Богатырь Смекайло - 2

В начале 70-х годов XIV века опорным пунктом ушкуйников сделался Хлынов - крепость на реке Вятке.
В 1781 г. императрица Екатерина II переименовала Хлынов в Вятку, а в 1934 г. большевики переименовали его в Киров.
Высшая власть в Хлынове принадлежала вечу. В отличие от Новгорода и Пскова хлыновское вече никогда не приглашало к себе служилых князей. Для командования войском вече выбирало атаманов (ватманов). Географическое положение Хлынова облегчало его жителям походы как в Предуралье и за Урал, так и на булгар и Золотую Орду.
- Малочисленный народ Вятки, – писал Карамзин, – управляемый законами демократии, сделался ужасен своими дерзкими разбоями; не щадя и самих единоплеменников, за то, что стяжал себе не особенно почетное название – хлынские воры.
Надо ли говорить, что золотоордынские ханы мечтали стереть Хлынов с лица земли. В 1391 г. по приказу хана Тохтамыша царевич Бекбут разорил вятские земли и осадил Хлынов. По уходу татар новгородские ушкуйники вместе с устюжанами напали на принадлежавшие татарам булгарские города – Казань и Жукотин и разорили их. Следствием этого стало новое нападение татар на Хлынов.
Посылаемых на Вятку с ратью московских воевод вятчане старались подкупить добрыми поминками, давая в то же время крестное целование быть на всей воле московских князей, но это крестное целование им было нипочем: они не раз ему изменяли.
Поскольку московские воеводы не могли покорить Хлынов, то в дело шли московские митрополиты, которые слали в Хлынов грозные послания, где пугали вятичей геенной огненной, бесами и прочей нечистью. Но напугать ушкуйников было непросто.
Окончательно покончить с Хлыновым Москве удалось лишь в 1489 г., когда Иван III двинул на Вятку 64-тысячное войско под началом воевод Данилы Щени и Григория Морозова. Были в войске и казанские татары под предводительством князя Урака. 16 августа московская сила появилась под Хлыновым. Сопротивляться было невозможно. Вятчане попробовали прибегнуть к прежнему средству – подкупить воевод и заискать их милость. С этой целью они выслали воеводам хорошие поминки. Воеводы эти поминки приняли, но дали лишь день отсрочки штурма города.
Уже после начала штурма вятчане вступили в переговоры о капитуляции. Это позволило бежать значительной части осажденных. По приказу Ивана III с Хлыновым поступили, как раньше с Новгородом: большая часть жителей была перевезена в московские города, вместо них поселены жители московских городов, а главных «крамольников» казнили.
1 сентября повезли пленное население Хлынова в московские пределы. Великий князь велел их расселить в Боровске, Алексине и Кременце, где им были даны усадьбы и земли, торговых же людей поселили в Дмитрове.
Часть вятчан была размещена даже в подмосковной слободе: нынешнее московское село Хлыново свидетельствует об этом поселении.
А куда делись хлыновцы, которым удалось бежать от московских воевод? Бежали на север – в Заполярье или «за Камень», то есть за Уральский хребет? Вряд ли – места дикие и необжитые. Оставался единственный путь – по Каме на Среднюю Волгу. И тут мы подходим к весьма любопытному вопросу – откуда взялись донские и волжские казаки?
Происхождение донских казаков давно хорошо описано советскими историками: крестьяне южных губерний, спасаясь от непосильного гнета помещиков, бежали на Дон. Так действительно было при царе Петре, при Алексее Михайловиче. А как мог крестьянин, пусть даже сотня крестьян, бежать на Дон при Иване IV или Василии III? Ведь в XV – начале XVII веков южнее Белева, Одоева, Тулы и Рязани начиналась Дикая степь, а от Тулы до Нижнего Дона свыше 750 километров! Что есть, что пить и как уберечься от татарской конницы?
Что же касается волжского казачества, то создается впечатление, что его возникновение вообще не интересовало наших историков. А ведь Иван IV, взяв Казань, уже через год послал отряды вниз по Волге для борьбы с казаками...


В Вятке уже полгода живёт новгородский гость Дрочило Нездылов. Старинного купеческого роду.
И вот два мальчика, сын Дрочилы и будущий богатырь Смекайло хвастают друг перед другом и кое-чем меряются:
- Мой отец богаче твоего! - говорит маленький новгородец.
- А мой умнее! - возражает Смекайло.
- А мой дал займы твоему кучу денег!
- А мой их не отдаст!


Вятский поп обучает деревенских ребятишек и спрашивает у них:
- Отроки, отделима ли душа от тела?
- Не отделима, батюшка.
- Отделима, - говорит вдруг маленький Смекайло. - Я вчера шел мимо вашего дома и слышал, как вы говорили:"А теперь, душа моя, одевайся и огородами, огородами".


На молодого Смекайлу, ворошившего на лугу сено, напала соседская собака. Обороняясь, Смекайло ткнул её вилами, и собака, взвыв от боли, кинулась прочь. (Чудный воспитательный эффект! Теперь эта собака всю жизнь будет обходить Смекайло стороной.)
Сосед Куркуль, обидевшись, спросил:
- Почему же ты не попробовал сначала отогнать её тупым концом вил?
- Так бы я и сделал, - ответил Смекайло, - если бы твоя собака тоже набросилась на меня своим тупым концом.


Начальник отряда пластунов набирает людей для вылазки. Необходимо разведать обстановку в стане хана Ахмата. Берёт только бывалых. Спрашивает у каждого:
- Мальчик или мужчина?
А дьяк делает отметки гусиным пером на бумаге.
Доходит черед до богатыря Смекайло, который вдруг потерял свою смекалистость.
Ему объясняют:
- Ну, если ты спал с женщинами, то ты мужчина, а если нет, то мальчик.
- Разве с ними поспишь? - удивленно разводит руками Смекайло.
- Пиши "мальчик".


Укушался браги богатырь Смекайло и пытается сесть на коня. Но всё тщетно.
Тогда он зовёт на помощь всех святых по очереди.
- Святой Петр, помоги! Святой Михаил, помоги! Святой Георгий, помоги!
Наконец он делает последнее усилие и, не рассчитав, перелетает через коня.
- Тише! Тише! - бормочет он. - Не все сразу.


Вот вы говорите, ваганты... А ведь наш богатырь Смекайло отметился и в песнях вагантов. На французской стороне (а это считай, на чужой планете), выпало ему учиться в Университете. Не смотря на то, уже седые волосы в кудрях появились.
Царь наш Иван Великий правил больше 36 лет. Небывалый случай в истории Государства Российского. И конечно же у него было время смекнуть, что надо послать за границу учиться самого смекалистого богатыря.
И вот уже сдаёт экзамен наш Смекайло.
Старый перфессор скрипит ему:
- Да, молодой человек, у вас не голова а настоящая пустыня.
- Но вы же лучше всех знаете, что во всякой пустыне есть оазис, но не каждый верблюд может его найти.
- А что такое, по-вашему, экзамен? - спрашивает перфессор.
- Беседа двух умных людей, - отвечает Смекайло.
- А если один из них идиотус?
- То второй не получит звания бакалавруса. И получит по шее от своего Государя. Может даже и топором.


Когда по улочкам Парижа ехали наши герои, это представляло собой внушительное зрелище. Богатырь Смекайло со своей дубинкой в центре и более молодые студиозы Панург и Трибуле со своими шпагами. Ехали на лошадях бок о бок, перекрывая улицу почти полностью. Задирали женщин и прево. То есть людей прево...
- ПаРа-ПаРа-ПаРадуемся...


- Послушай, Смекайло... Ты ведь был проездом в Киеве? Это ведь морской порт, не правда ли?
- Киев расположен на семи холмах и имеет перепад высот между верхней и нижней точками чуть более 1000 пье (ступней). Высота над уровнем моря 5700 пье. Причем высота Днепра над уровнем моря в районе Киева 288 пье. Да, пожалуй, Киев можно назвать морским портом...


Когда уже седой богатырь Смекайло вернулся на родину из Парижу, у него спросили мужики:
- Что тебя больше всего там поразило?
- Ихний самогон. Он состоит из названий двух животных. Конь-як.
- А с бабами ты как?
- После конь-яка?
- Нет, тверёзым.
- Поменяйте зверей местами.


Рецензии