освободили, займите во что бы то ни стало". Через пять минут последовала вторая записка, где Кричиньский добавляет: "Начальник артиллерии доносит, что Вы очистили передовые окопы. Что это за окопы? Если это на Тхавуанской позиции, то немедленно занять обратно. Жду донесений"9.

Волков дал соответствующее распоряжение командирам рот, а Кричиньскому сообщил следующее: "Окопы были очищены для укрытия от продольного артогня. Они вновь заняты нашими стрелками, батарее приказано держаться на месте". На этой записке Волкова Кричиньский надписал: "За сообщение благодарю. Жму Вашу руку. Надеюсь на Ваше мужество"10.

Бой тем временем продолжался. 23-й полк отступил и оставил Тхавуанскую позицию. Кричиньский, еще не зная об этом, полагал возможным к вечеру перейти в наступление. Когда же до него дошло это неприятное сообщение, он приказал командиру 24-го Восточно-Сибирского стрелкового полка полковнику Лечицкому вновь овладеть позициями, оставленными 23-м полком. Но предпринятая попытка не удалась11.

Вечером 18 июля состоялся Военный совет по вопросу действий на следующий день. Кричиньскому для задержки противника было приказано занять участок укрепленной позиции влево от 24-го полка. Для этого в его распоряжение передали 23-й Восточно-Сибирский стрелковый полк и 6-ю Восточно-Сибирскую артбри-гаду12.

В начале августа подразделения под командованием генерал-майора Кричиньского находились на правом фланге и в центре Лензанской позиции. Ситуация была относительно спокойной13. Лишь 10 августа в деревне Чипертунь отдается диспозиция для боя его частями и подразделениями14. Однако силы были не равны. Поэтому 13 августа он получил приказ об отступлении к Ляояну на Цафиньтунские позиции15.

Именно здесь 17 августа японцы бросили свои гвардейские части против бригады Кричиньского. Первые удары приняли на себя 23-й и 24-й Восточно-Сибирские стрелковые полки. 21-й полк вскоре пришел им на помощь. В целом части генерала Кричиньского отразили все атаки 10-й японской дивизии16.

Однако 18 августа в 8 часов вечера был получен приказ об оставлении занятых позиций и отходе к Мукдену17.

За бои под Ляояном генерал Кричиньский был отмечен лично командующим 3-м Сибирским армейским корпусом генерал-лейтенантом Ивановым18.

15 сентября 1904 года был издан приказ № 8 по Маньчжурской армии, из которого следует, что 3-й Сибирский армейский корпус, куда входила дивизия Кричиньского, был включен в Восточный отряд под командованием генерал-лейтенанта Штакельберга для участия в наступательной операции на реке Шахэ (22 сентября-3 октября 1904 г.)19. И вновь части генерал-майора Кричиньского показали себя с лучшей стороны.

Во время Мукденского сражения (6-27 февраля 1905 г.) 2-я бригада находилась на левом фланге 1-й Маньчжурской армии. Лично генерал Кричиньский командовал войсками, которые занимали Тюпинтайскую позицию20.

Важно отметить, что командир бригады нес основную ответственность за ведение боя. Бригадные генералы могли потребовать от войск величайшего проявления энергии, не будучи обремененными хозяйственными заботами и перепиской. Они составляли подавляющее большинство среди раненых и убитых генералов21.

В данном контексте очевидно, что генерал-майор К.Кричиньский был не только храбрым, мужественным, но и авторитетным командиром, которому доверяли проведение сложных операций на фронте.

http://www.archive.g...01_1_2/05/05_2/




Кричинский Амурат Мирза Найман

***

Калуга. Фото между 1866-1868. Подполковник Кричинский Амурат Мирза Найман, имам Шамиль и его сын Кази-Мухаммад.
Кричинские герба Радван с изм., с родовым прозвищем Мирза Найман-Бек-Олишкевич, один из наиболее знатных родов литовских татар.







Кричинский Найман Мирза Ольгерд Константинович

***

Статья Рахмет Baitasau-

Кричинский Найман Мирза Ольгерд Константинович (1884-1942).

Литовский татарин.

Родился в Вильнюсе.

Сын генерал-лейтенанта Константина Ильича Кричинского (1847-1925) и Марии Матвеевны Ахматович.

Учился в Виленской и Смоленской гимназиях.

В Смоленске К.А.Кричинский служил командиром полка. В 1908 г. окончил юридический факультет Петербургского университета.

После Октябрьского переворота прокурорСимферопольского окружного суда Крымской республики до весны 1919 г., когда Крым был захвачен Красной Армией.

Затем прокурор Бакинской судебной палаты, товарищ министра юстиции Азербайджанской Демократической республики.

После вторжения Красной Армии в Азербайджан вернулся в Литву.

До 1928 г. мировой судья в различных городах Литвы, затем товарищ прокурора Виленского окружного суда, товарищ прокурора Виленской судебной палаты, товарищ прокурора Кассационного суда в Варшаве, товарищ председателя судебной палаты по гражданским делам в г. Вильно.

2 июня 1942 г. расстрелян по решению Особого Совещания при НКВД СССР.

По некоторым данным предок Кричинских Найман-бек прибыл в Литву из Золотой Орды в 1410-1411 гг.
В 1440 г. сын Наймана Конрад получил деревню Крычан на Березине, а его потомки взяли фамилию Кричинский по её названию.

***

Литовский татарин.
Сын генерал-лейтенанта Константина Кричинского.
В 1911 г. окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1918 г. глава канцелярии Крымского краевого правительства М.Сулькевича.
Затем директор администрации правительства Азербайджанской Демократической республики.
Автор многочисленных работ по истории мусульман Литвы и Польши.
В 1932-1938 гг. редактор научного журнала "Rocznik Tatarski".
После оккупации Польши Германией арестован гестапо.
Расстрелян 27 сентября 1939 г. вместе с 12 тыс. польских интеллектуалов в Пясницком лесу около поселка Вейхеров.

https://vk.com/photo12523752_456239144

***

Кричинский Леон-Найман-Мирза Константинович
Член Правительства АДР, Репрессирован
1887 — 1939/1940

Вступление:

“ В ряду представителей тюркских народов, с честью и достоинством служивших Азербайджанской Республике, были и такие, кто исторически и географически располагались далеко за пределами нашей страны. Среди них особое место занимали польские татары.
Особо следует отметить деятельность и заслуги генерал-лейтенанта Масея Сулькевича (1865-1920 гг.), с марта 1919 года и до большевистской оккупации занимавшего пост первого начальника Генерального штаба азербайджанской армии;
начальника канцелярии правительства и редактора официального правительственного органа, публициста и историка Леона Кричинского (1887-1939 гг.);
его брата, заместителя министра юстиции Азербайджанской Республики Ольгердa Кричинского (1885-1942 гг.) и др.” [1]

Князья Кричинские [2] - сравнительно крупные помещики Виленской губернии. Их представители именовались князьями и на военной службе и в имущественных документах.

Шляхетский род Кричинских пользовался частновладельческим гербом "Радван" - на красном поле золотая церковная хоругвь с 3 концами с мохром, над ней золотой кавалерский крест. Клейнод – над верхом с короной 5 страусиновых пера. Известен с начала 15-го столетия.


Основная Часть:

25 сентября 1887 года в семье Константина Ильича (генерала российской армии, выходца из одного из знатных родов польских татар — Найман) и Марии Матвеевны (урожденной Ахматович) Кричинских родился второй (средний) сын Леон - Леон-Найман-Мирза.

В дальнейшем он часто использовал и другие имена и псевдонимы - Арслан Найман-мурза Олешкевич-Кричинский , Арслан-Бей, Лев-мурза Найманский, Найман-мурза-Олешкович-Кричинский.

В 1887 году семья жила в г. Вильна. [3]
Обучение начал в 1-й Виленской мужской гимназии, а закончил учебу в Смоленской классической гимназии, т.к. отец в 1900 году был назначен командиром полка, расквартированного в Смоленске.

В 1907 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
В студенческие годы Кричинского в Санкт-Петербурге была большая колония мусульман, среди которых были и польские татары.
Леон был одним из активных членов общины польских татар мусульманской колонии.
Во время учебы (1907-1910 гг.) вместе со старшим братом Ольгердом участвовал в создании и фактически возглавлял Союз польских студентов-мусульман. В его состав входили польско-литовские студенты-мусульмане Санкт-Петербургского университета, Института путей сообщения и Технологического института. Целью союза было объединение мусульманских студентов для защиты культурно-просветительских интересов и проведения исследований по истории польско-литовских татар.

В 1911 году защитил диплом на отделении права Санкт-Петербургского университета.

В 1912 году переехал и поселился в Варшаве, где работал в органах суда и принимал активное участие в деятельности мусульманских организаций.

В 1913 году в Варшаве было создано и официально зарегистрировано Варшавское мусульманское общество помощи бедным мусульманам, председателем которого был избран генерал-лейтенант в отставке К. И. Кричинский, а его сын Леон — секретарем.

В это же время начал работу над « Библиографическими материалами о татарах Польши, Литвы, Беларуси и Украины» (опубликована в Петрограде в 1917 г.).[4]

В период Первой мировой войны после угрозы оккупации западных окраин России немецкой армией многие польско-литовские татары оказались в российской столице.
Леон Кричинский также переехал из Варшавы в Петроград. Здесь он участвовал в национальном движении польско-литовских татар и деятельности общемусульманских объединений, в создании Союза татар Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, где состоял секретарем исполнительного комитета.

В конце 1917 года избран председателем Петроградского Клуба мусульман, объединившим многочисленные мусульманские организации столицы.

После Октябрьской революции, подобно многим мусульманским деятелям , был вынужден уехать из Петрограда.

В 1918 году вместе с почти 1000 польских татар перебрался в Крым, а затем - в Азербайджан , где принимал активное участие в национальном движении крымских татар и азербайджанцев.

Леон (в это время он чаще именовался Арсланом) являлся членом правительства двух независимых республик: Крымской (в 1918-1919 гг. выполнял обязанности заведующего канцелярией премьер-министра) и Азербайджанской (в 1919-1920 гг. — директор канцелярии азербайджанского правительства).

В Симферополе был членом городского Совета , кандидатом в делегаты национального съезда крымских татар - Курултая, в Баку - директором Канцелярии Правительства АДР и редактором основных официальных документов.

Выписки из академического труда « АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 1917-1920 ГГ.» (автор - Айдын Гусейнага оглы Балаев - историк , этнограф , доктор исторических наук, сотрудник Института археологии и этнографии НАНА.)[5]
" ДОКУМЕНТЫ
Стр.| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Личный состав служащих правительственных учреждений АДР.
ПРАВИТЕЛЬСТВО АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (Набережная, д. Мир-Бабаева, тел.: Министра-Председателя 3-32, Управления делами 56-87, Директора Канцелярии 56-90, Канцелярии 50-88) Управляющий делами Правительства ПАРВИЗ-МИРЗА (…).

Директор канцелярии Артем ??? КРИЧИНСКИЙ (Бухарская, 24, т. 7-05);

ОСОБЫЙ ОТДЕЛ (Эриванская ул., д. Мир-Бабаева, т. 55-16)

Времен. испол. должн. директора Арслан КРИЧИНСКИЙ (он же врем. г. д. редактора «Вышка» ??? Правительства Азербайджанской Республики)."
В приведенных выписках вызывают сомнение два утверждения – они выделены и даны со знаками вопроса.

Потому, что:

1)

В Правительстве АДР работали два брата Кричинских — Ольгерд и Арслан(Леон).
В семье Кричинских не было сына по имени Артем — третий (младший) брат – Анатолий. [6] [7][8]

2)

Во-первых, приведенное сокращение не поддается расшифровке.
Во-вторых, "Вышка", общественно-политическая газета на pусском языке, выходит с 1 маpта 1928 года.[9]
Официальным органом Правительства АДР была газета "Азербайджан".
Первый номер газеты «Азербайджан» вышел 15 сентября 1918 года в Гяндже.
После выпуска первых 4-х номеров в Гяндже редакция переехала в Баку. [10]

Занимаясь государственной и политической деятельностью, Леон не оставлял и свою научную работу по изучению прошлого мусульманских народностей.

В Баку он издал:

"Очерки русской политики на окраинах" (ч. I : “К истории религиозных притеснений крымских татар.”, 1919; ч. II : “Борьба с Просвещением и культурой крымских татар.”, 1920);
"Документы по российской политике в Закавказье "(совместно с К. Сулькевичем)(1919, 1920, ч. I, II).
В 1920 году, после создания независимого Польского государства, оба брата Кричинских возвратились в г. Вильно, где Леон принял польское гражданство и получил должность судьи. [11]

Продолжал активно участвовать в национально-культурных делах польско-литовских татар.

В 1925 году Леона избрали председателем комитета по подготовке и выпуску будущего «Гербовника татарских  родов в Польше».
Основная тяжесть исследовательской работы легла на плечи представителя христианской ветви еще одного  татарского  рода - С.Дзядулевича.

Леон и Ольгерд Кричинские с Президентом Речи Посполитой (ошибка в написании слова - вместо dem должно быть der).

В 1929 г. избран в Центральный Совет Культурно-просветительского Союза татар Польши.
Организовал в Вильно Народный Татарский музей, коллекция которого состояла из предметов, имевших отношение к прошлому польско-литовских татар.
Коллекция музея располагалась в здании муфтиата и, вероятнее всего, была уничтожена во время разгрома муфтиата в начале Второй мировой войны...

В 1931 году как Глава управления гмины (единица административно-территориального деления Польши) в Вильно открыл народный татарский архив и стал руководителем Татарской библиотеки.

Леон занимался также научной и литературной деятельностью.
По его инициативев 1932 году Центральная Рада Культурно-просветительского Союза татар издала первый том журнала "Rocznik Tatarski".
Два следующих тома вышли соответственно в 1935 г. и 1938 г., выпуск четвертого тома планировалось на 1939 г., но выход издания прервала война.

Мамед Эмин Расулзаде в годы польской эмиграции [12] очень интересовался историей местных татар, близко сошелся и общался с татарской интеллигенцией, религиозными и общественными деятелями.

В 1932 году в городе Вильно стал издаваться "Татарский рочник" ("Татарский ежегодник") под редакцией Леона Наймана Мирза Кричинского.

В первом номере журнала было опубликовано приветственное слово М.Э.Расулзаде, где он очень сочувственно и тепло отзывался о польских татарах:

"О польских татарах и об их интеллигентной прослойке много раз слышал от наших студентов, которые рассказывали мне, что эти представители исламской общины Польши, несмотря на абсолютное незнание татарского, или тюркского (или как они сами выражались мусульманского) языка, относились с горячей любовью ко всему, связанному с нашей религией.
Если кто-нибудь из этих студентов начинал читать стихи из Священной книги мусульман - Корана на совершенно непонятном им арабском языке - это представляло им ничем несравненное наслаждение".
Как главный редактор "Rocznik Tatarski", Кричинский большое внимание уделял научным трудам.
С его изданием сотрудничали знаменитые польские востоковеды, в частности, Станислав Кричинский - автор классического труда "Tatarczy Litewscy" (1938).
В "Rocznik Tatarski" Кричинский публиковывал и собственные работы, а также большое количество документов относительно татар.

В 1932 году избран членом Польского общества востоковедов.
Путешествия в Турцию в 1932 г. и в Марокко в 1934 г. дали ему богатый материал для публикации статей о польских мусульман.

Кричинский является автором "Библиографии по истории татар польских" (Замосць, 1935).
Работа имела высокую научную ценность. Несмотря на это, в ней имели место ошибки в структуре и в описи, поэтому Кричинський планировал подготовить к изданию новую редакцию.

Леон Кричинский работал в польских судебных органах городов Замостье и Гдыня.
С 1932 по 1935 гг. был вице-председателем Окружного суда в Замосце, а затем в Гдыне.

В 1933 году был награжден орденом " Золотой Крест заслуги " (Zloty Krzuz Zaslugi).

В 1936 году Польская Академия литературы вручила ему " Серебряный лавр Академический " (Srebny Wawrzyn Akademicki).

В 1937 году в "Przeglad Islamski" появилась его работа "История мечети в Вильно", в которой был приложенный список основных работ Кричинского.

Помимо "Rocznik Tatarski", Кричинский публиковал свои труды в таких периодических изданиях, как "Lud", "Przeglad Islamski", "Slovo", "Kyrzier Wilenski", "Wschod".

Был трижды женат.

В сентябре 1939 года, сразу же после нападения на Польшу фашистской Германии, Кричинский был арестован гестапо и заключен в лагерь Грабовски (Гдыня), затем его содержали в тюрьме в Данциге (ныне г. Гданьск, Польша).

В конце 1939 года (по другим данным - в начале 1940 г.) был убит в Пясницях [13]под Вейхерово [14].

"В Пясницком лесу поздней осенью 1939 г. немцы расстреляли 12 тысяч поморских интеллигентов Польши.
Среди них был самый известный польский татарин междувоенного времени, председатель окружного суда в предвоенной Гдыни – Леон Кричинский, организатор самого известного татарского ежегодника (вышли 3 тома)..." [15]

Издано в Баку:

Кричинский А. " Очерки политики российского царизма на окраинах." - Баку, Изд-во тюркского культурно-просветительского отдела Азербайджанского союза п/о "Кооперация", 1920.- Часть вторая: К истории борьбы с просвещением и культурой крымских татар (с приложением секретных документов). - С.82.
Кричинский А. " Очерки политики Российского царизма на окраинах." – Баку, Изд-во Союза мусульманской трудовой интеллигенции, 1919. – Ч. I. 1920. – Ч. II.
Кричинский А. " Очерки русской политики на окраинах." Ч. 1. " К истории религиозных притеснений крымских татар." Приложение: секретные документы. - Баку, 1919;
Найман-Мурза-Олешкевич-Кричинский А. " Очерки политики российского царизма на окраинах." Ч. 2. " К истории борьбы с просвещением и культурой крымских татар." (С приложением секретных документов). - Баку, Типо-литография Прикаспийского союза потребительских обществ "КООПЕРАЦИЯ", 1920.[16]

Краткая библиография работ о Л. Кричинском:

А.Н.Самойлович. Литовские татары и арабский алфавит// А.Н.Самойлович. Избранные труды о Крыме. Симферополь, 2000. с. 181-187.
Kneblevski W.X.Wyznawcy Mahometa w Polsce. “Illustr. Kur. Codz”/ 1934 nr 325 (fot).
Konopacki M.Leon Najman Mirza Kryczynski (25/IX 1887-1939)//Przegl.Orienyalistyczny.1964/z.1. s.27-36 (fot).
Muharrem Feyzy-Bey. Lehistanda Hekimlik yapan bir Turk Arslan-Bey tatkikat icrasi Istanbula geldi// Cumhuriyet. 1932. Nr z 14/VII s. 5/
K.N.-M.L.Tatarzy polscy a wshod Musulmanski//Rocznik Tatarski. T.2, 1925, s.1-130.
Jozef Sulimovicz. Kryczynski (Najman Murza Kryczynski) Leon//Polski Slownik Biograficzny. Warszava-Krakow. 1970. T.XY. S. 455-456.
Rocznik Tatarski. T.1, 1932, s. 322, 327, 329-332 (Kronica).

Память:

" 24 марта 2007 г. в Гданьске (Республика Польша) состоялось торжественное открытие обновленного Татарского культурного центра имени Леона Крычинского.
Об этом сообщает официальный сайт Исполкома Всемирного конгресса татар.

Главной задачей в деятельности Татарского Культурного Центра является ознакомление жителей Гданьска и Поморского региона всех национальностей с богатыми традициями многовековой татарской культуры.

На открытии Центра присутствовали власти Поморского воеводства и города Гданьска, дипломатический корпус, представители татарских диаспор из Литвы, Латвии, Белоруссии, Германии и других стран, видные деятели культуры и науки, СМИ.

В рамках этого мероприятия также была проведена обширная культурная программа."

(Из сообщений Министерства культуры Польши).

31.05.2013, 20:20, БАКУ, 31 май - 1NEWS.AZ
"В Польше состоялось открытие памятной доски в честь братьев Кричинских." [17]
Примечания:

; [1]
; Прямые потомки улусных князей племени найман, чья непрерывная родословная прослеживается в Литве с середины XV в.
; До 1918 г. - русск. Ви;льна, в 1919 - 1939 гг. — Ви;льно польск. Wilno - центр Виленской губернии, входившей в состав Российской империи.
; Это большая брошюра, в которую включены 239 названий книг о литовских татар и 11 рукописей, распределенных по рубрикам (история, геральдика, статистика, этнография и др.); есть алфавитный указатель авторов.
; В 1920—1922 годах Вильно был столицей государственного образования Срединная Литва. 20 февраля 1922 года Виленский сейм принял постановление о присоединении города и края к Польше. На территории бывшей Срединной Литвы было сформировано Виленское воеводство.
; Мамед Эмин Расулзаде В 1931 году уехал из Турции. Жил в Польше, где женился на Ванде, племяннице польского диктатора Пилсудского.
; Пясница Велька, польск. Pia;nica Wielka — село в Польше, округ Пуцк, Померанское воеводство. Во время Второй мировой войны эсэсовцы казнили под Пясницей около 12000 мирных жителей: представителей польской и кашубской интеллигенции, а также около 1200 психически больных из местных больниц. Казни продолжались с октября 1939 по апрель 1940 г.
; Вейхеро;во (польск. Wejherowo, нем. Neustadt in Westpreussen) — город в Польше, входит в Поморское воеводство, Вейхеровский повят. Имеет статус городской гмины.

http://www.ourbaku.com/index.php5/--,_.






Кричинский Леон (Арслан)
Кричинский Ольгерд

***

При таком подходе новым содержанием наполняется и исторический дискурс татарской литературы.

Согласно геопоэтической концепции, например, пространство моделирует
точку зрения (в плане антропологии), исходя из которой писатель описывает
наблюдаемые ним действия. Конечно, воображение о пространстве европейцев отличается от того, как воспринимают мир представители мусульманского
мира, что особенно ярко высвечивается в документальной прозе, эссеистике
и публицистике.

Однако в произведениях таких авторов, как
Якуб Шинкевич,
Леон (Арслан) Кричинский,
Мустафа Александрович,
Али Исмаил Воронович,
Ольгерд Кричинский явно выражено «двойное» самоопределение автора- рассказчика.

Если наши рассуждения отнести к конкретным текстам таким, например,
как «Отчеты о путешествиях» Якуба Шинкевича (1926-1937) и «Под солн-
цем Марокко» Леона Кричинского (1934), то можно заметить, что авторы –
польско-литовские татары, исповедущие ислам, – одновременно «являются»
и «не–являются» представителями европейской культуры.

http://journals.pan.pl/Content/83457/mainfile.pdf




Кричинский Станислав

***

(польск. Stanis;aw Kryczy;ski) (1911-1941) –
историк и журналист, автор ряда научных трудов в области истории, а так-
же монографии Литовские татары
( Tatarzy litewscy. Pr;ba monografii
historyczno-etnograficznej, Варшава 1938). Писал на польском языке стихи, по-
этическую прозу и воспоминания. Большинство его сочинений сохранились
исключительно в рукописях.

В 1941 г. умер от тифа. В 2014 г. в была издана книга художественных произведений писателя (S. Kryczy;ski, Wspomnienia. Utwory poetyckie. Eseje, wst;p, wyb;r i oprac. G. Czerwi;ski, Bia;ystok 2014.).

http://journals.pan.pl/Content/83457/mainfile.pdf

***

Художественная литература потомков татар Великого княжества Литовского нуждается в культурном переводе.

И что интересно, ни исследование истории социально-политических отношений поляков, белорусов и татар на территориях Великого княжества Литовского, ни анализ истории культуры восточноевропейских татар не решают полностью этой проблемы с позиций истории литературы.

Однако татарская литература, как и любая другая, этой тематикой не ограничивается.
Кроме того, не только этой тематикой определяется оригинальность и высо-
кий художественный уровень литературных произведений восточноевропей-
ских татар.

Знакомясь с поэзией
Станислава Кричинского,
Селима Хазбиевича,
Мусы Чахоровского,
Феликсаса Якубаускаса,
Александраса Вильчинскаса или Адаса Якубаускаса…

http://journals.pan.pl/Content/83457/mainfile.pdf




Кричинский Степан Самойлович

***

Страна
Российская империя
Дата рождения 20 января 1874
Место рождения имение Каскевичи Ошмянского уезда Виленская губерния ныне Ошмянский район Белоруссия
Дата смерти 9 августа 1923 (49 лет)
Место смерти Петроград
Работы и достижения
Учёба Институт гражданских инженеров (1897)
Работал в городах Санкт-Петербург
Важнейшие постройки
Санкт-Петербургская соборная и кафедральная мечеть (участие в проекте)

Степа;н Само;йлович Кричи;нский (род. 20 января 1874 в имении Каскевичи Ошмянского уезда Виленской губернии (ныне в Белоруссии) — ум. 9 августа 1923 после тяжёлой болезни) — русский архитектор эпохи эклектики.

Родился и вырос в семье генерал-майора Самойла Кричинского, представителя польско-литовских мусульман[1]. Мать — Сусанна Давыдовна, урождённая Тольская, жила в 1895 году в Вильно на Мостовой улице. Получил среднее образование в реальном училище г. Вильно. В 1897 окончил Институт гражданских инженеров императора Николая I. С 1900 года работал в качестве главного архитектора в управлении пограничной стражи России.

Знакомился с архитектурой Италии, Германии, Франции, Швеции и Финляндии. Изучал памятники русского зодчества на Севере и в среднерусских губерниях. Исследовал вопросы курортного строительства на Кубани и Черноморском побережье в 1916—1917 годах. Построил 24 здания в различных городах. Принимал участие в возведении крупных сооружений Петербурга.

С 1918 по 1920 год был профессором архитектуры Кубанского политехнического института, а с 1921 года своей альма-матер — Института гражданских инженеров. C 1922 — начальник Архитектурно-строительного управления в Петрограде.

Был женат на дочери Глеба Ивановича Успенского — Марии Глебовне, её брат — Александр Глебович Успенский, также был известным архитектором. В 1904 году в семье Кричинских родился сын Глеб, через год сын Борис, а несколько позже дочь Ирина. Сын Борис позже, в 1925—1926 годах, составил список работ отца.

Умер Степан Самойлович в 1923 году. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_


Рецензии