Коммерческая командировка

В середине 90-х, по воле судьбы, мне пришлось поработать в самом большом и системообразующем банке Армении, - банк, который был единственным кредитором Правительства, - банк, который реально обеспечивал валютную наличность по всей республике. В июне 1994 года все руководство банка было заменено. Были назначены молодые люди, не обремененные никакими представлениями о банковской деятельности, и вообще-то, мало понимающие, с какими задачами им предстоит столкнуться. Я помню, как вновь назначенный председатель правления банка, вечером того-же дня зашел к нам домой с толстым учебником 60-х годов “Банковское дело в СССР”: – Давай почитаем, что это такое. Прочитать учебник так и не случилось – пришлось разбираться со всем этим на месте, по 14 часов в день. В общем-то хорошо, что не смогли прочесть, зато собственники банка за оставшиеся полгода получили 3.500% дивидендов. Это было бы невозможно, если в новом мире, менеджеры банка в своей деятельности придерживались бы старых банковских традиций, а ещё и поддались бы постоянному давлению как Правительства, так и Центрального банка.
 
Итак, я был директором IT департамента и членом правления банка. Под Новый год было принято решение закупить большую партию запчастей для имеющихся в наличии не брендовых персональных компьютеров: блоки питания, LPT и COM порты – всё, что со страшной скоростью тогда выходило из строя, а также аппараты для пересчета и упаковки наличности. Так как перевалочным центром всего этого тогда был Дубай, банк решил для прямых закупок командировать меня и управделами в Эмираты и дать нам под это дело аж 20 тысяч долларов, что для того времени было довольно внушительной суммой. Единственной возможностью добраться до Дубая – купить четырёхдневный чартерный туристический тур. В аэропорту узнаем, что летим через Минводы - странно?! Минводы в противоположном направлении от Эмиратов, может пассажиров надо забрать!  После приземления где-то на задворках аэропорта Минвод, через полчаса подъезжает трап. В салон входит рабочий в замасленном комбинезоне. К нему выходит командир корабля и передает две большие пачки российских рублей. Тот неторопливо у всех на виду пересчитывает деньги и со словами – “Бл-дь, … так не пойдет” – возвращает деньги.
Командир: 
- Как? … В среду же заправляли …!
- Ты что не знаешь нынешний курс? … Короче не будем заправлять!
- (Пауза, думает) … ладно, … подожди … сейчас принесу. Суки! (на армянском).
Командир возвращается в кабину, минуты через три выходит и передает деньги. Тот не посчитав выходит из самолета. Минут через двадцать подъезжает бензовоз…
Как потом стало ясно, в блокадной Армении в то время не было керосина, и все авиакомпании летали в Ереван с полными баками, чтобы потом вернуться. А в некоторых случаях даже сливали топливо в танки аэропорта.  Чартеры же из Еревана летали в ближайшие Российские аэропорты, заправлялись по полной, затем летали в пункт назначения, а цены на билеты были просто астрономические!

Дубай. Я думаю, теперешняя молодежь не может и представить себе, что из себя представлял тогдашний Дубай. Согласно строительным нормативам того времени все здания должны были иметь высоту не более 4-х этажей, а срок их службы не превышал 15 лет. Через 15 лет здание сносили, потом на том же месте в песке выкапывали новый фундамент, слоями заливали бетон, который покрывали целлофановой пленкой и. т. д.  Потом все повторялось.  На берегу моря было лишь одно высотное 16 этажное здание, если правильно помню, гостиница Шератон. Итак, 6 утра, аэропорт Шаржи, встречает туроператор женщина. На таможне отбирают паспорта, туроператор на своей машине доставляет нас в гостиницу. Заселяемся. Не спится, переодеваемся в майки и шорты, выходим погулять по Дубаю. Спящий город, но через полчаса, о ужас – в городе все меняется! На первых этажах всех зданий и даже отелей, открываются тысячи магазинчиков. Мы не можем найти нашу гостиницу. Паспортов нет, названия гостиницы не знаем, имя турфирмы не помним, телефонов нет, никаких иностранных языков не знаем, все деньги в сейфе! Все … пропадем!  В течение 2-х часов заходим во все здания подряд, ориентиров никаких нет, даже не знаем по какой улочке идем – не знаем в какую сторону нужно повернуть. Заблудились как в лесу – даже хуже. Если зайти в лес и остановится вовремя, то можно, прислушавшись к шуму машин, выйти на дорогу. Здесь все без толку. Что делать - абсолютно без понятий!  И вот, о Чудо - совершенно случайно, находим-таки нашу гостиницу! У портье сразу берем десяток визиток, засовываем во все карманы и идём в номер отсыпаться. 
Гостиница. В турпакет входило трехразовое питание. В первый день – обед, как в советской столовке, работник столовой, огромный индус, наполняет тарелку гарниром, который выбираешь сам, и затем обязательно кладет куриную ножку. Мы начали на армянском обсуждать с управделами, хорошо бы получить вон те ножки, аппетитные и побольше, с утра ничего не ели. Индус по нашим голодным взглядам и по жестикуляциям, понял о чём речь и на наши тарелки усмехаясь положил аж по две огромные ножки. Мы были настолько голодными, что все-таки сдержались и не ответили. К чему я это рассказываю, все дни в этом отеле нам на завтрак, на обед и на ужин из мясного давали только жаренные куриные ножки. В Дубае никакое спиртное не продавали, но мы узнали, что в баре гостиницы “Astoria” можно было заказать настоящее пиво – не безалкогольное. Но к пиву нам бесплатно принесли жаренные, о боже, куриные крылышки! Ужас! Все, … мы решили назавтра пойти в Индийский ресторан и поесть чего-то мясного. Сидим в ресторане и объясняем официанту, что хотим мясное блюдо. Он так нас и не понял. Предложил пройти с ним на кухню и самим выбрать еду. Мы зашли на кухню, повар по очереди открывал нам огромные кастрюли с готовившейся едой. Вот те на, вся еда во всех кастрюлях было перемешана густым соусом! Так что определить с чем был соус было абсолютно невозможно. Мы наугад показали на одну из кастрюль и пошли в зал. Мы все-таки, так и не смогли определить, что ели. Всё было очень остро, но очень вкусно!

Бывают события, которые остаются загадкой на всю жизнь!
               
Обратно домой. Куринная эпопея закончилась. Под утро подъезжаем в аэропорт. После регистрации нас подвозят к самолету ТУ 134. Если кто помнит данный тип самолета состоит из двух салонов, разделенных занавеской: первый поменьше, второй побольше. Все пассажиры, хотя их не много, имеют с собой неимоверное количество чемоданов и баулов. Дубай в отличие от Турции, Мекка для челноков, перевозящих качественные товары. Но всё равно - отличное настроение! Летим прямо в Ереван, без дозаправок – по пути негде. Все уселись и все вроде разместились в первом салоне.
… Какое-то суетливое движение экипажа вокруг двери самолета. Трап не убирают, … дверь не закрывают. Потом объявление - Просьба всем пассажирам покинуть самолет. Оказывается, не-то самолет нестандартный, не-то трап не тот. Но самолет своей дверью сел на трап и его невозможно убрать. Необходимо всем сойти, чтобы самолет чуть приподнялся и позволил из-под него убрать трап. Все сошли, … но не помогло.  Тогда скомандовали вывести всю мебель. Оказывается, во втором салоне сняты все кресла, и он превращён в большое багажное отделение. Какие-то крепкие люди из пассажиров стали живо спускать несусветное количество мебели – думаю это были коммерсанты, перевозившие мебель на продажу. Самолет приподнялся. Трап убрали из-под самолета, но оставили в полуметре от самолёта. Экипаж поднялся и попытался закрыть дверь. Но дверь была серьёзно искривлена! Тогда командир корабля скрылся в кабине пилота и возвратился с огромным Топором с красной рукояткой! Какой-то очень большой пожарный топор. Вообще-то странно, где его хранят и зачем он самолете. Может под сидением кресла командира?!  Одним словом, командир, встав на трап в полуметре от самолета со всей силой тыльной стороной топора ударил по полуоткрытой двери. После каждого четвертого удара, экипаж, оставшийся в самолете, прикрывал дверь и пытался закрыть её. Потом происходило маленькое совещание и экипаж определял где следует ещё поддать. Затем дверь приоткрывалась, и капитан начинал наносить новые удары. Все пассажиры заворожено смотрели на это действие. После нескольких попыток, когда экипаж убедился, что дверь уже можно закрыть и закрепить изнутри, дал команду крепким ребятам занести мебель обратно. А затем и всем пассажирам зайти в самолёт.

Думаю, произошёл какой-то массовый гипноз. Ни у кого даже мысли не возникло, отказаться от полета. Но самым сложным конечно было на высоте четырех метров прыгать с качающего трапа в салон самолета. Все уселись. Кое-как закрыв дверь, экипаж намочил бутилированной водой все имеющиеся в наличии матерчатые салфетки, затем заделал ими все щели.
 
Все. Полетели!         


Рецензии