Несерьёзная пьеса о призвании и несостоявшейся люб

Несерьёзная пьеса о трёх стихиях, призвании и несостоявшейся любви.
                опус № 4           август 1994


                ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.


ПОЛЫХАЕВ ПЕТР, временно свободный художник,в последствии - водопроводчик 15-го         
               санучастка Запрудного водоканала.

ПЛЮЩЕВА ЕВДОКИЯ, его соседка, 73 года.

КИПЯТКОВА ПРАСКОВЬЯ, молодая девушка 19,5 лет,не замужем.

ЖУИРОВ ВЛАС, эпизодическое лицо в жизни Прасковьи Кипятковой.

6 БАБУШЕК, соседки Петра Полыхаева.

Смешанный хор водопроводчиков Запрудного водоканала и ткачих Ткацкой фабрики имени Взятия Бастилии парижскими коммунарами.









                ПРОЛОГ

                Действующие лица.

ПЕРВЫЙ ПРОЛОГ, в древнегреческом одеянии.
ВТОРОЙ ПРОЛОГ, в костюме Арлекино.
ТРЕТИЙ ПРОЛОГ, в костюме Пьеро.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПРОЛОГ, в костюме рабочего и колхозницы.
6 ДЕТЕЙ ВТОРОГО ПРОЛОГА, отсутствие единого стиля костюма.

      
                ПЕРВЫЙ ПРОЛОГ
Сложив руки на груди, долго вглядывается вдаль, затем рассматривает публику, высокомерно ухмыльнувшись ...
                ...Да-а...
                (Уходит).
               
                ВТОРОЙ ПРОЛОГ
   Выпрыгивает из-за кулис, лицом и жестами запугивая зрителей.
               
                Не пугайтесь, девочки;
                Не шугайтесь, мальчики:
                Дорогие деточки,
                Вы уже не Спальчики.

                Пьеску аморальную
                С кровушкой и трупами
                Вострубим орально мы
                Медненькими трубами.

     Выхватывает из подполы горн и трубит позывные «Пионерской зорьки». Вбегает Третий Пролог и толкает в бок Второго, затем начинает драться с ним, как девчонка, и пускать слюни, тот отступает, со смехом убегает и, кривляясь, кричит, неприлично указывая пальцем в сторону Третьего Пролога.

         Доброе утро ребята! Слушайте «Пионерскую зорьку»!   

                ТРЕТИЙ ПРОЛОГ

                О, ужас! О, стыд и о, горе!
                Простит ли почтенная публика?
                Та лож - Вы узнаете вскоре -
         (машет длинными рукавами в сторону второго пролога)
                Не стоит и дырки от бублика.

           (далее читает, заламывая руки и закатывая глаза)
 
                Ведь пьеса, что Вам здесь покажут
                Одной лишь любви посвящается.
                Актеры игрой то докажут.
                Точнее сказать, постараются...

        (Видит показавшегося Четвертого Пролога, убегает).

                ЧЕТВЕРТЫЙ ПРОЛОГ
   Широкими шагами выходит на с сцену с кувалдой на плече и алюминиевым тазом подмышкой. Садится на небольшое возвышение, широко расставив ноги. Уверенным голосом ...

                Вот ударю в этот таз
                Сильно!
            (ударяет, грохот прокатывается по залу)
                И еще ударить раз
                Жажду!!!
           (ударяет второй раз, грохот ещё сильнее)
                То литавров сладкий глас
                Сольно
                Славил труд людской сейчас
                Дважды! 
                ( встаёт)

                Нет презреннее судьбы
                Трутней!
                Так восславится ж вовек пот
                Будней!
                Отражают эти вот...
                Части,
               (смотрит то на руки, то на кувалду)               
                Одну - главную для всех суть
                Счастья!
(Показываются 6 детей Второго Пролога приблизительно одного возраста. Они вооружены рогатками. Цель - алюминиевый таз и Четвертый Пролог. Не выдерживая напора детей Четвертый Пролог отступает).

                ВТОРОЙ ПРОЛОГ.
                с выходом, угрожая
               
                Ах, оставьте карандаш,
                И не надо сурика!
                Скоро, пьеса, ты нам дашь
                Свеженького жмурика !

                ТРЕТИЙ ПРОЛОГ.
  Выбегает и вцепляется в спину Второго, взбирается ему на закукорки, падает сверху, сильно ударившись о пол, ему больно, приподнявшись из последних сил

                Да здравствует любовь!
                (Падает).
   Показывается Четвертый Пролог, преследуемый шестью детьми Второго Пролога. Завязывается общая потасовка, все рушится, обрывается занавес.
   На сцене в вольных позах артисты, они еще явно не готовы к началу представления и не понимают в чем дело, затем начинают метаться в разные стороны; некоторые пытаются разнимать дерущuxся Прологов.
   Выбегает взволнованный директор театра. Он старается успокоить публику, уверяя, что дальше будет все пристойно и такого больше не повторится. В это время вешают занавес.

                ПЕРВЫЙ ПРОЛОГ
  Не спеша выходит, вглядывается вдаль, потом разглядывает публику, многозначительно ухмыльнувшись и снисходительно покачав головой.
                ... Да ...
                (Уходит).



                Действие первое

   Маленькая комнатка. Скромная мебель. На деревянном полу сидит Петр Полыхаев и строгает табуретки. На пороге сидят 7 старушек небольшого роста в платочках и с умилением следят за работой Петра.

                Явление 1
                (Петр и бабушки)
ПЕТР. Ну вот, баб Дусь, и тебе теперь есть где теплым местом прислониться.
Подает табуретку владелице, несколько раз повертев ее перед собой, будто прицеливаясь. Общий смех. Баб Дуся краснеет. На лицах бабушек еще большее умиление. Все семеро качают головами.
ПЕТР. Пора, бабульки, чай пить (все рассаживаются за длинным деревянным столом). Что приумолкли, родимые?
2-я БАБУЛЯ. Да вот, любуемся на тебя, Петя, не налюбуемся. На все руки ты у нас мастер. Вот начальство бы обрадовалось, кабы ты на службу поступил. А?
ПЕТР. Не, бабанька. Не знаю я еще своего настоящего призвания, oт тогo и на службу не поступаю. Вдруг не своим делом буду заниматься или - еще хуже - чужое место займу ... Срам. Как говорится: «Лучше кот в мешке, чем козел в огороде».
4-я БАБУЛЯ. Что ты, Петушок, у тебя все лучше всех получается. Куда брать будут - там и место твое. В начальники выйдешь, семейственность заведешь...Ты ведь самый-самый расхороший.
               (гладит нерешительно Петра по голове).
ПЕТР.  Э ... - нет, бабуся. В начальники я не пойду. Видно ли дело. А вдруг подчиненные-то мои глупее меня окажутся, то все сразу говорить начнут: «Вон идет начальник, у которого все подчиненные дураки, знать и сам он не лучше». Или, не приведи, Господь, умнее меня будут. Тогда скажут: «А начальник-то у них - дурак». Лучше самому быть себе и начальником, и подчиненным. Во-о.
                (тычет перстом в небо).
6-я БАБУЛЯ.  Ой, голова, Петя, голова... (хлопает его по спине).
5-я БАБУЛЯ. ...голова, голова...(одобрительно кивает).
(Все бабули, попивая чаек, начинают покачивать головами и умиленно заглядывать Петру в глаза.)
ПЕТР. Что ж, бабульки, пора баиньки. Утро вечера мудренее.
(Бабули уходят, раскланиваясь и унося каждая по только что выструганной табуретке.)

                Явление 2
                (Петр один)
ПЕТР. Вот и закончился еще один день моей жизни, но чего-то самого главного я так и не сделал. И табуретки ничего получились, но все ж - не то...
        (подметает с пола стружки и укладывается спать.)

                Явление 3
                I Сон Петра
                Петру снится, что он - Мировой океан.
На сцене все в голубом свете. Петр в шелковом плаще цвета индиго с длинным шлейфом, развевающимся на ветру.

                ПЕТР
                Я - жидкость мира, я - движенье,
                Я - средоточие всего;
                Земной я жизни воплощенье
                И даже Бога самого.

                Я все могу: быть грозной силой,
                Лить летним ласковым дождем,
                Плыть легкой тучкой в выси милой,
                Скользнуть подземным ли ручьем. 

(На водной глади появляется лист кувшинки, а на нем мотылек.  У мотылька сломано крылышко, он плачет.)

                Но, чу... . я слышу где-то горе? 
                Спешу скорей, чтобы помочь.
                Я верю, что мы сможем вскоре
                Бедняги страхи превозмочь.

(Петр видит мотылька. У мотылька лицо красивой девушки, она простирает к небу руки. Петр бросается к ней на помощь).

                МОТЫЛЕК

Я погибаю!
              Нету силы ...
                Накроет счас меня волна.
О! Боже правый!
                Боже милый ...
                Знать чаша жизни уж полна ...

 (Петр волной накрывает лист кувшинки. Мотылек тонет)

                ПЕТР
               Что я наделал ?! Плачь же, низкий.
               (хватается за голову обеими руками).

                Явление 5
                Петр один.
Петр в ужасе просыпается в сидячем положении, держась за голову руками.

ПЕТР. Фу ты, черт ... - опять ...


                Действие предпоследнее
Комната Петра. На пороге сидят 7 бабушек. Петр строгает из ивы свистульки и раздает бабушкам.

                Явление 1
                Петр и бабушки.
ПЕТР. На, баб Дусь, свисти. Только смотри, богатство все не просвисти да зубы последние не высвисти, а то ... замуж никто не возьмет.
(Общий смех. Баб Дуся краснеет, закрывая пол лица и один глаз ладонью, а другой кокетливо отмахиваясь.)
БАБ ДУСЯ. Право уж - богатство. Да и на что мне эти коростели скрипучие? Только и умеют, что кряхтеть да храпеть.
2-я БАБУЛЯ. А тебе все молодчиков подавай. Ты, Петруша, смотри за ней, а то птичка еще та.  (общий смех)
3-я БАБУЛЯ. Смотрите, как у меня получается (начинает пронзительно свистеть в свистульку).
ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ.  И у меня, и у меня ... (Общая какофония)
ПЕТР. Ну, ну! ишь разыгрались. Пойдемте-ка лучше чай пить.
(Бабушки поднимаются с порога и, семеня, устремляются к столу, рассаживаются, пьют чай.)
2-я БАБУЛЯ. Ой, Петушок, ты нам таких голосистых сопилок понастрогал. Дай-то Бог тебе здоровья.
4-я БАБУЛЯ. Кабы на службу, так самым главным министром бы стал.
5-я БАБУЛЯ. Касатик ты наш. И куда это девки. то смотрят?
ПЕТР. Это ты про что? Рано мне еще жениться: всего 36 лет. Мне сначала дело найти надо, а это успеется. Buden – tempos; uteham – minimum tempos. Что значит: делу — время, а утехам час.
                (указует перстом в небо)
6-я БАБУЛЯ. Ой голова... голова.
ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ. Ой голова... голова ... (подхватывают и умиленно качают головами).
ПЕТР. Ну, касаточки, первый час ночи. Все по домам, а то мамки заругаются.
(Бабульки, пятясь, уходят. Некоторые тихонько посвистывают в свистульки.)

                Явление 2
                Петр один.
ПЕТР. Чего-то опять не хватает. Кабы чего такого разэтакого ... и сны все какие-то чумные... (Смотрит в окно на небо через недоделанную свистульку как в телескоп, ложится). И где дело настоящее найти - ума не приложу.

                Явление 3
                II Сон Петра.
                Петру снится, что он - Твердь земная.
Желтое в крапинку освещение. Петр в черном плаще с длинным шлейфом.

                ПЕТР.
                Я – скала, я – утес,
                материк необъятный,
                Я есть Ноев ковчег
                средь морей благодатный.
                Я до жизни земной
                появился на свет.
                Пусть я сам не живой –
                без меня ее нет.

                Я - большой отчий дом,
                что зовется Землею.
                Всё приходит ко мне,
                всё становится мною.
(Внизу под скалой бьется запутавшийся в паутине мотылек, он отчаянно пытается вырваться и зовет на помощь).

                Что случилось?
                Что там?
                Кто страдает?
                Кто плачет?
                Паучище ль –
                злодей
                Под горою
                маньячит?
   Петр видит бьющегося мотылька. У мотылька лицо красивой девушки, она рыдает и простирает к небу руки ... Петр бросается к ней на помощь.
МОТЫЛЕК.
                Час последний грядет,
                Нет спасенья уж боле:
                Иль злодей счас сожрет,
                Иль скалою накроет.

Петр огромным валуном разрывает паутину, давит паука, мотылька. Все заваливается грудой камней.
ПЕТР.
                Ах, безмозглый чурбан!
                Что наделал?! О! Боги!
                (Рвет на себе волосы)

                Явление 4
  Петр в ужасе просыпается в сидячем положении с клоком волос в руках.
ПЕТР. О, Господи, опять, опять... опять!

                Действие последнее
     Комната Петра. На пороге сидят 7 бабушек. Петр починяет утюги.

                Явление 1
                Петр и бабушки

ПЕТР. Ну, баб Дусь, теперь на этом утюге можно и в космос лететь. (Завинчивает последнюю гайку и похлопывает утюг по боку). На, космонавтка, получай (подает ей утюг).
Баб Дуся краснеет. Остальные бабушки шепотом кричат «Ура-а-а...» и трясут в воздухе утюгами.
З-я БАБУЛЯ. Ой, Кулибин ты наш.
4-я БАБУЛЯ. (перебивая) Ползунов, Ползунов.
6-я БАБУЛЯ. Цыалковский ты наш.
5-я БАБУЛЯ. Одно слово - Тимирязев.
      (Все качают головами и заглядывают Петру в глаза).
2-я БАБУЛЯ. А соседку-то нашу сверху затопило.
6-я БАБУЛЯ. Да. Клапан как вырвет и на пол хлюп, хлюп, хлюп, хлюп - потоп.
3-я БАБУЛЯ. Так она, Петь, кран простынями перевязала, теперь так всю ночь и прокукует.
5-я БАБУЛЯ. А ну ее. У нее ухажер тут завелся - краснющий такой. И ходит так фьють, фьють...(показывает). Пусть ей и починяет краны.
ПЕТР. Хватит, бабульки, галдеть - чай стынет.
(Все подымаются с порога и спешат к столу. Самовар, сухари, баранки).
6-я БАБУЛЯ. (отпивая чаю из блюдечка) Ну, Петушок, ты того ... (делает сладострастный выдох после благодатного глотка чаю) Хо-о-о, голова.
ОСТАЛЬНЫЕ. (присоединяются) Хо-о-о. Голова-а-а ...
ПЕТР. Разморило Вас что-то сегодня, подружки. Разомлели смотрю от чаю. Значит, пора уже на боковую. Спокойной ночи.
(Бабульки медленно гуськом расходятся, некоторые гладят впереди идущих по спине починенными утюгами).

                Явление 2
                Петр один.

ПЕТР. И сегодня, как будто чего-то еще нужно было сделать? И чего это они про соседку говорили? (ходит по комнате, прибирает инструменты, ложится). Эх-эх ...

                Явление 3
                III сон Петра
                Петру снится, что он — Огонь.
     Красное освещение. Петр в алом плаще с длинным шлейфом
    
                ПЁТР
                Я - владыка мирозданья,
                Я - бушующий огонь,
                Я - источник проживанья
                Всех вокруг, кого не тронь.

                Я - энергия вселенной,
                Звезд небесных вещество,
                Я - зерно души нетленной,
                Я для многих - божество.

                Я могу быть другом нежным,
                Я смогу тебя согреть,
                Стать могу твоей надеждой,
                Стоит только захотеть.

В темном лесу потерялся мотылек. Он пытается отыскать дорогу, ему страшно, он плачет...

                Что я слышу? Кто-то плачет?
                Затерялся он во тьме?
                Костерок пусть замаячит -
                Путь покажет в темноте.

   Мотылек заметил огонек и летит на него. Петр видит мотылька. У мотылька лицо красивой девушки, слезы еще не высохли на ее щеках. Петр еще больше раздувает огонь.

                МОТЫЛЕК.
                Наконец-то есть спасенье.
                Бог ты мой, благодарю!
                Что за штука?... невезенье ...
                Ой! Я, кажется, горю ...

                ПЕТР.
                Льются слезы - ведра ставьте!
                Я - убийца! Я - злодей!

                Явление 4
            Петр просыпается в ужасе ... на него с потолка каплет.

ПЕТР. Вода, вода, откуда вода? (спросонья ничего не понимает). Да это же у соседки клапан вырвало!
(Петр хватает разводной ключ и прочие инструменты и бежит к соседке на помощь).

                Явление 5
 Комната Прасковьи Кипятковой залита водой. Прасковья мечется.

ПРАСКОВЬЯ. Ой, что делать, что делать ?
 
        Звонок в дверь, на пороге возбужденный Петр.

ПЕТР. Ба-а! ... Ого потоп. Вы что это, карасей решили разводить, что ли?
ПРАСКОВЬЯ. Да нет - клапан вырвало ( растеряно показывает рукой).

Петр пристальнее взглянул на Прасковью и узнал в ней мотылька. Он ошеломлен и обескуражен. В затмении.

                ПЕТР.
           О, небесное созданье
                легкокрылое мое,
           Живота не пожалею
                за спасение твое.
           Берегись стихия злая –
                хоть всю мощь свою яви,
           Ну а ты меня, родная,
                Сальвадором назови.

(Имя Сальвадор означает – спаситель, примечание переводчика)

ПРАСКОВЬЯ. Вы это чего?
ПЕТР. Ой чего это я? (Опомнившись) Там же клапан вырвало.

Самоотверженно бросается вперед. Борьба со стихией. Долгожданная победа. Петр изможденный, но счастливый выходит из ванной комнаты.

ПЕТР. Вот собственно и все.
ПРАСКОВЬЯ (про себя) Вот это мужчина! Он меня покорил в одну секунду: какой взгляд; какие движения. (вслух) Спасибо, мой Сальвадор.
ПЕТР. Да, не за что (сияющий идет ей навстречу и ... проходит мимо).
ПРАСКОВЬЯ. А как же я?


                Явление 6
                Комната Петра. Петр один.

ПЕТР. Эврика! Вот оно - мое призвание. Наконец-то! Слава провидению! Скорей же в Запрудный водоканал устраиваться на работу. Я — во-до-про-вод-чик!!! (Указует перстом в небо. Подпрыгивая, выбегает).


                ЭПИЛОГ.
                Сорок восемь лет спустя 
   Городское кладбище. Похороны. Много народа, все плачут. Смешанный хор водопроводчиков и ткачих поют Lakrimoz’y. Незатейливый мотив популярного похоронного марша задевает за самые тонкие струнки души, вызывая состояние покинутости и безутешности. В первых рядах процессии 8 бабушек, в одной из них узнается сильно постаревшая Прасковья Кипяткова. Гроб несут четыре Пролога. Шесть детей Второго Пролога – венки, цветы, регалии.

ЧТЕЦ. Ушел из жизни наш достославный начальник Запрудного водоканала Петр Полыхаев ... (речь продолжается чуть тише)
(Из толпы: "На кого же, ты. нас покинул ?" Общие стоны ...)
2-я БАБУЛЯ. Не уберегли касатика... такой еще молоденький (плачет утираясь платочком).
3-я БАБУЛЯ. Соколик наш ясноокий.
4-я БАБУЛЯ. На кого же, ты, нас родимый по кидаешь
(Всеобщие стоны, всхлипы)
ЧТЕЦ. (чуть громче) ...не осталось после него наследников. В чьи руки попадет водопроводное дело? ...
(Очередной взрыв безудержных рыданий.)

БАБ ДУСЯ. (бабе Прасковье) Такого мужика проворонила (обе всхлипывают). Будь он семейный ему бы жить да жить.
ЧТЕЦ . ... только так уходят великие люди. Он среди нас! Он в нас, пока мы помним его и продолжаем его дело ... (не выдерживает и плачет навзрыд)
   Три четверти хора уже не поют, а плачут ... к ним присоединяются и остальные ... Из поющих остался один бас, но и тот скоро срывается на дребезжащий фальцет, а затем взревает подбитым медведем - ведь и он, в конце концов, не камень ...
Все плачут ... Море слез…

                Занавес






                Август 1994 г.


Рецензии