Пасха моего советского детства

ПАСХА МОЕГО СОВЕТСКОГО ДЕТСТВА
_________________________________________
Пришло время оглянуться назад и вспомнить как тогда мы проводили Страстную и Пасху,что знали об этих Святых,главных для любого христианина днях,­­ и какие предания и даже суеверия существовали у нас советских людей ,не знающих ничего религиозного .

Вспоминаю нашу семью.Наша семья Пасху праздновала всегда .В период моего детства все мы ,к сожалению,были некрещеными ,кроме наших бабушек ,и не знали сути Пасхи и предшествующих ей дней Но куличи всегда пекли и помногу ,и яйца красили.

Поскольку мы всё же жили в семье художника- яйца луковой шелухой мы не красили ,а разрисовывали всегда сами - и это было прекрасно,- сызмальства помню как я едва доставая до стола уже их расписывала как могла .

А когда нас на свете ещё не было- папа накануне прихода гостей на Пасху рисовал их портреты на яйцах . И вручал каждому яйцо с их собственным лицом Бились ,так сказать ,"мордами". Все разбили свои «морды»,но уцелела только лишь" морда " мамина- ее портрет оказался самым крепким и не пробиваемым.
Возвращусь к Вербному воскресенью.

Не помню чтобы мы где-то в те годы ломали вербу или покупали её у бабушек-продавалась ли она тогда вообще?Но помню что у нас в моём в детстве о Вербном не говорили, но уже лет так в двенадцать я ходила к железной дороге на речку Городню и там в половодье ,рискуя упасть в мутные холодные воды реки, ломала её душистые уже с желтыми "цыплятами" ветки.

Сути Вербного Воскресенья и всей Страстной да и самой Пасхи я не знала ,
А когда мне было 13 лет мы как-то гуляли с Оленькой Гвоздевой, моей ныне покойный подружкой ,так рано ушедшей из жизни.

В этот день её мама отмечала юбилей,и она собрала у себя дома лучших своих друзей,в том числе и моих родителей,а дочку Оленьку отправила ко мне.
Вот мы сначала бродили по центру весенней Москвы ,а потом почти на закате продолжили гулять у нас в Царицыно

Тогдашние наши улицы были ещё с провинциальным налетом, и природа ещё не была так уничтожена благоустройством.

Мы залезли в овраг ,и в упоении весенним солнечным вечером , в приподнятом восторженном настроении наломали здоровенные букеты вербы .

Когда мы вылезли из оврага в цивилизацию- к нам подошла какая-то тётенька и попросила вербы .Мы щедро отдали ей добрую половину своих ароматных кустов .

Оказывается ,как потом я вычислила- это был вечер Лазаревой субботы -уже сам Праздник Входа Господня в Иерусалим,а мы этого и не знали.Наверное нам свыше была дана эта радость и был дан совет набрать букет вербы. А запомнила я этот день ещё по тому что тем же вечером объявили о взрыве на Чернобыльской АЭС.Эта трагедия случилась под в Вербное Воскресение.

Великий Четверг в те времена в нашем доме сопровождался интересными суеверием:считалось что если в ночь на него переделаешь частично какие-то важные дела, то в течении всего года будешь успевать их удачно делать Мы в это свято верили.Поэтому каждый год в эту ночь мама нас будила.Мы умывались святой водой которую она тогда ещё некрещеная брала в храме ,и делали разные дела

Я что-то решала по математике,по которой всегда плохо училась, играла на пианино ,что-то ещё делала .Мама тоже чем-то занималась- и после всех элементов этого ночного труда мы снова засыпали.

В другой год холодной весной мы гуляли с Оленькой Гвоздевой по студёным дворам под изморось с неба, и я тогда вспомнила -сегодня ведь Великий Четверг ,но почему же мы забыли ночью встать и переделать понемногу свои дела?Надо же -упустили такой важный момент!

Откуда мама взяла эту странную традицию я не знаю -наверное переняла у кого то ещё в Сибири.

Знать об истинной православной вере было нам негде- хоть бабушки и были крещеными, но мало что знали сами и тем более почти ничего не рассказывали нам .

Помню ,маленькой просыпаюсь на Пасху и слышу как красноярская бабушка Клава , мамина мама, жившая у нас зиму и весну ,говорит ей :

- Христос воскрес,Миличка!

А мама ей отвечает :

- Воистину Воскрес мамочка!

И целуются
И так почему то трижды.

А нас так говорить её учили.Мы ,проснувшись ,сразу же шли завтракать-есть куличи и яйца.


Лишь став подростком ,я от другой нашей бабушки Гали услышала слова пасхального тропаря:

"Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав. "

И тут же записала их в своей записной книжке , как я полагала-с ошибками, ибо что такое "во гробех "-когда надо "во гробах", а вот слово "живот"- "жизнь"- меня никогда не смешило-все же было во мне тогда некое благоговение

Смысла же тропаря Пасхи я не знала ,и не объясняли.Знала что Бог вернётся на землю когда люди станут умными как боги, и перед этим будет война - и что об этом написано в какой-то таинственной книге, которая редко у кого есть ,и конечно же мечтала такую книгу найти и прочитать .

С Пасхой ещё связано следующее : однажды весной мы с мамой откуда-то возвращались домой ,и очень верующая бабушка сестриной подруги подозвала меня к себе-она сидела на лавочке на полянке у нашего дома где была детская площадка- читала какую-то книгу.

Бабушка Ирина Степановна мне что-то непонятное сказала и дала яйцо крашенное в луковой шелухе .Я не любила тогда крашенные таким образом яйца - мне они напоминали покойников и безумных, беззубых старух.

Бабушка Ирина Степановна была чувашкой,она знала свой язык, и с характерным акцентом мне что-то стала читать из своей книги. А мне было как-то неловко но я все вытерпела и даже съела несолёное несвежее яйцо.

Потом уже став человеком церковным я поняла ,что бабушка Ирина Степановна читала мне Евангелие о Христовом Воскресении .Это были Пасхальные дни.

. ..Далее,что я ещё помню об этих Святых днях в те времена?

Помнится расписывали яйца с гостившей у нас тогда нашей подругой из Дагестана, мусульманкой .Она сама вызвалась их раскрашивать вместе с нами подростками -оказывается они тоже дома празднуют Пасху- красят яйца ,и иногда покупают куличи ,но саму творожную пасху не делают.

Кстати, саму творожную или сырную пасху в нашем детстве мама никогда не делала, и я ее попробовала уже лет в четырнадцать, при этом укоряя маму за то что она лишила нас такой вкусной еды в Пасхи прежние !С тех пор пасха всегда на нашем столе,и потом делала её я, а вот куличи ,кекс "Весенний" мы в те времена никогда не покупали, а всегда пекли сами.У мамы они всегда были вкусными.

В гостях у подружек я нехотя ела этот кекс "Весенний" именно из-за его названия- меня коробило советское отношение к Светлой Пасхе.Почему не кулич Пасхальный,а кекс Весенний?!

Подруга Катя в те советские годы накануне Пасхи в Страстную Пятницу или Четверг мне радостно сообщала что они уже купили куличи и уже один съели!
Я решительно была против есть пасхальную пищу до Пасхи, хотя и не знала ничего про Великий Пост и Страстную ,говорила тогда- что это все равно что наряжать ёлку летом!Было у меня тогда ещё неосознанное воздержание.

Все же именно Катя ,будучи из традиционно православной семьи, верующей по бытовому "жить хорошо и не болеть", первая меня позвала святить куличи в церковь .У них дома всегда висела старинная икона Богородицы, и куличи святить ездила ее мама ,но родив недавно третью дочку ,будущую мою крестницу,она была занята -и отправила святить куличи Катю
Я хорошо запомнила тот день .Вечер ,розово-золотистый закат апрельского солнца.Холодок после дневного весеннего тепла,- мы были в ветровках или даже без них.

По пути в бирюлёвский храм наломали жёлтой ивы, цветущего ясеня и каких то веточек с цветущих уже кустов -и приехали в Бирюлёво .
Перешли на ту сторону железной дороги, где находится храм святителя Николая, который был построен в 50 е годы 20-го века взамен сгоревшего, что само по себе чудо в те времена .

Шли мы вдоль старого дощатого зелёного забора, возле которого старушки продавали самодельные цветы

.Катя купила цветок ,и я последовала её примеру .Мы воткнули розаны в куличи, и купив красные свечки ,тоже вставили их в куличи,которые вместе с крашенными яйцами поставили на деревянный стол, покрытый клеенкой.

Людей пришедших святить было немного.Все зажгли свечи и долго ждали священника .В сумраке предпасхального вечера красиво мерцали огоньки, давая отблеск в намазанных маслом разноцветных яйцах.

Пахло ванилью от куличей и весенним воздухом проснувшейся и зацветающей земли. .Настроение у всех благоговейно предподнятое- так бывало у меня тогда только перед салютом на День Победы,когда осознавалось что давно закончились война и смерть и восторжествовали победа и жизнь...!

Наконец пришел священник что-то пропел и побрызгал наши пасхальные яства.
Все стали расходиться и ставить свечки на какую-то могилку.
У храма было их несколько.

И я поставила тоже -думала что это традиция после освящения куличей и яиц ставить свечки на могилку. А это была могила схимонахини Серафимы ,которая открыла перед смертью что молитва на ее могиле будет исцелять от болезни.
Схимонахиня Серафима там как местночтимая святая.Приехавшие освящать куличи люди наверняка о ней откуда- то знали ,может им дошло предание от стариков.

Когда ехали на автобусе обратно Катя мне сказала :

"Хорошо что Пасха сегодня совпала с воскресеньем- завтра в школу не идти,а вот в следующем году она будет уже в понедельник!"

На что я, эрудит ,ей объяснила что Пасха всегда бывает только в воскресенье- и Катя очень обрадовалась.

Кстати тогда в школе на Пасху часто проводились воскресники,и учительница нам говорила что в воскресенье вы не к бабушке поедете куличи есть, а придёте в школу на воскресник. А я про себя думала"Ага, как же!" И не приходила.
Мама ,правда, должна была все равно идти на воскресник- ведь она в той же школе работала учительницей.

Однажды в школе в субботу-мы тогда ещё учились по субботам,наш повар Мария Степановна на взяла да на завтрак раздала всем крашенные луковой шелухой яйца,несмотря на то что Пасха будет только завтра.Я пришла в восторг!В этом её поступке было своего рода исповедничество!И учителя после уроков радостно стали покупать у неё десятки крашеных яиц домой на Пасху!

...И вот мы вернувшись домой ,и дождавшись Катю, жившую тогда в нашем доме ,в полночь начинали праздновать Пасху!Это был по радости совсем не такой праздник как ночной новый год.Здесь в душе царило ощущение иного, неземного торжества, чего никогда не дарят праздники мирские.


Рецензии
Лада! Какие милые воспоминания! Теплые.В бывшем Советском Союзе мы были все похожи и даже воспоминания наши одинаковы.Счастливые годы я считаю. У меня тоже рассказ " Пасха" есть.
С уважением,

Анюта Исайкина   19.05.2023 10:11     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за добрые слова !)

Петрова Лада   22.05.2023 21:13   Заявить о нарушении